ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС

Теория общего блага тесно связана с прин­ципом пользы Она изначально возникает из неприятия эгоизма, собственной корысти и мер-кантилизма (к которым сводится принцип пользы) При этом в реальных условиях при воз­вышении интереса частной группы теория не имеет никаких противовесов, а любые другие возможные интересы подавляются как ограни­ченные, антигосударственные или антинарод­ные Критерии полезности как оценки средств для достижения поставленных целей вообще утрачиваются

Общий интерес является предрассудком, иллюзией и уловкой морализирующего мышле­ния частной группы, которое предполагает, что чистота нравов, духовное благополучие общест­ва могут быть достигнуты через ограничение или подавление частных, индивидуальных интере­сов Здесь общий интерес как действительная, универсальная ценность актуален только в тех условиях, когда сообщество является носите­лем общего интереса, и оправдан в случае, если общество оказывается перед лицом угрозы со стороны внешнего врага или перед разруши­тельной силой природы Таким образом, общий интерес способствует самоотверженной забо­те о сообществе, о сохранении его частей или элементов

Чаще всего в истории общественной мысли встречалась другая точка зрения, которая счи­тает общий интерес вовсе не существенным, если он отличается от частных интересов Эта позиция называется позицией разумного эгоиз-


25


к выводу, что кризисные процессы глубоко связаны с этическими, политическими и со­циальными проблемами, которые стоят перед человеком При изучении данной проблемы тео­ретики акцентируют внимание на социально-экономических и политических аспектах гло­бальных проблем

При этом представители экологической этики сосредоточивают внимание на морально-эти­ческой проблематике, отмечая большой разрыв между экологическим и этическим развитием, тогда как они считают, что существует тесная связь между «образами будущего» и этикой Мыслители экологической этики считают, что анализ глобальных проблем без анализа мораль­ных императивов, нравственных ориентации и этических ценностей является бесперспектив­ным В экологической этике считается, что эко­логический кризис является следствием невер­ной ценностной ориентации, используемой человеком в своей практической деятельности по изменению внешнего мира При этом принято убеждение, что существующие экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, который основывается на этике, ориенти­руется на будущее и утверждает связь между человеком и природой

Идеи и принципы экологической этики разви­ваются в работах Д. Козловского «Экологиче­ская и эволюционная этика»* Г. Киефера «Био­этика», представителей Римского клуба и других западных ученых


ориентации являются одной из важнейших по­требностей человека

Ценность вещи определяется для индивида тем, что она отвечает его основным потребно­стям, интересам, замыслам и т д Как различ­ны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, т е их значимость в жизни человека

Ценности человека можно разделить на опре­деленные группы По содержанию ценности можно разделить на наслаждение, пользу, сла­ву, власть, безопасность, красоту, истину, доб­ро, счастье и т д

По отношению к добродетелям человека цен­ности можно разделить на положительные и от-рицательные наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — под­властность, безопасность — опасность, красо­та — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т д

Ценности можно разделить на практические и духовные, на высшие и низменные При этом не всегда положительные ценности являются возвышенными, а отрицательные — низменны­ми Положительность и отрицательность опре­деляются тем, отвечают ли ценности потребно­стям и интересам человека или нет Для деления ценностей на высшие и низшие применяется другой критерий

Такой критерий рассматривал в своих трудах Аристотель, который считал, что благом на­зывается то, к чему все стремятся Однако при этом некоторые вещи сами являются ценно­стями, а другие — средством достижения цен­ностей


 


ма Данная позиция имеет вполне определен­ное экономическое основание с развитием то­варно-денежных отношений и присущих им форм разделения труда любая частная деятель­ность, ориентированная на создание конкурен­тоспособных товаров и услуг и, следовательно, на общественное признание этих результатов, оказывается общественно полезной В появляю­щихся в этих условиях общественных связях и зависимостях видно истинное выражение общественной нравственности При этом не принимается во внимание, что люди, которые всесторонне зависят друг от друга как экономи­ческие агенты и производители товаров и услуг, являются взаимоизолированными как субъек­ты частных интересов

Теории общего блага и разумного эгоизма представляют этические основания и оправда­ние индивидуальному поведению и обществен­ной практике

В обеих теориях понятие интереса (общего или частного) является ключевым Но отнесение того или другого вида интереса к положительно­му или отрицательному соответствует мировоз­зренческим установкам мыслителя и является проявлением морализирования, в то время как настоящая этическая проблема выполнения человеком обязанностей, его устремления к осуществлению идеала заменяется другими (социальными) проблемами, т е переводится в социологический план и при этом теряется как этическая проблема


4) способствует достижению цели с наименьши­ми затратами (помогает эффективности дей­ствий)

Как и другие ценности практического созна­ния (успех, эффективность целесообразность, преимущество и т п ) польза является относи­тельной ценностью в отличие от высших ценно­стей (добра, прекрасного, истины, совершен­ства)

Понятие и правила пользоориентированного сознания (как и гедонического) являются мо­рально нейтральными Они могут найти свое проявление как в алчности, потребительстве, приобретательстве карьеризме, так и в пред­принимательстве предприимчивости

С этической стороны проблемы как в одном, так и в другом случае проявляется существен­ное различие между моралью как таковой и от­ношениями полезности Мораль возникает и функционирует в обществе как система цен­ностей, призванных компенсировать обуслов­ленные цивилизацией обособленность, отчуж­денность индивидов Польза и подобные ей понятия характеризуют ценности и нормы Праг­матизм (стремление к пользе, успеху, эффек­тивности) предполагает устремление человека к реальности, учет им наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей Прагматик учи­тывает условия, но при этом стремится, насколь­ко это возможно, управлять ситуацией, програм­мировать результаты своих усилий



               
   
 
   
   
 
 

|45