Нравственное поведение личности включает также мотивацию по­ступка и его оценку (самооценку).

Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое дейст­вие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человече­ского поведения, не менее важный, чем сам поступок: немотивирован­ных поступков не существует.

Даже если человек не в состоянии ответить на вопрос, почему он поступа­ет так, а не иначе, это не значит, что у него не было мотива: просто он не мо­жет (а возможно, и не хочет) его определить. Иногда это связано с отсутст­вием у него способности к самоанализу или леностью мысли, а иногда человек сознательно, из чувства самосохранения, не желает никому (даже себе) признаться в подлинных мотивах своего поведения, особенно если сам считает их неблаговидными.

Вместе с тем связь между мотивами и поступками неоднозначна.

Во-первых, они могут не соответствовать друг другу. Так, не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к благим поступ­кам, и наоборот. Как часто, например, наши прекрасные побуждения обо­рачиваются глупостью или неудачей («хотели, как лучше, а получилось, как всегда»).

Во-вторых, один и тот же мотив может подтолкнуть человека на разные поступки. Например, любовь к женщине может побудить к беззаветному служению ей (вспомним преданность Дон Кихота Дульсинее Тобосской); вызвать стремление к самосовершенствованию, дабы завоевать ее сердце; поро­дить желание уничтожить или унизить соперника, чтобы убрать его со своего пути; измучить любимую ревностью (Отелло убивает Дездемону из любви к ней).

В-третьих, одна и та же линия поведения может быть продиктова­на разными мотивами. Например, за самоотверженным трудом могут стоять интерес, любовь, творческое отношение к делу, стремление к материальному вознагражде­нию, простая исполнительность, соображения карьеры, азарт «трудоголика. Или активная политическая деятельность: она может диктоваться как стремлением к беззаветному служению своему народу, борьбой за правду и справедливость, так и желанием удовлетворить собственные по­литические амбиции и достичь власти.

Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе, чего хочу добиться, за­чем мне это нужно — за этими вопросами высвечивается не только ин­терес и причины поведения личности, но и ее сущность. Нельзя, да и невозможно преуменьшить роль мотива в поведении человека. Это, в частности, ярко подтверждается отношением к мотиву в юриспру­денции: отсутствие такового может освободить человека от подозрения: «Cui prodest?» — «Кому выгодно?» — это латинское выражение, лежащее в основе уголовного расследования, вполне может применяться для выяс­нения мотива и нравственной оценки любого поступка.

Оценкав системе нравственной регуляции предполагает осужде­ние или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Моральная оценка играет большую роль в нравственной регуляции поведения. Мы жаждем одобрения, стремимся к положительной оценке — как путем соверше­ния хороших поступков, так и путем недопущения или сокрытия сво­их дурных действий. Мы говорим об одном человеке, что он добр, о другом, что он злой. Одни поступки мы оцениваем как высоконравственные, другие — как безнрав­ственные, аморальные. Какой смысл мы вкладываем в эти суждения? Как разграничить добро и зло в поведении человека? Как оценить, правильно ли поступил человек в данной ситуации или ему следовало найти другой выход?

Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеа­лы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом качестве она может одно­временно служить его мотивацией.

Свое положительное или отрицательное отношение люди могут выражать в разных формах оценки: в виде похвалы или порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и антипатии, любви и нена­висти. Однако в этике все эти внешние формы оценки несут одинако­вый смысл и содержание — оценку с позиций Добра и Зла.