ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК

Слово «добродетель» имеет два значения

1) выражает стремление человека соответство­
вать тому образу личности, который предпо­
лагается моралью,

2) обозначает конкретное моральное качество
Добродетель и порок — это не просто качест­
ва личности Добродетель— это установка,
решимость, намерение человека действовать
в соответствии с моральными принципами

Аристотель определял добродетель следую­щим образом

1) способность поступать наилучшим образом
во всем, что касается удовольствий и стра­
даний

2) «золотая середина» между двумя недостат­
ками избытком и недостатком
Порочность— это противоположность добро­
детели причем согласно определению Аристоте­
ля каждой добродетели соответствуют два порока

Аристотель различает добродетели ума и ха­рактера первые формируются в процессе обу­чения, а вторые основаны на привычках, нравах Причем главной добродетелью Аристотель счи­тает знание

Согласно христианской этической мысли доб­родетель является силой души и дается через откровение и благодать В качестве знания она выражается в законе Однако при этом не все законы соответствуют добродетели, так как не­которые из них даны не Богом, а созданы чело­веком

В истории этики как моральной философии признаются два вида добродетелей кардиналь-


ПОНЯТИЯ «ДОБРО» И «ЗЛО»

Добро и зло — фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления Эти категории выражают оценку поведения людей или групп, а также определенных общественных яв­лений Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и раз­вития самой морали На различных стадиях раз­вития этики различными были и взгляды на эти категории Основными этическими версия­ми добра и злаявляются следующие

1) натуралистическая, исходящая из природы
человека, его удовольствий и наслаждений
(гедонизм), счастья и несчастья (эвдемо­
низм), стремления к пользе и выгоде (утили­
таризм), деловому успеху (прагматизм),

2) субъективистская, интерпретирующая добро
и зло как акты свободного выбора (экзистен­
циализм), выражение языка и эмоций (нео­
позитивизм)

Наблюдение и поверхностное осмысление действительного разнообразия в содержатель­ном истолковании добра и зла могут привести к выводу об относительности понятий «добро» и «зло», т е релятивизму в моральных сужде­ниях и решениях одним нравится удовольствие, другим — благочестие Доведенная до крайно­сти, такая позиция чревата моральным волюнтаризмом

Ясно, что зависимость определения добра и зла от той этической концепции, в рамках ко­торой они анализируются, не имеет под собой прочной основы, так как данные категории по-