Категории Добра и Зла и их значение в этике.

Будете как боги, знающие Добро и Зло.

Библия. Ветхий Завет

 

Всякое в мире добро можно во зло обратить.

Овидий

 

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Тра­диционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что беспо­лезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу, так и зло — не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему. Благо существует в виде самых различных вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и спра­ведливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют по­ложительное значение в жизни людей, они полезны для удовлетворе­ния их потребностей — жизненных, социальных, духовных.

Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отноше­нии может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического пе­риода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому. Так, социальный прогресс, принося людям определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над неиз­лечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изобретением средств массового уничтожения, войнами за обладание материальными благами, Чернобылем) или сопровождается проявлением отвратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлос­ти, предательства).

Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым от­носятся и такие высшие моральные ценности, как свобода, справед­ливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро — это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Добро, как и зло, является этической характеристикой человече­ской деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку высшее благо — это совершенствование отношений в об­ществе и совершенствование самой личности, то есть развитие чело­века и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, — добро; все, что препятствует, — зло.

Исходя из того что гуманистическая этика во главу угла ставит Че­ловека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, мы можем определить критерии Добра. Это, прежде все­го, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущно­сти — самораскрытию, самовыявлению, самореализации личности, разумеется, при условии, что эта личность «имеет право на звание Че­ловека» (А. Блок). И тогда добро — это любовь, мудрость, талант, активность, гражданствен­ность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.

Еще одним критерием Добра и — одновременно — условием, обес­печивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «аб­солютная цель бытия» (Гегель). И тогда добро — это все, что связано с гуманизацией человеческих отноше­ний: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это науч­но-технический, социальный, культурный прогресс — но только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

Таким образом, в категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; в категории Зла — представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.