ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Зарождение этики началось в глубокой древ­ности и было связано со становлением классо­вого общества, разделением труда, отделе­нием духовно-теоретической деятельности от материально-практической Первые этические представления проявлялись еще на ранних ста­диях развития общества и выражались в мифах, легендах, сказках и других продуктах коллектив­ного творчества

Возникновение авторских размышлений на этические проблемы связано со странами Древнего Востока, прежде всего с Китаем и Ин­дией, и датируется 111—11 тысячелетиями до н э Они были выражены в таких произведениях, как «Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба» Этот этап можно назвать подготовительным для возникновения этических учений и школ в стра­нах Древнего Востока

Появление первых этических учений Древне­го Востока датируется I тысячелетием до н э Наиболее влиятельными среди них стали брах­манизм и буддизм в Индии, а также конфуциан­ство в Китае

Этическая мысль Древнего Востока отлича­лась значительным разнообразием, однако при этом в ней можно выделить общие характер­ные черты

1) процесс накопления знания носил не интен­сивный, а экстенсивный характер, т е знания накапливались, но не развивались,


6 ЭТИКА АНТИЧНОСТИ

Развитие этики в Древней Греции значитель­но отличалось от этого процесса на Древнем Востоке Причины этого носят социально-эко­номический и политический характер В Древ­ней Греции разложение общинно-родового строя и смена его классовым происходили зна­чительно быстрее, появилась частная собствен­ность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения родоплеменной аристо­кратии и демоса, в результате которых победу одержал последний Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том числе и этики

Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индиви­дуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целя­ми других

Центральными фигурами в истории античной этики можно считать софистов (Сократа, Пла­тона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скеп­тиковЗдесь важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции В Греции процесс развития этической мысли но­сил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно Это стало причи­ной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью Ведь очевидно, что каждый философ, знако­мясь с трудами своих предшественников и по­лемизируя или соглашаясь с ними, выдвигал


 


7 ЭТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековая этика развивалась исключи­тельно в рамках христианской веры Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отраже­ние идеи греховности и искупления вины стра­данием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю Необходимо отметить, что развитие этики в этот период вре­мени также не было лишено социального и по­литического окраса высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравен­ства, подавить возможные протестные движе­ния, укрепить свои позиции Понятно, что и сама христианская церковь становилась очень при­вилегированным институтом

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоин­ства, могущества человека не могли найти под­держки у христианской церкви Мораль в Сред­ние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога Бог, а не человек становится целью Главной особен­ностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер Текст Священного Писания стал единственным источ­ником для рассмотрения и решения всей основ­ной проблематики христианского нравственно­го учения об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смыс­ле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой эти-


8ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Центральным понятием этики этого периода является гуманизмГуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающих­ся в Средневековье Одной из таких идей был антропоцентризм,т е то, что в центре ми­роздания располагается человек Из этого сле­довало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностя­ми Однако влияние церкви на сознание обще­ства по-прежнему оставалось значительным Поэтому гуманистические идеи, направленные на преобразование и совершенствование от­дельной просвещенной личности до разумно­го, свободного и достойного состояния, не мог­ли найти отклик и оказать действенное влияние на массовое сознание Официальная же цер­ковь оказалась не способной ответить на вы­зов времени и приспособиться к изменившим­ся условиям Результатом такой ригидности (негибкости) церкви стало возникновение в ре­лигиозно-этической мысли такого явления, как протестантизм и протестантская этика Появле­ние этих продуктов общественной мысли Воз­рождения знаменовало начало нового этапа развития религиозной и духовной жизни — Ре­формации

Духовный отец Реформации Мартин Лютер противостоял позициям официальной церкви, обвиняя ее в монополизации возможности об­щения с Богом и спасения простых людей Ведь согласно позициям официальной церкви толь-

 

 


какие-то новые, оригинальные идеи этического характера

Античная этика является по существу уче­нием о добродетелях и добродетельной лично­сти Согласно такому пониманию посредствую­щим звеном между нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нрав­ственная самоценность и суверенность чело­века Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков Специфика его в том, что он есть су­щество разумное и общественное По мнению философов, гармоничное общественное уст­ройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к че­ловеку, как подчинение индивидуального всеоб­щему, страстей — разуму, живых личностей — абстрактным нормам, а того, что есть, — тому, что должно быть

Необходимо отметить и значительный прог­ресс античной этики переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической концепциям В основе натуралистической концеп­ции лежит ориентация на человека как на естест­венное существо Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принад­лежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир


 

2) школы и течения развивались параллельно,
а не последовательно, что затрудняло про­
цесс преемственности,

3) отсутствовала ярко выраженная авторская
позиция, что придавало этической мысли
определенную «безликость»,

4) направленность не на внешнюю реальность
и объективную действительность, а на само­
совершенствование

Эти особенности обусловливались особенно­стями социально-экономической и политиче­ской действительности стран Древнего Восто­ка, для которых были характерны отсутствие частной собственности на землю, сильная за­висимость от государства, формирование за­крытого сословного общества с высоким уров­нем социального неравенства

Достижения этической мысли Древнего Восто­ка можно разделить на религиозные и социаль­ные К первым относится создание таких добро­детелей, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие, покорность Среди общест­венно-нравственных ценностей, культивируемых этической мыслью Древнего Востока, необходи­мо отметить следующие почитание предков и со­хранение обычаев, уважение к старшим, госте­приимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому правдивость благо­честие, щедрость, воздержание от гнева и стрем­лений к удовольствиям

Можно сказать, что этические учения Древ­него Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы (прежде всего социально­го характера) ее развития


 


ко священнослужители могли общаться с Бо­гом и соответственно просить его о прощении Все остальные должны были лишь заботиться о церкви и проявлять к ней уважение, подкреп­ляя ее всевозможными податями Мартин Лю­тер утверждал, что каждый человек может сам общаться с Богом, не нуждаясь в посредни­честве церкви Таким образом, единственной задачей человека становится задача жить по-божески, что и является высшей добродетелью

Протестантская этика проповедовала постоян­ный упорный труд и совершенствование профес­сионального мастерства, прилежание, скром­ность и ограничение своих потребностей, доходящее до скопидомства, отказ от земных удовольствий и праздности Ведь именно это является признаком того, что человек избран Богом для спасения Главными же пороками, неизбежно приводящими любого человека к по­гибели, становились праздность, леность, склонность к легкой жизни

Подводя итог, необходимо сказать что одним из главных достижений Возрождения стало воз­вращение к идеям античности о могуществе человека Протестантизм же установил возмож­ность непосредственной личной связи челове­ка с Богом Таким образом, нравственность была спущена с небес на землю, что явилось неоспоримым прогрессом в развитии этиче­ской мысли


ческой мысли были не философы, как в антич­ности, а теологи Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др

Центральные проблемы средневековой эти­ческой мысли

1) источник и природа зла— результат от­
ступления человека от божественных запове­
дей в результате выбора свободной воли,

2) образ Христакак свидетельство единения
человека с Богом и победы над силами зла,

3) антагонизм души и тела.Телесность —
источник греховности человека, душа бес­
смертна и божественна, тело смертно и гре­
ховно,

4) источник нравственных ценностей— Бог,
который создал мир, человека, следователь­
но, и все нормы поведения

Среди достижений этической мысли Средневековьяследует отметить следующие

1) придание морали всеобщего, т е общечело­
веческого, характера,

2) утверждение ценности каждого человека не­
зависимо от его происхождения, социально­
го положения и даже достоинств,

3) углубление сущностного смысла понятия
«нравственность» через категории вины, гре­
ха, страдания, искупления

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограни­ченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог