ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ

Происхождение и развитие категории «мо­раль» являются центральными вопросами при изучении этики Возникновение категории «мо­раль» можно отнести к периоду античности Пер­вым мыслителем, который попытался опреде­лить, что такое мораль, был древнегреческий философ Демокрит Согласно его взглядам сущность морали — это природа Направление этической мысли, в основу которого лег этот тезис, принято называть натурфилософским Другие мыслители античности определяли мо­раль как меру господства человека над самим собой, своими желаниями, а также умение про­явить сдержанность и контролировать ситуацию

Рациональная теория сущности морали была выдвинута Гольбахом Он ставит себе целью обосновать «принципы естественной морали» С точки зрения этого философа, основами мо­рали являются

1) сама природа человека,

2) потребности человека

Таким образом, удовлетворение человеком своих потребностей автоматически делает его поведение моральным

Существуют и креационистские теории моралиВ их рамках представляют различного вида религиозные системы морали Моральные заповеди Бога совершенны и не требуют обос­нования Соблюдение священных заповедей приближает человека к достижению нравствен­ного идеала, способствует насыщению его ду­ховного мира

 

 


Мораль, по мнению одних из последователей этой теории (социал-дарвинистов), есть ору­жие слабых индивидов в борьбе за существо­вание,

4) философия жизни Ф. Ницше. Согласно
воззрениям представителей этого течения
этической мысли мир отнюдь не разумен, по­
знание человека ограниченное, а движут им
инстинктивные жизненные стремления, сле­
пая воля, страх и отчаяние от конечности, бес­
смысленности и обреченности собственного
существования Ницше утверждал, что причи­
ной деградации европейской культуры яв­
ляются такие ценности, как человеколюбие,
разум и наука, идея социального равенства,
демократия, социализм Существенно в мо­
рали, по Ницше, только то, что она всегда есть
«долгий гнет» и проявление стадного инстинк­
та в отдельном человеке,

5) метаэтика.Название этого учения означает
рассмотрение этической составляющей эти­
ческой теории, причин их несостоятельности,
невозможности сформулировать общечело­
веческие ценности В рамках метаэтики было
сформулировано требование запрещения
притязаний этических теорий на научность
Метаэтика ставила задачу проанализировать
природу этических и моральных суждений,
используя для этого анализ моральных суж­
дений и оценок, выраженных в языке, т е ана­
лиз языка морали

Легко увидеть, что на настоящий момент вре­мени существует огромное множество этиче­ских теорий, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, своих последовате­лей и противников


жие интересы, ибо стремление к удовлетворе­нию «неразумного» интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его Од­ним из главных достижений этики Нового вре­мени стала попытка примирить интересы от­дельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга

Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых фило­софов, как И. Кант и Г. Гегель Среди достиже­ний Канта необходимо отметить его вклад в раз­работку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и «счастье»

Центральным же достижением Канта яв­ляется его определение морали как надприрод-ного долженствования, которое связывает ее с душой человека Среди достижений Гегеля не­обходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический ха­рактер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаи­модействии со всеми сторонами жизни об­щества

Этика Канта и Гегеля истолковывала нрав­ственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека


 


Еще одна интерпретация понятия «мораль» была дана И. Кантом в его теории критики прак­тического разума В этой теории мыслитель не соглашается с определением морали и мораль­ного поведения Гольбаха Кант утверждает, что стремление к счастью не может быть индикато­ром моральности человека, так как оно часто толкает его на безнравственные поступки На­оборот, только подавляя свои желания устанав­ливая господство над ними, человек может стать моральным В воззрениях Канта можно видеть определенную преемственность идей античных философов, прежде всего Аристотеля

Следующая интерпретация понятия «мораль» была дана представителями эволюционной эти­ки Смысл морали, по их мнению, заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений Так, П. А. Кро­поткин рассматривал принцип общительности (или «закон взаимопомощи» в животном мире) как исходное начало появления таких мораль­ных норм, как чувство долга, сострадание, ува­жение к соплеменнику и даже самопожертво­вание

Таким образом, вопрос о природе морали и ее происхождении весьма спорный, и дать на него однозначный ответ нельзя Для каждого чело­века понятие морали это нечто личное, но в то же время моральный уровень нужно постоянно дополнять и совершенствовать, чтобы достичь определенных целей


человек может одновременно креститься и ма­териться Объясняется это тем что крестное знамение призывает Бога, а матерная брань отпугивает черта Здесь проглядывается опре­деленный синтез языческих и православных тра­диций Эта особенность вызвана исторической действительностью Достаточно вспомнить, с каким трудом происходило крещение Руси

Одной из центральных ценностей российской этики является героизм Часто русский человек самостоятельно создает себе экстремальные ситуации, чтобы преодолеть их Очень часто требование героизма выступало в нашей исто­рии основным моральным стимулом для дея­тельности Объяснение этому можно найти в истории, когда нашим далеким предкам при­ходилось отвоевывать у суровой природы право на существование

Следующая особенность российской этики заключается в том, что центральное место в ней занимает понятие долга Причем это понятие имеет свою специфику Во-первых долг перед обществом и государством всегда выше чем долг перед самим собой, во-вторых, понимание долга не является конкретным человек само­стоятельно определяет его

Сегодня проблема самоопределения стоит для России очень актуально При ее решении необходимо делать упор на свои традиции и осо­бенности