Социологические аспекты религии

В современной естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствуют человек и его мысль. Она эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное зна­ние неразрывно связано с гуманитарным.

Поэтому при определении типов рациональности Вебер шел по пути выявления социологического аспекта религии (с которым он связывает ее воздействие на процесс исторического развития), отправляясь от рассмотрения того, какой способ отношения к миру «задается» — находясь с ним в «избирательном сродстве» — тем или иным комплексом религиозных «идей», заключенных в соот­ветствующей «картине мира». На основе сопоставления мировых религий Вебер счел возможным выделить три самых общих типа, три способа отношения к «миру», заключающих в себе соответ­ствующую установку, предопределяющую направленность дея­тельности людей, вектор их социального действия.

Первый он сопрягает с конфуцианским и даосистским религи­озно-философским воззрением, получившим распространение в Китае. Второй — с индуистским и буддистским, распространенным в Индии. Третий — с иудаистским и христианским, возникшим на Ближнем Востоке и распространившимся в Европе, а в послед­ствии и на Американском континенте.

Первый Вебер определил как приспособление к миру, вто­рой — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этим изначальным мироотношением обусловлен, согласно Веберу, и со­ответствующий тип рациональности, задающий общее направле­ние последующей рационализации — как в пределах «картины мира», так и в самом мире.

Главный результат современного естествознания, по Гейзен-бергу, в том, что оно разрушило неподвижную систему понятий XIX века и усилило интерес к античной предшественнице науки — философской рациональности Аристотеля и Платона. Положитель­ная в свое время фундаментальная черта науки — стремление

абстрагироваться от человека, стать максимально безличной — делает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за эко­логические трудности, поскольку человек стал самым мощным фак­тором изменения действительности.

Человек овладевает миром через его познание, но это позна­ние не может быть абсолютным. Тем не менее наука давая чело­веку ценнейший, неубывающий ресурс - информацию, является необходимым способом отражения объективного мира, и ни мис­тика, ни интеллектуальное созерцание, ни поэтическое отноше­ние к природе не заменит науку в деле объяснения мира и прогно­зирования последствий при преобразования его человеком.

Наука находится в процессе перманентного развития. Соглас­но Попперу, она развивается благодаря выдвижению смелых пред­положений и их последующей беспощадной критике путем нахож­дения контрприемов. Каждая теория уязвима для критики, в про­тивном случае она не может рассматриваться в качестве научной Если теория противоречит фактам, она должна быть отвергнута Вся история научного познания и состоит, согласно Попперу, из такого рода смелых предположений и их опровержений и может быть представлена как история «перманентных революций».

В эпистемологии существует традиционная проблема источни-I ков знания. Откуда берется наше знание: из опыта, из разума или |из того и другого, а если верно последнее, то каково взаимоотно-! шение опыта и разума? Для Поппера этой проблемы в эпистемо-|логии не существует. Неважно, из какого источника возникли те 'или иные идеи в науке. Они могут быть навеяны опытом, другими ^теоретическими концепциями, они могут присниться, они могут быть ;взяты из мифологии. В конце концов, вся современная наука воз-,никла из мифа, потому что демокритовская теория о том, что мир состоит из атомов, с точки зрения содержания принципиально не отличается от мифа.

Все дело не в том, откуда возникла та или иная идея, а в том, с с нею начинают обращаться после ее появления. Если она вов-пекается в процедуру рационального обсуждения, если к ней при­меняются нормы критической дискуссии и она выдерживает испы­тание дискуссией и позволяет осуществлять дальнейшее иссле­дование, значит, она включается в процесс порождения научного знания, а потому и сама является научной.

Когда Поппер разработал свою теорию рациональности, он пре­тендовал на то, что она довольно хорошо описывает реальное по­ложение вещей в науке. Любимый ученик Поппера — Лакатос — развил его идеи методологического фальсификационизма и тео­рии рациональности.

8* 227

Если, сточки зрения Поппера, обнаружение противоречий меж­ду выводом из теории и эмпирическим фактом непременно озна­чает отказ от теории и поиски новой, то Лакатос довольно убеди­тельно показывает, что в реальной истории научного познания дело обстоит не так. Если обнаруживается подобное противоречие, то оно, как правило, не ведет к отказу от теории, а тем более от науч­ной программы, в рамках которой данная теория стала вероятной. Оказывается возможным переформулировать некоторые допуще­ния теории или программы так, что данные факты из опроверже­ния теории становятся ее подтверждением.

Для Поппера рациональность — это прежде всего радикаль­ный критицизм. Для Лакатоса рациональность — это сочетание, казалось бы, несочетаемых качеств. С одной стороны, это крити­цизм, умение рефлектировать над предпосылками собственных рассуждений, серьезное отношение к контраргументам оппонен­тов и принципиальная готовность менять свои взгляды в опреде­ленных обстоятельствах. С другой стороны, это в хорошем смыс­ле слова «догматизм», или, точнее говоря, убежденность в воз­можностях своей системы идей. Последнее означает, что в том случае, когда обнаруживаются факты, которые противоречат за­щищаемым идеям, от этих идей вовсе необязательно отказывать­ся. Важно уметь защищать свои идеи, учитывая новые обстоятель­ства.

По мнению Фейерабенда, попперовский вариант плюрализма не согласуется с научной практикой и разрушает известную нам науку. Если наука существует, разум не может быть универсаль­ным и неразумность исключить невозможно. Эта характерная чер­та науки, считает Фейерабенд, и требует анархистской эпистемо-логии. Осознание того, что наука не священна и что спор между наукой и мифом не принес победы ни одной из сторон, только уси­ливает позиции анархизма.

Одно из наиболее общих возражений против использования и существования несоизмеримых теорий заключается в опасении, что они сильно ограничили бы действие традиционного, недиалек­тического рассуждения.

Фейерабенд предлагает посмотреть на критические стандар­ты попперианской школы, которые образуют содержание «рацио­нального» рассуждения.

Эти стандарты — стандарты критики: рациональное обсужде­ние состоит в попытках критиковать, а не в попытках доказывать или делать вероятным. Развивайте ваши идеи так, чтобы их мож­но было критиковать; атакуйте ваши идеи, пытаясь не защищать их, а выявлять их слабые места; устраняйте их тотчас же, как только

эти слабые места выявились, - таковы некоторые правила уста новленные критическими рационалистами. '

Эти правила становятся более конкретными, когда мы обра щаемся к философии науки, и в частности к философии естествен ных наук.

В естествознании критика связана с экспериментом и наблю­дением. Содержание теории состоит из совокупности тех базис­ных утверждений, которые ей противоречат (потенциальных фаль­сификаторов). Возрастание содержания равнозначно возрастанию уязвимости, следовательно, теории с большим содержанием пред­почтительнее теорий с меньшим содержанием. Возрастание со­держания приветствуется, уменьшение содержания нежелатель­но. Теория, противоречащая признанному базисному предложе­нию, должна быть устранена.

Наука, принимающая правила критического эмпиризма этого рода, будет, согласно Фейерабенду, развиваться следующим об­разом.

Мы начинаем с проблемы. Она является не только результа­том любознательности, но и теоретическим обоснованием Она воз никает в результате того, что определенные ожидания не оправ­дываются. Факт не согласовывается с ожиданиями и принципами лежащими в основе этих ожиданий. Свидетельствует ли он о том' что наши ожидания ошибочны? В этом и состоит проблема

Важно заметить, отмечает Фейерабенд, что элементы пробле­мы не просто даны. Факт становится объектом нашего внимания лишь благодаря определенному ожиданию (например факт несо­размерности существует только благодаря ожиданию регулярнос­ти) и имеет смысл, если у нас есть правило.

Итог этой части попперовской доктрины: исследование начи­нается с проблемы. Проблема есть результат столкновения меж­ду ожиданием и наблюдением, которое в свою очередь сформи­ровано ожиданием.

Формулирование проблемы требует ее решения, что означает изобретение теории, которая фальсифицируема (в большей сте­пени, чем любая из ее альтернатив).

Затем начинается критика теории, выдвинутой при попытке ре­шить проблему. Успешная критика раз и навсегда устраняет тео­рию и создает новую проблему, а именно:

1) требуется объяснить, почему теория до сих пор была успеш­ной; *

2) почему она оказалась несостоятельной. Для решения этой проблемы нам нужна новая теория которая воспроизводит успешные тезисы старой теории, отвергает ее ошиб-

ки и дает дополнительные предсказания, которых раньше не было.

Таковы некоторые формальные условия, которые должна удов­летворять приемлемая наследница опровергнутой теории. Приняв эти условия, можно продвигаться вперед посредством предполо­жений и опровержений от менее общих к более общим теориям и расширять содержание человеческого познания.

Открывается (или строится при помощи ожиданий) все больше и больше фактов, которые затем объясняются теориями. Изобре­тение новых теорий зависит от наших способностей и иных счаст­ливых обстоятельств (как, например, удовлетворительная сексу­альная жизнь). Однако до тех пор, пока эти способности сохраня­ются, предложенная схема дает корректное понимание роста зна­ния, удовлетворяющее требованиям критического рационализма.

Здесь Фейерабенд ставит вопрос: возможно ли иметь извест­ную нам науку и одновременно придерживаться этих правил?

На этот вопрос он твердо и решительно отвечает «нет».

Во-первых, реальное развитие учреждений, идей, практичес­ких действий часто начинается не с проблемы, а с некоторой несу­щественной активности, например, с игры, приводящей в качестве побочного эффекта к разработкам, которые впоследствии могут быть интерпретированы как решения неосознанных проблем.

Во-вторых, строгий принцип фальсификации, или «наивный» (догматический) фальсификационизм, по мнению Фейерабенда, уничтожил бы известную нам науку и никогда не позволил бы ей начаться.

В-третьих, требование роста содержания, с его точки зрения, также невыполнимо.

Теории, вызывающие ниспровержение всеобъемлющей и хо­рошо обоснованной концепции и впоследствии занимающие ее место, первоначально ограничены лишь весьма узкой областью фактов и весьма медленно распространяются на другие сферы. Пытаясь развить новую теорию, мы должны сначала сделать шаг назад от имеющихся данных и исследовать проблему наблюде­ния. Постепенно возникающий концептуальный аппарат теории начинает определять ее собственные проблемы, а прежние про­блемы, факты и наблюдения оказываются забытыми, либо отстра­няются как несущественные. Это совершенно естественное и бес­спорное развитие.

Почему некая идеология должна ограничиться старыми про­блемами, которые имеют смысл только в рамках отброшенного кон­текста?

Почему она должна рассматривать «факты», которые привели к этим проблемам или играли роль в их решении?

Почему бы ей не следовать своим собственным путем, изобре­тая собственные задачи и образуя свою собственную область «фак­тов»?

Предполагается, что универсальная теория должна иметь не­которую «онтологию», которая детерминирует, что именно суще­ствует, и таким образом устанавливает область возможных фак­тов и сферу возможных вопросов. Развитие науки согласуется с этим рассуждением.

Новые концепции сразу устремляются по новым направлени­ям и с подозрением относятся к старым проблемам и старым фак­там, которые занимали умы более ранних мыслителей. А там, где новые теории уделяют внимание предшествующим, они присое­диняются к старым программам, с которыми они явно несовмести­мы.

При сравнении старой теории с новой, отношение их эмпири­ческих содержаний обычно представляется в одном из следую­щих видов: область Д представляет проблемы и факты старой те­ории, о которых все еще помнят и которые искажены так, чтобы их можно было включить в новую структуру.

В этом, согласно Фейерабенду, и состоит иллюзия, которая от­ветственна за постоянное возрождение требования увеличивать содержание.