СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ


Широкое значение слова «насилие»заклю­чается в подавлении во всех разновидностях и формах человека Это не только прямое, но и косвенное насилие не только физическое, но и экономическое политическое, психологиче­ское и др

Под подавлениемпонимается всякое огра­ничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общест­венных институтах То есть понятие «насилие» оказывается синонимом морального зла, в него входят убийство ложь лицемерие, другие нрав­ственные деформации

Более узкий смысл данного понятия сводит­ся к физическому и экономическому ущербу, который один человек наносит другому К тако­му его проявлению можно отнести телесные повреждения убийства, ограбления, поджоги и т п В этом случае насилие сохраняет свою специфику не растворяется полностью в родо­вом понятии морального зла Недостатком дан­ного понимания насилия является то, что наси­лие сопоставляется с внешне ограничивающим воздействием на человека, не связывается с внутренней мотивацией поведения Однако без учета мотивов понять явление насилия нельзя Это связано с тем, что насилие только тогда является полноценным, когда данное дей­ствие совершено с изначальной целью нанесе­ния вреда

Насилие является узурпацией свободной воли То есть это посягательство на свободу i


Слово «добродетель» произошло от лат virtu, одно из значений которого «доблесть» или «му­жество»

Аристотель, который разработал наиболее глубокое в античности учение о добродетелях, говорил, что «добродетель доводит до совершен­ства то, добродетелью чего она является»

Одно из самых первых и самых точных опре­делений добродетелей дал Кант «Добродетель есть сила в исполнении своего долга» То есть можно сказать, что добродетелью является «об­раз мыслей, имеющий твердую основу и направ­ленный на то, чтобы точно исполнять свой долг»

Часто под добродетелью понимаются мо­ральные качества человека, и соответственно добродетелей насчитывается столько же, сколь­ко существует видов деятельности человека

Добродетели являются не только определен­ным качеством личности, которое характеризует личность со стороны Добродетель является и установкой, решимостью, намерением инди­вида действовать на основании своих мораль­ных принципов Человека можно считать добро­детельным, если он научился действовать на основании собственных принципов вообще Установка на добродетель предполагает в ин­дивиде чувство собственного достоинства и гор­дости и, следовательно, стремление его сохра­нить Человек из уважения к себе не может позволить себе некоторых действий, если со временем ему придется сожалеть о них


23


да Он производил исследования, которые при­вели его к выводу, что принцип удовольствия является основным естественным регулятором психических процессов, или душевной деятель­ности Фрейд считал, что психика удовольствия является доминирующей перед всеми другими видами психической деятельности

При этом самыми интенсивными и яркими, по его мнению, являются телесные удоволь­ствия, в первую очередь сексуальные, а также удовольствия, связанные с удовлетворением потребностей в пище, тепле, отдыхе (расслаб­лении)

Принцип удовольствия проявляется в проти­востоянии общественным нормам приличия и как таковой выступает в качестве определен­ной основы личной независимости в удоволь­ствии индивид может почувствовать себя самим собой, он как бы освобождается от всего внеш­него, т е обстоятельств, обязательств, привыч­ных привязанностей В этом отношении удоволь­ствие оказывается для человека индикатором значимого опыта — проявлением индивидуаль­ной воли Наслаждение всегда является след­ствием появления желания

С учетом функциональной точки зрения удовольствие показывает следующие процессы:

1) преодоление недостатка,

2) освобождение от давления,

3) индивидуально значимое самоосуществле­
ние (в том числе творческое)


Второй способзаключается в том, чтобы наслаждение получило этическое оправдание с помощью творчества в широком смысле это­го слова, т е посредством деятельности, в про­цессе которой личность свободно и конструктив­но реализует себя В творчестве как форме личностного самовыражения можно проследить многие психологические и нравственные чер­ты, характеризующие переживание наслажде­ния С этической точки зрения в наслаждении большую ценность составляют возможность са­моутверждения, не зависящего от социально-статусных ролей и обязанностей, а также воз­можность сбросить с себя каждодневную суету

Творчество, также как и наслаждение содер­жит в себе непонятность, возможность само­выражения, независимости и личностности При этом творчество противоположно принципу наслаждения, требует от творца высокой само­дисциплины и жертвенности Наслаждение мож­но ощутить лишь по достижении определенных результатов, удовлетворяющих человека

Третий способ,который находит наимень­шее применение на практике, заключается втом, чтобы научиться получать удовольствие от того, что доставляешь удовольствие другими людьми Данное удовольствие включает в себя все основные этические принципы и поэтому яв­ляется возвышенным наслаждением Этому нужно учиться и постоянно отрабатывать, чтобы извлечь для себя максимум


 


Установка на добродетельные поступки как установка на совершенство берет начало в со­знании целостности своего внутреннего мира, «равности» индивида самому себе Психологи считают, что целостность является одной из необходимых добродетелей человека Это счи­талось бы справедливым, если бы внутри мора­ли не были разработаны соответствующие пред­ставления об искренности и чистоте Близко по значению этим словам слово «целомудрие», которое часто связывается с нормами сексуаль­ной морали и употребляется для обозначения добродетельности

В этическом плане в концепции добродете­ли (и как противоположности — порока) подчер­кивается важный аспект нравственности, а именно личностный Этика норм отражает ту сторону нравственности, которая связана с формами организации, или регуляции, пове­дения Этика ценностей анализирует то пози­тивное содержание, которое посредством норм вменяется человеку в исполнение Этика доб­родетелей указывает на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и пра­вильно себя вести В этико-философских ис­следованиях эти разные стороны нравственно­сти далеко не всегда представлены отдельно Однако различие акцентов в восприятии нрав­ственных качеств дает возможность анализи­ровать этические вопросы


человека Понятие насилия опирается на два момента:

1) воля пресекает другую волю или подчиняет
ее себе,

2) насилие осуществляется путем внешне огра­
ничивающего воздействия физического
принуждения

Основной аргумент в пользу насилия заклю­чается в том, что без него невозможно проти­востоять агрессивным формам зла И как бы плохо ни было насилие оно все же лучше покор­ности и трусости Насилие считается оправдан­ным как противонасилие

Однако бороться с насилием возможно и дру­гими, ненасильственными методами Ненаси­лие отличается от насилия пониманием того, как распределены добро и зло среди людей Оно исходит из взаимной связанности всех людей в добре и зле В основу современной концепции ненасилия было положено убеждение, которое признает человеческую душу ареной борьбы добра и зла Например Мартин Лютер Кинг считал, что даже в наихудших из людей есть части­ца добра, а в лучших из нас есть частица зла

Сторонники ненасилия не всегда считают че­ловека абсолютно добрым существом Человек открыт как добру так и злу Поэтому в отноше­ниях между людьми всегда остается возмож­ность сотрудничества

Ненасилие и насилие всегда связаны друг с другом Однако они не существуют рядом, не­насилие всегда следует за насилием Это яв­ляется постнасильственной стадией в борьбе за социальную справедливость



41