Реферат Курсовая Конспект
ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ - раздел Социология, ...
|
1 ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ
Этику определяют как философскую науку (называют «практической философией»), которая отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм
Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos («этос») Изначально под этим понятием понимали место совместного проживания (дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо) Впоследствии это слово стало в основном употребляться для обозначения устойчивой природы какого-либо явления, обычая, нрава, характера
Аристотель использовал понятие «этический» для обозначения особого класса человеческих качеств, которые он называл этическими добродетелями Этические добродетели— характеристика темперамента каждого человека, также их называют душевными качествами Они во многом определяют сущность человека и помогают дать более полное представление о его нравственных особенностях
В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, интеллектуальную традицию, которая помогает поддерживать отношения и характеризует нормы отношений в обществе
Под предметами этики подразумевают такие понятия, как «мораль» или «нравственность», которые часто употребляются как синонимы
Не существует единого и четкого определения понятия «мораль» Мораль — это больше, чем система фактов, которую необходимо обоб-
ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
СОВРЕМЕННЫЕ
СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ
Мораль является одной из форм социальной регуляции, которая на определенной стадии развития человеческого общества отделяется от живой нравственной практики и становится фактом морального сознания Мораль — это историческое явление На всей протяженности существования общества мораль изменялась, выдвигая новые и отвергая старые и не соответствующие изменившимся условиям нравственные требования Существует множество определений морали, каждое из которых отражает одну из сторон этого явления, коими являются
1) господство разума над аффектами,
2) стремление к высшему благу,
3) добрая воля и бескорыстность мотивов,
4) способность к сотрудничеству и совместно
му проживанию с другими людьми в об
ществе,
5) человечность в отношениях,
6) свобода воли (автономия),
7) взаимность отношений, выраженная в золо
том правиле нравственности
Суммируя все сказанное, мораль можно определить следующим образом «Мораль— это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни»
Чтобы лучше разобраться в понятии «мораль», необходимо обозначить специфику этого явления
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
СТРУКТУРА МОРАЛИ,
ИДЕАЛ
Значение морали в жизни общества и отдельной личности очень велико Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить для чего она существует, какие выполняет функции
1 Гуманизирующая функция.Мораль при
поднимает нас над собственной сегодняшней
ограниченностью, создает ориентир человечно
сти В моральном поведении человек может пре
одолеть свою несовершенную человеческую
природу добрым может быть и калека Любую
«природу» мораль очеловечивает Если мир, кос
мос сами по себе ни добры, ни злы, то моральное
сознание и на них стремится распространить
понятие добра, сделать мир добрым для челове
ка, соразмерным человеку, уютным для осмыс
ленного проживания
2 Регулятивная функция.Мораль форми
рует в каждом человеке способность относи
тельно самостоятельно вырабатывать и направ
лять свою линию поведения без повседневного
внешнего контроля
3 Ценностно-ориентирующая функция.
Как уже было показано, моральная регуляция
состоит в том, что личность самостоятельно
ориентируется по нравственным ценностям
Мораль содержит жизненно важные для чело
века ориентиры — это представления о смысле
жизни, предназначении человека, ценности
всего человеческого, гуманного Они необхо
димы для того, чтобы придавать повседневно
сти нашего бытия высший смысл, задавать его
идеальную перспективу
Определить этический идеал можно в нескольких смысловых аспектах
1) идеал — это наиболее общее, абсолютное,
нравственное представление о благом и долж
ном,
2) идеал—это образ совершенства в отношениях
между людьми или такое устройство общества,
которое обеспечивает это совершенство,
3) идеал — это высший образец нравственной
личности
Универсальное определение этического идеала можно дать, основываясь на всех вышеперечисленных особенностях этого понятия Это представление о нравственном совершенстве, чаще всего выражающееся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом
При рассмотрении понятия этического идеала одной из главных проблем становится соотнесение идеала и действительности Можно выделить два подхода к решению этой проблемы натуралистический и трансценденталистский
В рамках первого подхода природа идеала определяется следующим образом
1) идеал — это результат обобщения человече
ских потребностей,
2) результат обобщения содержания норм и пра
вил или отвлечения этого содержания от кон
кретных задач действия, т е выполнение нор
мы, является исключительно результатом
выбора свободной воли человека,
3) идеал — это требование или ценность, рас
крывающие перед человеком более обшир
ные перспективы
Норма морали— это элементарная форма нравственного требования, прямое указание по поводу поведения
Моральное качество— это требование к душевному складу личности, а не только к поведению, т е более сложная форма морального сознания
Моральный принцип— это требование, сформулированное в понятийной форме, имеющее теоретическое, а иногда практическое обоснование
Нравственный идеал— стратегическая цель нравственного развития, выступающая как требование
Высшая моральная ценность— это понятие, имеющее регулятивный характер, определяющее моральную жизнь и делающее возможным моральное поведение
Все эти формы морального сознания объединены в логически упорядоченную систему, позволяющую не только предписывать, но и определенным образом оценивать, а также мотивировать моральное действие
Свою структуру имеет и моральная деятельность Здесь можно выделить следующие элементы мотив, поиск средств, решение и действие Мотив— это фиксация цели предполагаемого поступка Поиск средствзаключается в подборе механизмов для реализации этого поступка Решениепредполагает стратегию ожидаемого поведения Наконец, действиепредставляет собой процесс, разворачивающийся в практической реальности и носящий необратимый характер
Основными специфическими чертами моралиявляются следующие
1) императивность— свойство морали требо
вать определенного поведения Это указание
на то, каким оно должно быть Требования
морали принимают форму безличного дол
женствования, равно обращенного ко всем, но
ни от кого не исходящего повеления,
2) универсальностьморального требования
Мораль не дает человеку конфетных рекомен
даций, как ему поступать в каждом конкретном
случае, а формулирует свои требования уни
версально (делай добро возлюби ближнего
своего так, как самого себя) Сохраняя свою
форму, моральные требования проявляются
всякий раз по-разному, т е содержание ме
няется в зависимости от обстоятельств,
3) не заинтересованностьморального моти
ва моральным можно считать только такой
поступок, который совершается бескорыстно,
не требуя никакого материального вознаг
раждения Это свойство морали создает че
ловеку перспективу духовного развития, под
нимая его в своих собственных глазах,
4) свободная причинность:выступая причи
ной человеческих поступков и ограничивая
этим его свободу мораль требует от челове
ка свободного поведения (если поступок со
вершен не свободно его нельзя признать
моральным) Таким образом мораль мыс
лится лишь при допущении возможности су
ществования свободной воли
Легко увидеть, что в силу своих специфических черт мораль значительно отличается от других явлений духовной жизни
Легко увидеть, что представители этого подхода видят основу идеала в природной или социальной реальности
При трансценденталистоком подходе идеал рассматривается как некая субстанция, существующая отдельно от реальности в нравственном опыте
Необходимо знать, что, помимо понятия нравственного идеала, существует понятие личного морального идеала Личный моральный идеал человека— это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью Он имеет определенные аспекты
1) чувственно-эмоциональный (представление
о собственном счастье),
2) понимание цели и смысла жизни,
3) мотивы деятельности,
4) отношение к другим людям
Формирование идеала— это процесс пре
вращения офужающей среды во внутренний мир
личности В его основе лежит индивидуальная нрав
ственная программа или положительный пример
Идеал играет огромную роль в жизни человечества, выполняя следующие функции
1) определение цели нравственной деятельно
сти человека,
2) побуждение человека к нравственным поступ
кам,
3) объединение должного и сущего,
4) определение морального облика человека
Понятие морального идеала тесным образом
связано с понятием социального идеала Он имеет следующие особенности
1) определяет образ жизни и деятельности об
щества,
2) включает моральные установки, определяя
нравственную ориентацию общества
4 Познавательная функция.Моральное
сознание видит мир через призму добра и зла,
долга и ответственности Это не объективно-
научное исследование мира как он есть, а пости
жение человеческого смысла явлений
Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни
5 Воспитательная функция.Нравствен
ное воспитание всегда считалось основой вся
кого другого Нравственность не столько при
учает к соблюдению свода правил, сколько
воспитывает саму способность руководство
ваться идеальными нормами и высшими сооб
ражениями При наличии такой способности
к самоопределению человек может не только
выбирать соответствующую линию поведения,
но и постоянно развивать ее, т е самосовер
шенствоваться Все конкретные достоинства,
которые мы находим у нравственно воспитан
ной личности, проистекают из фундаменталь
ной ее способности поступать так, как должно,
исходить из ценностных представлений, сохра
няя при этом свою автономию
Следует отметить, что выделение определенных функций морали является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на человека
ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА
ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ
ДОЛГ
Понятие справедливости — одно из самых сложных и туманных в этической мысли, прежде всего потому, что оно не ограничивается чисто нравственными аспектами и всегда прочитывается как социально-экономическое и идеологическое Понятие справедливости охватывает не только отношения людей между собой, но и их отношение к некоторому целому Справедливостьопределяется как соответствие между ролью отдельных индивидов и их социальным положением, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, правами и обязанностями Обратным справедливости является понятие несправедливости Несправедливость— это несоответствие между должным и сущим
Проблема справедливости очень давно интересовала людей Так, еще Аристотель выделял два типа справедливости
1) распределительная, которая связана с рас
пределением почестей, имущества и других
благ между членами общества согласно
принципу достоинства каждого, т е пропор
ционально его заслугам,
2) уравнительная, которая связана с попыткой
уравнять стороны Здесь достоинство не при
нимается во внимание
Современное понятие справедливости
было предложено Джоном Ролзом Оно включает в себя два принципа 1) каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной систе-
Категория долга является одной из ключевых в этике Она тесно связана с понятиями свободы и ответственности Долг— это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная
Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются эмпирический и моральный Эмпирический долгпредставлен множеством разновидностей долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной профессиональный долг Моральный долг— это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале — ко всем живым существам
Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество И. Канта Он разработал категорический императив, суть которого заключалась в следующем «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства» Еще одним принципом категорического императива было требование долга относиться к человеку не как к средству, а как к цели
Моральный долг характеризуется как бескорыстное неизбирательное доброжелательство, что делает невозможным однозначное и категоричное осуждение других — тех, кто не соответствует идеалу
Не менее важным вопросом, чем сущность долга, является проблема его источников и про-
лый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответственности аа происходящее
Первый механизм бегства от ответственности— это охотное подчинение тоталитарному режиму Люди подсознательно хотят, чтобы был сильный и властный вождь, который брал бы на себя всю ответственность, делая людей лишь винтиками своей системы
Второй механизмФромм назвал автоматизирующим конформизмом Суть этого понятия заключается в полном принятии общественного мнения как своего личного В результате этого человек перекладывает ответственность на все общество, снимая тем самым ее груз с себя
Еще одним немаловажным аспектом проблемы моральной ответственности является ее предметность Для определения предметности моральной ответственности необходимо ответить на вопрос, перед кем несет ответственность человек В современной этической мысли существуют различные точки зрения на этот вопрос
1) с социальной позиции человек несет ответ
ственность перед другими людьми,
2) с религиозных позиций человек несет ответ
ственность прежде всего перед Богом,
3) с индивидуалистических позиций человек
несет ответственность только перед собой,
своей совестью
Таким образом, каждый свободный человек несет тяжелый груз ответственности, отвечая как перед собой, так и перед всем обществом в целом
интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям,
5) выбор между личными убеждениями и общест
венным мнением Данный выбор более про
блематичен Обычно совесть личности счи
тается самой главной инстанцией в решении
моральных коллизий Однако совесть конк
ретного индивида может быть не до конца
развитой, поэтому корректирующую силу об
щественного мнения не следует сбрасывать
со счетов при определении того, насколько
нравственным оказался тот или иной выбор,
6) выбор между различными видами обязанно
стей личности Так, могут сталкиваться долг
благодарности по отношению к человеку, сде
лавшему нам добро, и долг принципиально
сти, согласно которому необходимо осудить
поведение этого человека, если оно отклони
лось от нравственных критериев У женщины
ее гражданский долг может входить в проти
воречие с материнскими обязанностями по
защите своего ребенка Анализ показывает,
что совокупность нравственных обязанно
стей человека не выстроена по логическим
критериям «запрета на противоречие»
Острая ситуация морального выбора назы
вается моральным конфликтом Он возникает
в душе личности, когда при реализации одной
нравственной ценности разрушается другая, не
менее для нее дорогая При разрешении мораль
ного конфликта человек обычно следует прин
ципу наименьшего зла
исхождения На этот счет существует несколько версий
1) космическое происхождение нравственных
законов и нравственного долга (эзотериче
ские учения Древнего мира),
2) источник морального долга — царство идей
(Платон),
3) обусловленность существования долга божест
венной волей (религиозные этические уче
ния),
4) моральный долг является продуктом челове
ческого разума (Б. Спиноза),
5) моральный долг существует как естествен
ный природный механизм (Ж. Руссо),
6) моральный долг изменяется в зависимости
от культуры и этапа развития общества (со
циологическая этическая концепция),
7) сведение источника морального долга к «выс
шему я» — лучшему началу в человеке
Однако, помимо долга перед другими людь
ми, в этике выделяется и долг личности по отно
шению к самой себе
Разные мыслители видят различные проявления этого долга Так, одни сводят его к саморазвитию и самосовершенствованию, в то время как другие видят его в достижении счастья Однако во всех определениях морального долга существует нечто общее, сводимое к тому, чтобы не позволять собою помыкать, не соглашаться на кабальные отношения, никогда не становиться средством в чужих руках
Наконец, следует помнить, что человек должен не просто исполнять какие-то поставленные обществом требования, а понимать их сущность и предвидеть последствия своих действий
мы равных оснований свобод совместимой с подобными свободами других людей, 2) социальное и экономическое неравенство должно быть организовано таким образом, чтобы от него можно было бы ожидать преимуществ для всех и доступ к положениям и должностям был бы открыт всем Справедливость как принцип нравственности считает целью ограничить индивидуальный произвол Справедливость оценивает действия и делает конкретный вывод о поступках
Нравственное содержание справедливости имеет позитивный характер, который противится эгоистическим мотивам и не допускает причинения страдания другому человеку Справедливость требует уважения, чтобы должным образом были соблюдены права другого человека, а также защищает личность и собственность Одним из видов нарушения обязанностей считается измена Она выражается в тех случаях, когда человек берет на себя определенные обязательства и нарушает их Тем самым человек наносит партнеру ущерб именно в том, в чем он должен был бы его оберегать В этом примере раскрывается понятие несправедливости по отношению людей друг у к другу
Принцип справедливости конкретизируется в моральных заповедях (не убий, не укради, не прелюбодействуй, не нарушай чужих прав), которые актуализируются в этических нормах, а также в нормах права Таким образом, справедливость реализуется не только моральными установками но и законодательством Справедливость во многом ограничивает людей, но таким образом она учит жизненным нормам
ВИНА И СТЫД КАК ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕСТИ Понятие стыда очень тесно связано с понятием совести Однако последнее гораздо шире, так как стыд ориентирован исключительно на мнение других людей, которые могут высказать осуждение по поводу нарушения нравственных норм и моральных идеалов Стыд, также как и совесть, помогает человеку нравственно совершенствоваться, так как боязнь осуждения со стороны близких людей может удержать человека от совершения безнравственного поступка Именно чувство стыда позволяет человеку осознать его глубокую нравственную связь с остальными членами общества Нарушение этой связи может быть самым страшным для человека особенно восточной культуры Показателен тот факт, что многие японцы скорее предпочтут смерть, чем чувство стыда и осуждения со стороны общества Отношение к стыду в различных культурах настолько разнообразно что его формы могут кардинально различаться Наиболее распространены среди них следующие 1) стыд как форма общественного воздействия, 2) стыд как форма регуляции поведения людей, 3) стыд как дополнение к телесным наказаниям Существуют различные причины, которые заставляют человека испытывать чувство стыда Среди них можно выделить следующие 1) осознание своего несоответствия с общепринятыми принципами, |
Эгоизм
ВОЗВЫШЕННЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ
ЦЕННОСТИ
ПРОЩЕНИЕ 50
ПРОБЛЕМА СМЕРТНОЙ КАЗНИ
– Конец работы –
Используемые теги: Предмет, специфика, задачи, этики0.067
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов