Субстанции рационалистической метафизики

Центральным понятием рационалистической метафизики явля­ется понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтоло­гии. Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а все сущее вообще), которая для своего существования ни в чем, кроме самой себя не нуждается. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Глав­ное определение духовной субстанции — ее неделимость, важней­ший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт воспроизводит античное понимание духовного и материаль­ного начал. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от двух

первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фи­гура, положение, движение — модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врож­денных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как воссоздание того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожден­ные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условий возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибу­том которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в при­роде подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до нача­ла XIX века.

Но в XIX веке на смену механике приходит термодинамика, а с появлением теории эволюции Дарвина происходит сдвиг интере­са от физики в сторону биологии. Наука постоянно обогащается новыми методологическими принципами, часто противоположны­ми ранее принятым; новыми подходами; новыми понятиями, как частными, применяемыми в отдельных областях познания, так и общенаучными.

Так, согласно Риккерту, предметом исследования науки явля­ется бесконечное многообразие эмпирического мира, причем бес­конечное и «вширь», и «вглубь», то есть и экстенсивно и интенсив­но. Познание означает преодоление этой бесконечности с помо­щью понятий. Задачи естественных наук — в том, что они упоря­дочивают интенсивное и экстенсивное многообразие явлений эм­пирического мира с помощью логических средств — понятий, а по­нятия в свою очередь базируются на суждениях, продуктах рассу­дочной разумной деятельности. В естествознании преодоление бесконечного многообразия материала достигается посредством обобщения. Установление закона, к которому стремятся естествен­ные науки, есть, по Риккерту, максимальное упрощение налично-данного многообразия посредством обобщения. Чем более общим является закон, тем ближе естествоиспытатель к достижению своей цели.

8. Зак. 521

Вслед за Риккертом Вебер жестко формулирует принцип: вся­кое познание есть суждение. Не интуиция, не вчувствование, не прямое постижение, а суждение. Суждение предполагает проти­вопоставление познающего субъекта познаваемому объекту.

Эмпирический мир — это не просто хаотическое многообразие, как полагали Риккерт и Виндельбанд; это многообразие предстает исследователю уже как-то организованным в известном единстве, комплексе явлений, связь между которыми — пусть еще недоста­точно установленная — все-таки предполагается существующей.