рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИОЛОГИЗМ» — ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМА

СОЦИОЛОГИЗМ» — ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМА - раздел Социология, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПАМЯТНИКАХ В Истории Социологии Часто Используются Ярлыки Или Метки, Выделяющие Какие-То...

В истории социологии часто используются ярлыки или метки, выделяющие какие-то существенные черты опре­деленной теории и, таким образом, обозначающие ее. Несомненно, эти ярлыки огрубляют и упрощают обо­значаемые ими теории и не могут дать целостного представления о них. Тем не менее они могут служить полезными ориентирами, если ими не ограничиваться и стремиться понять, что стоит за ними, какую теорети­ческую целостность они отражают.

Для обозначения основополагающих принципов тео­рии Дюркгейма и его способа обоснования социологии таким ярлыком послужил термин «социологизм». В этом разделе в «экстрагированном» виде представлены главные принципы его социологии, вокруг которых объединилась Французская социологическая школа. Именно эти принципы зафиксированы прежде всего в понятии «социологизм», которое, конечно, никоим об­разом не охватывает всего многообразия теоретических построений Дюркгейма.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо различать в нем два аспекта: онтологиче­ский и методологический. Онтологическая сторона «со­циологизма», т. е. концепция социальной реальности, состоит из нескольких базовых постулатов.

1. Социальная реальность включена в универсаль­ный природный порядок, она столь же устойчива, осно­вательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество — это реальность особого рода, не своди­мая к другим ее видам.

Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихической, реальности, во­площенной в индивидах. Эта идея красной нитью про­ходит через все научное творчество Дюркгейма. На различных этапах и в различных исследованиях дихо­томия индивида и общества выступает у французского социолога в форм? дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. «Инди­видуальные факты — социальные факты», «индивиду­альные представления — коллективные представле­ния», «индивидуальное сознание — коллективное со­знание», «светское — священное» — таковы некоторые основные дихотомии социологии Дюркгейма.

Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредст­венно связаны с общей концепцией человека у Дюрк­гейма. Вообще во всякой общей теории общества явно или неявно присутствует общая теория человека, вся­кая общая социология так или иначе базируется на какой-то философской антропологии. Социология Дюрк­гейма не составляла в этом смысле исключения. Чело­век для него — это двойственная реальность, homo dup­lex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борют­ся две сущности: социальная и индивидуальная11. Про­тивопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в част­ности в следующих дихотомиях12:

11 Durkheim E. Le probleme religieux et la dualite de la nature humaine // Bulletin de la Societe Francaise de Philosophic. XIII. Mars 1913; Durkheim E. Dualisme de la nature humaine et ses conditions sociales // La science sociale et 1'action.

12 Lukes S. Emile Durkheim. His Life and Work. A Historical and Critical Study. Harmondsworth, 1977. P. 20-21.

 

1) определяемое социально и биологически заданное;

2) факторы, специфичные для отдельных обществ, и выделяемые или постулируемые характеристики чело­веческой природы;

3) факторы, общие для данного общества или груп­пы, и характерные для одного или нескольких индиви­дов;

4) сознание и поведение ассоциированных индиви­дов, с одной стороны, и изолированных индивидов — с другой;

5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и действия;

6) факторы, исходящие «извне» индивида и возник­шие внутри его сознания;

7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и част­ными;

8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение.

3. Онтологическая сторона «социологизма» не сво­дится, однако, к признанию основательности и автоно­мии социальной реальности. Утверждается примат со­циальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации челове­ческого сознания и поведения; значение же индивиду­альной реальности признается вторичным.

В указанных выше дихотомических парах те сторо­ны, которые воплощают социальную реальность, без­раздельно господствуют: «коллективные представле­ния» — над индивидуальными, «коллективное созна­ние» — над индивидуальным, «священное» — над «свет­ским» и т. п. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием и принудительной силой по отноше­нию к индивидам. Общество в его интерпретации вы­ступает как независимая от индивидов, вне- и надынди­видуальная реальность. Оно — «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид; оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это позиция, обозначаемая в исто­рии социологии как «социальный реализм». Эта пози­ция противостоит «социальному номинализму», точке зрения, согласно которой общество сводится к сумме составляющих его индивидов.

Дюркгейм признает, что генетически общество воз­никает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние идей Э. Бутру и В. Вундта13.

13 Ср.: «...Хотя эти законы никогда не могут противоречить законам инди­видуального сознания, однако они отнюдь не содержатся... в последних, совершенно так же, как и законы обмена веществ, например, в организмах не содержатся в общих законах сродства тел» (Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912. С. 14). Такой тип рассуждения весьма характерен и для Дюркгейма.

Аналогичные идеи примени­тельно к поведению толпы развивал во Франции Г. Лебон. В целом точку зрения «социального реализма» в разное время и с разной степенью «реализма» отстаива­ли французские традиционалисты Ж. де Местр и Л. де Бональд; Сен-Симон и Конт; Спенсер (несмотря на об­щий индивидуалистский пафос его системы); француз­ские социологи А. Эспинас и Ж. Изуле; русский социо­лог Е. де Роберти; польско-австрийский социолог Л. Гумплович; немецкий философ О. Шпанн и др.

 

Методологический аспект «социологизма» тесно свя­зан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество — часть природы, постольку наука об обществе, социология, подобна наукам о при­роде в отношении методологии; ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых при­чинно-следственных связей и закономерностей. Дюрк-гейм настаивает на применении в социологии объектив­ных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических анало­гий и понятий в его работах, особенно ранних.

Основной принцип его методологии выражен в зна­менитой формуле: «Социальные факты нужно рассма­тривать как вещи»14. Исследованию должны подвер­гаться в первую очередь не понятия о социальной ре­альности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

14 Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл: он доказывает, главным образом, что социальные факты необходимо изучать как вещи. Это обстоя­тельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма. Впоследствии этот тезис вызывал особенно активное отрицание в экзистен­циалистских и феноменологических теориях. Положение об «антивещном» характере человеческого бытия стало для некоторых из них отправным пун­ктом. Ж.-П. Сартр в своей феноменологической онтологии характерной чертой человеческого существования («бытия-для-себя») провозгласил его противоположность вещному бытию («бытию-в-себе»): соответственно под­ход к человеческой реальности как к вещам трактовался им как ее искажение (см.: Sartre J.-P. L'Etre et le Neant. P., 1943). Французский феноменолог Ж. Моннеро подверг критике идеи Дюркгейма в книге с характерным анти-социологистским заглавием: «Социальные факты — не вещи» (Monnerot J. Les fails sociaux ne sont pas des choses. P., 1946).

 

Методологический монизм Дюркгейма резко кон­трастировал с дуалистическими трактовками научной методологии, противопоставлявшими «объяснение» и «понимание» (В. Дильтей); «номотетический» и «идио-графический» (В. Виндельбанд), «генерализирующий» и «индивидуализирующий» (Г. Риккерт) методы в ес­тественных науках, с одной стороны, и в науках о культуре — с другой. Эта тенденция, характерная для некоторых направлений немецкой философии того вре­мени, в целом не была присуща Франции, где в соци­альных науках господствовала позитивистская методо­логия и представление о единстве научного знания.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому соци­альные факты должны объясняться другими социаль­ными фактами.

3. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рам­ки этого методологического принципа. Поскольку в со­ответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, по­стольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, ис­ключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как спе­цифическая наука о социальных фактах, но и как свое­го рода наука наук, призванная обновить и социологи-зировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Таким образом, признание социологии специфиче­ской наукой дополняется в «социологизме» своеобраз­ным социологическим экспансионизмом (иногда обо­значаемым как «социологический империализм»). Со­циология мыслилась Дюркгеймом не просто как само­стоятельная социальная наука в ряду других, но как «система, корпус социальных наук»15.

15 Durkheim E., Fauconnet P. Sociologie et sciences sociales // Revue philoso-phique. 1903. Mai. T. 55. P. 465.

В результате социология предстает не только как наука о социаль­ных фактах, но и как философское учение. Те глобаль­ные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, яв­ляясь философскими в самой своей постановке. Отсю­да его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из от­личительных признаков социологического метода не­зависимость от всякой философии; с другой — он, по собственному признанию, всегда оставался филосо­фом16.

16 Дюркгейм писал своему ученику и последователю Жоржу Дави: «Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути» (цит. по: Davy G. In Memoriam: Emile Durkheim. L'Annee sociologique, 3е ser., 1957. P. IX).

 

Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношением к умозрительным спекуля­циям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна стро­иться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте.

Таковы основные принципы «социологизма», посред­ством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в непре­рывной полемике с самыми разнообразными концепци­ями человека и общества: спиритуалистской филосо­фией, утилитаристской этикой, индивидуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в соци­альной науке. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновре­менно критику психологического направления в социо­логии и стремление освободить последнюю от влияния психологии. Психологизм в то время был главным во­площением методологического индивидуализма; неуди­вительно, что именно в нем Дюркгейм видел явное и скрытое препятствие на пути становления социологии как самостоятельной науки.

Но парадокс антипсихологизма Дюркгейма состоял в том, что, выступая против психологического редукцио-низма в социологии (который логически приводил к ее упразднению как самостоятельной науки) и стремясь отделить социологию от психологии, он следовал при­меру последней. Выделению социологии в самостоя­тельную дисциплину предшествовало отделение психо­логии от философии и физиологии. Открытие психи­ческой реальности17 дало толчок к поискам собственно социальной реальности и, таким образом, сыграло роль научно-методологического прецедента.

Необходимо уточнить, что критика психологизма осуществлялась Дюркгеймом, по существу, с позиций зарождавшейся тогда социальной психологии. «Когда мы говорим просто "психология",— писал Дюркгейм,— мы имеем в виду индивидуальную психологию, и для ясности при обсуждениях следовало бы ограничить та­ким образом смысл этого слова. Коллективная психо­логия — это вся социология целиком; почему бы в таком случае не пользоваться только последним выра­жением?»18 Трактовка же самих социопсихических сущностей, таких, как «коллективное сознание», «кол­лективные представления», «коллективные чувства», «коллективное внимание» и т. п., была сугубо «социо-логистской»: последние рассматривались как надынди­видуальные сущности, не сводимые к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики. Этим «социологистская» социальная психология Дюркгейма существенно отличалась от «психологистской» соци­альной психологии его постоянного оппонента Г. Тарда, сводившего социально-психологические закономер­ности к индивидуально-психологическим.

17 См.: Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974. С. 54-101.

18 Durkheim E. Sociologie et philosophic. P., 1924. P. 47.

 

Кроме того, необходимо учитывать эволюцию воз­зрений Дюркгейма. Под влиянием трудностей методо­логического характера и критики со стороны других направлений он со временем смягчил ригоризм своих первоначальных «социологистских» и антипсихологи­ческих формулировок. Многие интерпретаторы Дюрк­гейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма19, но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно под­черкивал духовный характер всех социальных явлений (включая экономические). Вообще эволюция его мысли происходила в иной плоскости, нежели движение от материализма к спиритуализму. Она явилась результа­том изменения методологической ситуации в социаль­ной науке и постепенного осознания недостаточности и неадекватности механистического детерминизма в под­ходе к проблемам человеческого поведения.

Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и прину­дительный характер социальных фактов. При объясне­нии социальных явлений он часто апеллировал к де­мографическим и социально-экологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. д.), к «социальной среде» и «социальным условиям» (не очень ясно опре­деляемым). Впоследствии же он все чаще обращается к понятиям «чувства долга», «морального авторитета» общества20 и другим психологическим и символиче­ским посредникам между обществом и индивидом.

Эта смена понятийных приоритетов выражает час­тичное осознание Дюркгеймом того факта, что социаль­ные нормы (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредствен­но, а через определенные механизмы их интериориза-ции, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индиви­дов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к собственно ценностной проблематике в конце жизни21.

19 См., например: Cuvillier A. Manual de sociologie. P., 1958. Т. 1. P. 33-38; De Azevedo Т., de Souza Sampaio N., Machado Neto A. L. Atualidade de Durkheim. Salvador, 1959. P. 60-61; Aimard G. Durkheim et la science economique. P., 1962. P. 229-236.

20 Durkheim E. Sociologie et philosophic. P. 100-110.

21 В 1911 г. на Международном философском кошрессе в Болонье он сделал доклад, озаглавленный «Ценностные и "реальные" суждения». См.: Durkheim E. Sociologie et philosophic. P. 117-142. См. русский перевод: Социол. исслед., 1991, № 2.

дальнейшем в трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и психологии. Так, М. Хальб-вакс в своем исследовании самоубийства не элиминиру­ет, подобно своему мэтру, психологический подход к изучаемому явлению, а, напротив, стремится выявить взаимодействие психологических и социологических факторов самоубийства22. Марсель Мосс, возглавивший Французскую социологическую школу после смерти ее основателя, активно призывал к сотрудничеству двух дисциплин и сам показывал образцы такого сотрудни­чества. Характерно, что дюркгеймовская концепция двойственности человеческой природы уступает у Мосса место представлению о целостном «тройственном» чело­веке как существе, воплощающем единство биологиче­ских, психических и социальных черт23.

Итак, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получила метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обоснованием воспользо­ваться применительно к определенным социальным яв­лениям, к предмету и методу новой науки.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму,— социаль­ные факты, которые, как уже отмечалось, характеризу­ются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него принудительное воздейст­вие24. Впоследствии он дополнил это истолкование пред­мета еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании26.

Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагал­ся материал в дюркгеймовском «Социологическом еже­годнике». В целом социология делилась на три основ­ные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию28.

22 Halbwachs M. Les causes du suicide. P., 1930.

23 Подробнее об этом см.: Гофман А. Б. Социологические концепции Марселя Мосса // Концепции зарубежной этнологии: Критич. этюды. М., 1976.

24 См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл. I.

25 Там же, предисловие ко второму изданию.

26 См.: Durkheim Е. Sociologie et sciences sociales // De la methode dans les sciences. P., 1909.

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, матери­альную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с соци­альной организацией; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

Социальная физиология исследует «жизненные про­явления обществ» и охватывает ряд частных социаль­ных наук. Она включает в себя: 1) социологию рели­гии; 2) социологию морали; 3) юридическую социоло­гию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистиче­скую социологию, 6) эстетическую социологию.

Общая социология, подобно общей биологии, осуще­ствляет теоретический синтез и устанавливает наибо­лее общие законы; это философская сторона науки.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПАМЯТНИКАХ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПАМЯТНИКАХ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИОЛОГИЗМ» — ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дюркгейм Э.
Д 97 Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.— (Исто­рия социологии в памятниках) ISBN 5-8

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ?
Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. Вопрос этот тем более важен, что данный термин об

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НАБЛЮДЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
Первое и основное правило состоит в том, что социаль­ные факты нужно рассматривать как вещи.   I В тот момент, ког

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАЗЛИЧЕНИЮ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКОГО
Наблюдение, осуществляемое согласно упомянутым правилам, охватывает два разряда фактов, весьма раз­личных по некоторым своим признакам: факты, кото­рые именно таковы, какими они должны быть, и ф

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОСТРОЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ
Так как данный социальный факт может считаться нормальным или ненормальным лишь по отношению к определенному социальному виду, то из всего сказанно­го следует, что известная ветвь социологии должна

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБЪЯСНЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
Установление видов — это прежде всего средство груп­пировки фактов с целью облегчить их интерпретацию; социальная морфология есть путь к подлинно объясня­ющей части науки. Каков же метод этого объя

КУРС СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
Вступительная лекция   Господа! Поскольку мне поручено преподавать науку, родив­шуюся лишь вчера и насчитывающую пока совсем не­много окончательно установленн

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
Эта книга1 имеет целью выявить принцип исторической философии, лежащий в основе марксизма, заново раз­работать его, но не для того, чтобы изменить, а для того, чтобы его прояснить и уточ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
Хотя аналогия и не является методом доказательства в собственном смысле, она все же представляет собой способ иллюстрации и вторичной верификации, кото­рый может оказаться полезным. В любо

ПЕДАГОГИКА И СОЦИОЛОГИЯ
Господа! Заменить на этой кафедре человека высокого ума и твердой воли, которому Франция столь сильно обязана обновлением своего начального образования,— для меня высочайшая честь, и я это

I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Когда речь идет о такой новой науке, как социология, которая, родившись совсем недавно, находится еще в процессе своего формирования, то лучший способ объ­яснить ее сущность, предмет и метод — это

III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
После определения сферы социологии и ее основных подразделений, нам необходимо попытаться охаракте­ризовать наиболее существенные принципы используе­мого ею метода. Главные проблемы социол

ЦЕННОСТНЫЕ И «РЕАЛЬНЫЕ» СУЖДЕНИЯ
Предлагая данную тему для обсуждения на Конгрессе, я поставил перед собой двойную цель: во-первых, пока­зать на отдельном примере, как социология может спо­собствовать решению философской проблемы,

ВЕХИ ЖИЗНИ УЧЕНОГО
Автор произведений, помещенных в настоящем изда­нии,— один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале, на север

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
Из наиболее удаленных по времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монте­скье и Руссо. Дюркгейм был убежденным

В ПОИСКАХ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЮРКГЕЙМА
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опуб­ликовал немало статей и бесчисленное множество р

ДЮРКГЕЙМ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, пре­вратившись в «парадигму», они, по крайней мере внеш­не, теряют свою актуальность. Кажется, ч

МЕТОД СОЦИОЛОГИИ
*1* Datum (лат.) — данное. *2* Тератология — раздел медицины, зоологии и ботаники, изучающий аномалии, пороки развития и урод­ства человека, животных и растений. *3* Ex pro

РАБОТЫ РАЗНЫХ ЛЕТ
Курс социальной науки. Вступительная лекция (Со-urs de science sociale. Le9on d'ouverture) Этой лекцией Дюркгейм открыл свой первый лекцион­ный курс в Бордоском универ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги