ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ

Любовьявляется чувством, которое трудно поддается конкретному определению Как отно­шение между людьми любовь можно охаракте­ризовать как высшую эмоционально-духовную напряженность, которая основана на осознании максимальной ценности какого-то отдельного человека Любовь отличается от дружбы тем, что она не скована даже нравственными оценками Одна­ко нельзя утверждать, что любовь и дружба яв­ляются антиподными понятиями Любовь не может ответить на вопрос, почему любят, а го­ворит «Несмотря ни на что» Можно только от­ветить на вопрос, почему не любим Любовь является интимным и глубоким чув­ством, она может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (любовь к детям, родителям, родине, жизни, истине и т п ) При этом сущность любви наиболее ярко проявляется в отношениях между людьми Ее самое яркое проявление, которое является за­гадочным и неотвратимым по силе воздей­ствия, — это индивидуальная половая любовь Эта любовь проявляется в абсолютном приятии конкретного человека и приводит к тому, что принятые правила поведения и оценки утрачи­вают свою непререкаемость, становятся отно­сительными, подчиненными конкретной чело­веческой связи Познание любви в истории культуры осу­ществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней    

Основной парадокс заключается в том, что счастье и несчастье всегда находятся рядом друг с другом В жизни каждого человека счастье и несчастье соприкасаются

Наличие несчастья в жизни человека объяс­няется тем, что человек не может обезопасить себя от ошибок, проступков, болезней и невзгод, вражды со стороны других людей и потери близ­ких и дорогих людей А именно эти события вос­принимаются человеком как причина несчастья

При этом наше общество является обществом конкурирующих индивидов и устроено так, что счастье всех людей одновременно невозможно Всегда счастье одного человека соседствует с несчастьем другого или даже является причи­ной данного несчастья Для сглаживания возни­кающих в обществе разногласий применяется институт права нравственности, религии Фило­софы считают, что с помощью самоограничения, самопожертвования, смирения можно достичь добродетели и успешного взаимодействия лю­дей На основании этого Дж, С. Миллювыска­зывал следующее «Сознательная способность жить без счастья составляет самое надежное орудие для достижения всей той полноты счастья, какая только теперь достижима»

Это и является парадоксом счастья Данное утверждение парадоксально с точки зрения ло­гики, которая предполагает, что каждое слово употребляется в одном и том же значении С се­мантической же точки зрения, когда основное

 


Некоторые считают, что удовольствие — это не счастье Удовольствия, как и страдания, могут привести к несчастью

Еще одним доводом в пользу утверждения, что не в удовольствии заключается счастье, служит то, что удовольствия доступны как тем, кто считает себя счастливым, так и тем, кто счи­тает себя несчастным Следовательно, не удо­вольствие как таковое является условием или содержанием счастья, а что-то другое

Для некоторых людей счастье тесно сопря­жено с богатством Однако богатство может принести как счастье, так и несчастье Не само по себе богатство делает счастливым, а богат­ство праведное, нажитое и не обременяющее

Понятие счастья часто связывают с властью Но с этим не все могут согласиться Это связа­но с тем, что власть очень часто влечет за со­бой ограничение свободы, причем как внутрен­ней, так и внешней А ограничение свободы влечет ограничение развития личности, что не позволяет человеку в полной мере стать счаст­ливым Ни удовольствие, ни богатство, ни власть не приносят счастья при ограничении свободы действий человека

Однако счастье, которое связано с обрете­нием полной свободы, — это счастье, наполнен­ное беспокойством, мучительное Ведь обще­известным фактом является то, что нет страшнее наказания и тяжелее бремени, чем свобода выбора


Эвдемонисты считали, что человек должен стремиться к счастью Поскольку каждый чело­век видит счастье по-своему, то универсальную ценность в качестве смысла жизни из их взгля­дов вынести невозможно Кроме того, нрав­ственный человек не может достичь счастья за счет несчастья других или наслаждаться соб­ственным счастьем, пока другие страдают

В религиозной этике земная мысль прини­мается во внимание лишь в отношении к чему-то высшему (вечной жизни, Богу, душе), которое находится вне ее пределов Поэтому смысл жиз­ни человека условен, а бытие человека не имеет никакого значения, гораздо важнее соотнесе­ние его с абсолютной ценностью Человеческое существование имеет смысл постольку, по­скольку оно ориентировано на божественные ценности и заповеди, освященные церковью Но необходимо помнить, что и за пределами ре­лигии понятия добра и справедливости всегда производят на людей сильное впечатление

Указанные проблемы актуализируют вопрос о возможности поиска смысла жизни не во внеш­них ее проявлениях, а внутри самого себя Это направление получило наибольшее развитие в экзистенциализме В рамках этого направле­ния человеческая жизнь изначально лишена всякого смысла Поиск же смысла своей жизни позволяет людям преодолевать трудности и пре­пятствия, встающие на их жизненном пути Взгляды экзистенциалистов на смысл жизни можно выразить словами Ф. Ницше «У кого есть "зачем жить", может выдержать практи­чески любое "как"»


 


ценности реального человека, но и как возведе­ние в ранг абсолютной ценности самой любви К. Маркс считал, что из любящего человека, из любви человека делают «человека любви», а лю­бовь, одолевающую отчуждение, часто превра­щают в отчужденную от человека абсолютную ценность и норму

В религии любовь проявляется как новый бо­жественный завет, принцип, превосходящий все остальные способности человека В ряде со­циальных утопий (Л. Фейербаха, Ф. Фурье и др ) понятие «любовь» применяется для объяс­нения возможности воплощения должного пу­тем эмоционально-ценностной перестройки Важная линия осмысления любви существова­ла в XIX в Она заключалась в противопоставле­нии ее буржуазному деляческому отношению, прагматизму, подчеркивании ее способности вырвать человека из системы узких социально-политических и личных интересов, из функцио­нально-ролевых отношений

Любовь является свободным проявлением человеческой сущности ее нельзя предписать, принудительно преодолеть, запретить Любовь не подчиняется обычному нормированию, но в моральном принципе любовь, вменяемая че­ловеку как его высший долг, выражается в пред­ставлении о человеке как о свободной личности которая способна принять на себя полную от­ветственность В результате в любви прояв­ляется стремление личности к целостности и на­хождению богатого и полноценного мира


внимание уделяется возможности изменять значения слов в зависимости от контекста, это высказывание приобретает новый смысл

Когда речь идет о счастье, люди чаще всего имеют в виду личное счастье Но, с другой сторо­ны, человек становится по-настоящему счаст­ливым, когда исполняет свой долг, становится добродетельным

Парадокс счастья объясняли и другие филосо­фы Психолог С. Л. Рубинштейн так его форму­лировал «Чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше заняты делом своей жизни, тем боль­ше положительного удовлетворения, счастья мы находим»

П. Я. Чаадаев говорил, что этот парадокс разъясняется в переносе ценностной и целевой ориентированности индивида с себя на другого «Вы хотите быть счастливым? Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом Можно биться об заклад, тысяча против одного, что вы достигнете выс­ших пределов счастья, какие только возможны»

Козьма Прутков в своем мудром поучении утверждал «Хочешь быть счастливым, будь им» То есть данное высказывание означает «Не предавайся унынию» Это является нравствен­но значимой рекомендацией, если ее перефор­мулировать «Хочешь быть счастливым, будь добродетельным» Такое «трудное счастье» и яв­ляется настоящим счастьем


 


33