ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

В общем смысле понятие «достоинство» представляет собой выражение представления о ценности каждой личности Оно отражает моральное отношение человека к самому себе, а также общества к индивиду Однако, помимо общего понятия достоинства, существует и ка­тегория собственного достоинства человека Собственное достоинство человека— это понимание собственной ценности и утвержде­ние ее, возможно, вопреки обстоятельствам Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к са­мому себе, во многом продиктованная требо­ваниями общества Таким образом, достоин­ство наряду с совестью — один из способов осознания человеком своего долга и ответ­ственности перед обществом

Понятие человеческого достоинства очень сложное, и поэтому его определение неодно­значно Существует по меньшей мере три трактовки этой этической категории

1) достоинство человека отождествляют с достой-
ностью Достойность — это соответствие
человека нравственному образцу,

2) в достоинстве человека нередко видят его
надприродное положение Оно заключается
в способности к самоконтролю и стойкости,

3) третья интерпретация достоинства связана
с положением человека в обществе, облада­
нием им определенными материальными или
нематериальными благами


17



2) неожиданное раскрытие внутреннего мира,

3) несоответствие высоким моральным ориен­
тирам,

4) неспособность проявить качества, необходи­
мые в конкретной ситуации
Существует понятие «ложный стыд» Оно свя­
зано с несоответствием ложным и аморальным
требованиям

Вина— это переживания человека по поводу несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой, своим внутренним миром, Богом Легко увидеть, что вина является проти­воположностью стыда и охватывает вторую ин­дивидуальную сторону совести Источниками чувства вины могут быть как внешние, так и внут­ренние явления в жизни человека

Чувство вины оказывает очень негативное влияние на психику человека, что определяет необходимость ее преодоления Преодолению вины служит прощение Прощение должно про­исходить по доброй воле пострадавшего, так как является актом великодушия Помимо проще­ния, для преодоления чувства вины необходимо раскаяние Раскаяние— это сожаление о про­исшедшем, принятие нравственного решения о неповторении своих ошибок, изменение своих оценок и поведения В религии аналогом раская­ния служит покаяние Покаяние— это готов­ность понести наказание за свою вину и карди­нальный пересмотр своей деятельности

Таким образом, стыди вина тесно взаимо­связаны с совестью и являются ее внешним и внутренним механизмами

эмоциональное состояние, причем состояние положительное

Цель— это предвосхищение в сознании ре­зультата, на достижение которого направлена деятельность В рамках рассматриваемого во­проса это определение желаемых ценностей и жизненных ориентиров

Жизнь человека всегда наделена каким-либо смыслом, который может быть обретен челове­ком в любом возрасте и в любой ситуации Поиск смысла жизни является нормальным яв­лением для человеческой психики, более того, это одно из отличий человеческого сознания от животного Животные не могут быть озабочены поиском смысла жизни, потому что представи­тели животного вида не настолько уникальны, чтобы последующие поколения не могли заме­нить их

Понятно, что к достижению смысла жизни нельзя стремиться с какой-то конкретной целью, так как это лишало бы человека необходимости жить дальше При этом важно помнить, что смысл не может быть дан извне Его можно только приобрести посредством придания смысла внешнему миру

Обретение человеком смысла жизни обычно выражается в таких показателях, как:

1) спонтанный интерес к жизни и людям,

2) целеустремленность,

3) чувство оптимизма,

4) чувство своей значимости в обществе,

5) определение своего места в системе общест­
венных отношений


На вопрос о происхождении совести в этике дается следующий ответ совесть формирует­ся в процессе воспитания и социализации лич­ности Еще с детства совесть ребенка форми­руется на основе указаний, что такое хорошо, а что такое плохо На более поздних этапах раз­вития личности совесть обращается к человеку в форме безличного надзирателя, говоря от имени вечности

 

При рассмотрении категории «совесть» необ­ходимо рассмотреть значение понятия «чистая (или спокойная) совесть»

Под этим понятием подразумевается осоз­нание человеком исполнения своего нравствен­ного долга Это означает, что человек справ­ляется со своими моральными обязанностями и что за ним нет отступлений от нравственных ориентиров

 

Однако это понятие вовсе не однозначно Одни мыслители считают, что категория «чистая совесть» характеризует состояние человека, выполняющего свой нравственный долг Со­гласно другой точке зрения уверенность в чис­тоте собственной совести — это лицемерие либо знак нравственной неразвитости личнос­ти чем больше личность развивается, тем больше у нее становится нравственных ориен­тиров, которых она не придерживалась ранее

 

Необходимо помнить, что достоинство — это свойство любого человека, которое по большо­му счету не зависит от социального положения и богатства Однако достоинство можно легко потерять Это происходит тогда, когда человек полностью подчиняется воле другого, становит­ся средством в его руках Поэтому очень важен вопрос сохранения соб­ственного достоинства в реальной жизни, за рамками этических рассуждений Сохранение достоинства прежде всего зависит от самого человека Для этого необходимо знать основ­ные механизмы нивелировки достоинства чело­века Среди них главными являются неблаго­приятные экономические условия, деятельность политической машины Существуют определенные способы сохране­ния своего достоинства, среди которых можно отметить 1) целостность и независимость человеческо­ го «я», 2) отказ от нравственных ориентиров общества, подавляющих достоинство человека Для сохранения своего достоинства необходи­мо соблюдать нравственный закон «Свое достоин­ство можно сохранить, только уважая чужое» Конечно же было бы замечательно, если бы для сохранения своего достоинства человеку не приходилось проходить через ужасные испыта­ния Однако была бы тогда столь же высока его ценность9 Только сохранив свое достоинство перед лицом трудностей, не потеряв своей ин­дивидуальности и чувства самоценности, чело­век может быть уверенным, что станет достой­ным членом своего общества

Очевидно одно воспитание в человеке со­вести представляется необходимым для его жизни в обществе