Реферат Курсовая Конспект
Моральное сознание - раздел Социология, Лекция 10. ...
|
Лекция 10.
Моральное сознание
Моральное сознание — это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, прочувствование, становится их основанием и обоснованием.
Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.
Эмоциональный уровеньхарактеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т.д. Он формируется стихийно, более всего связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Это первичный уровень морального сознания, включающий в себя чувства, переживания, настроения личности. Важнейшим образованием этого уровня являются собственно чувства, переживаемые человеком: радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Существует шутливое определение: «Человек — это животное, которое умеет смеяться». А мы добавим: и плакать тоже. «И не только тогда, — как говорил писатель А. Алексин, — когда разобьешь коленку, но и когда коленка болит у другого». Умение сострадать другому — подлинно человеческое нравственное качество.
Разновидностью морального чувства выступает страсть — сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтральна — ни хороша, ни плоха, ее нравственный статус зависит от целей, на которые она направлена (сравните страсть к научно-техническому творчеству и страсть к наркотикам). Опасно другое — когда страсти завладевают личностью в ущерб рассудку, когда они вырываются из-под нашего контроля и начинают руководить нами.
Большое значение в структуре морального сознания имеет настроение — особое состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором протекает вся деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет повышенную работоспособность. В подавленном же настроении он может быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Поэтому так важно поддержание положительного настроения у себя и окружающих, умение не хандрить, не дуться и не портить настроение другим. Управление своими чувствами и настроением не всем людям дается одинаково легко. Однако нравственный человек должен хотя бы стремиться к этому. В одном из писем А.П. Чехов писал: «... от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Как видим, Чехов связывает умение управлять собой с таким высоким нравственным качеством, как порядочность. Таким образом, стихийность эмоционального уровня не исключает, а напротив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания.
Рациональный уровеньявляется результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.
1..Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Именно на формирование этих знаний направлено изучение этики. К сожалению, одни этические знания не обеспечивают моральности субъекта: можно прекрасно знать все требования морали и, однако, не соблюдать их. Иными словами, этические знания — необходимый, но недостаточный компонент морального сознания, так же как моральная компетентность еще не есть гарантия нравственной воспитанности личности.
2.Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления благоприятных нравственных отношений важны как правильность, так и близость этого понимания разными субъектами. В одни и те же понятия мы зачастую вкладываем разный смысл, например, в понимание того, что есть добро и зло (и отсюда — не только отсутствие взаимопонимания, но зачастую и враждебность друг к другу). Или, скажем, непонимание смысла и необходимости заповеди «возлюбите врагов ваших», направленной на предупреждение нетерпимости, агрессивности, неумения прощать.
3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».
Рассогласованность морального сознания, отношения и поведения проявляется в расхождении слова и дела, в своеобразном нравственном «камуфляже», сущность которого — приспособленчество, конформизм, а последствия — двойная мораль: «для себя» и «для окружающих».
Другим проявлением противоречивости морали выступают противоречия внутри ее отдельных элементов:
• в моральном сознании - противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами, о которых речь шла выше;
• в моральном поведении — между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения, как «могу», «хочу» и «надо» (это очень интересная сторона нравственной жизни личности, поэтому предлагаем студентам обсудить ее различные варианты на семинарском занятии);
• в моральных отношениях — между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.
Последние противоречия особенно важны, поскольку они носят всеобъемлющий и непреходящий характер, а процесс их разрешения составляет, как уже отмечалось, сущность моральной регуляции. В их проявлении обнаруживаются различные аспекты.
1. Это может быть противоречие между личными (индивидуальными) и общественными (групповыми) интересами и потребностями. Данная проблема в различных социальных системах, культурах и этических учениях решалась по-разному на основе двух противоположных принципов — коллективизма и индивидуализма, о чем также велась речь выше.
2. Противоречие между общечеловеческими и групповыми (классовыми, национальными, конфессиональными) ценностями и интересами. Оно порождено социальным разделением и неравенством в обществе, а моральные нормы и принципы как бы призваны обосновывать и «защищать» интересы различных групп. Причем в периоды их противостояния (войны, революции, бунты) групповые ценности выходят на передний план и становятся доминирующими. Люди делятся на «своих» и «чужих», и тогда нравственные установки (классовая ненависть, религиозный фанатизм, оголтелый национализм) позволяют им «забывать» об общечеловеческих ценностях по отношению к «чужим» (установки «группового эгоизма»).
3.Противоречие между индивидуальным и общечеловеческим. Оно менее остро, чем два предыдущих. Во-первых, оно не требует и не предполагает взаимоисключения: общечеловеческое в морали защищает интересы каждого индивида. Во-вторых, конфликт между общечеловеческим и индивидуальным, в отличие от первых двух случаев, всегда может быть разрешен «мирным путем». В-третьих,сам процесс морального совершенствования должен идти, на наш взгляд, по пути слияния или, по крайней мере, сближения общечеловеческого и индивидуального. Те противоречия между отдельными элементами морали или внутри них, которые в тот или иной период времени берут верх (доминируют) над другими, в конечном счете определяют нравственный облик человека или даже целых народов.
– Конец работы –
Используемые теги: моральное, сознание0.053
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Моральное сознание
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов