УДОВОЛЬСТВИЕ


     
 
 
 

Если рассматривать наслаждение (удоволь­ствие) как таковое, то оно по своей сути амораль­но или внеморально и при этом противоречит этике и гуманистическому мировоззрению Критика гедонизма не всегда связана с отка­зом от принципа удовольствия Ее задача со­стоит в том, чтобы показать этическую ограни­ченность гедонизма и важность стремления возвысить его до нравственности т е ограни­чить удовольствия нравственностью Таким образом наслаждения можно подверг­нуть этической сублимации Для этого сущест­вует несколько способов Первым способомможет быть воздействие этическими ограничениями не на наслаждение ана желание на эгоистическое своеволие В связи с этим принцип наслаждения можно представить в следующем виде «Стремясь к осу­ществлению своих желаний не допускай произ­вола и уважай право других на наслаждение» Но для гарантирования этически достойных дей­ствий которые должны вытекать из принципа наслаждения необходима содержательная кор-рекция этого принципа — с позиций этики пользы, этики совершенства и этики любви То есть с этой позиции стремление к наслажде­нию необходимо ограничивать требованиями соблюдать взятые обязательства, быть спра­ведливым, умеренным, а в конечном счете про­являть заботу прежде всего не о своем благе, а о благе других  
НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ эЭЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Удовольствие (наслаждение)— это пе­реживание чувств, способствующих удовлетво­рению определенных потребностей

Роль удовольствий и страданий (как антипода удовольствия) определяется адаптивной функ­цией удовольствие является стимулом для ак­тивности, которая отвечает потребностям чело­веческого организма, при этом отсутствие удовольствия и страдания блокируют действия, опасные для него В психофизиологии считает­ся что удовольствие сопровождается уменьше­нием и угасанием внутреннего напряжения (фи­зического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма

Состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достижения такого состояния

В этике такая позиция называется гедониз­мом(от греч hedone — «наслаждение») В ос­нове его лежит представление о том, что стрем­ление к полному удовольствию и отстранение от страданий являются основополагающим смыс­лом человеческой жизни, настоящей основой счастья

На языке нормативной этики суть взглядов гедонистов определяется так «Наслаждение составляет цель человеческой жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ве­дет к нему»

Огромный вклад в изучение понятия удоволь­ствия в жизни человека внесла работа 3. Фрей-