Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Последнее указание известно в истории этики, как «золо­тое правило морали». Основу учения Христа составляет запо­ведь непротивления злу и любви к ближнему и дальнему человеку. Это очень необычные заповеди, близкие по духу некоторым из восточных учений — конфуцианству, моизму, буддизму, радикально преобразующие иудаизм. Иисус, как явствует из этой полемики, основной упор делает на внутрен­нем смысле, духе закона, усматривая его в любви, братском единении людей. Только внутренняя нравственная цель оп­равдывает внешние поступки. Нагорная проповедь индиви­дуализирует нравственные требования, предполагает индиви­дуальную ответственность за свои поступки.

Отметим, что в дальнейшем христианские мыслители (и прежде всего святые апостолы) стремись осмыслить и снять имеющиеся противоречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Попытки эти удаются им в различной степени, что и ведет, на наш взгляд, к появлению в христианстве различ­ных течений, направлений, сект. Рассмотрим в этом отно­шении творчество таких авторов, как Плотин и Августин Аврелий.