Реферат Курсовая Конспект
Мораль как система принципов, норм и идеалов - раздел Социология, Лекция 11. ...
|
Лекция 11.
Следует также отметить, что нравственный идеал не обязательно бывает морально положительным. Подросток, юноша или девушка и даже взрослый человек сознательно, в соответствии со своими взглядами, потребностями и интересами, могут взять за образец явно отрицательную личность или тип поведения. Так складываются антиидеал, псевдоидеал.Разновидностью нравственного идеала является романтический идеал — комплекс абстрактных идей, возникающий обычно в противовес прозе жизни, как результат неудовлетворенности ею. С одной стороны, романтический идеал возвышен и прекрасен, но с другой — будучи оторванным от реальности, он утопичен и поэтому, как правило, нереализуем, что ведет к еще большим разочарованиям. Выбор и достижение идеала зависят от нас самих. В этом смысле значительную роль в формировании, становлении и самореализации личности играет, на наш взгляд, «Я-идеал» — представление человека о самом себе, каким он должен быть и каким он хочет видеть себя. Это не внешний образец для подражания, а внутренний эталон, по которому человек оценивает себя — одобряет или осуждает, с которым он «советуется» и на который ориентируется в своих действиях.
Рассмотренные нами «клеточки» морали — принципы, нормы и идеалы выступают не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, нормы морали складываются на основе определенных принципов и выражают их. Принципы вырабатываются или принимаются в зависимости от идеалов личности или общества. Однако эта связь носит не однонаправленный, а обратимый характер. Например, человек может выбрать идеал на основе своих принципов, или господствующие в обществе нормы могут восприниматься как идеал.
Основные нормы нравственности в христианской этике.
Основные понятия:Декалог, Нагорная проповедь, этика иудаизма, этика христианства.
Этика христианства изложена в Библии, состоящей из двух книг: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет, взятый от иудаизма, образуют памятники XII—II вв. до н.э., пророческие сочинения VII-V вв. до н.э., в Новом Завете собрана раннехристианская литература 1-Й вв. н.э. и излагаются собственно взгляды Иисуса Христа, который выступает как реформатор религиозного учения иудеев.
Впечатление такое, что Ветхий Завет привлекается в качестве христианской священной книги только в соответствии с пожеланиями апостола Петра, других апостолов и, возможно, еще в большей степени в соответствии с воззрениями святого Павла, послания которого составляют большую часть Нового Завета. Он стремится к созданию целостного христианского учения, которое могло бы существовать в веках, не исключено, что в угоду власть предержащим в императорском Риме, который отказался в дальнейшем от почитания греческих богов и их римских аналогов в пользу христианского учения. Возможно, по этой причине и на Руси в дальнейшем пошли этим же путем, хотя и с православным уклоном.
Поскольку этические принципы излагаются в обеих частях Библии, причем между ними можно найти ряд несоответствий и нестыковок, то имеет смысл рассмотреть их по отдельности и сравнить. При этом следует заметить, что учение, изложенное Моисеем в Ветхом Завете, может считаться принадлежащим двум религиям: иудаизму и христианству, и, соответственно, мораль Ветхого Завета может рассматриваться как отражающая ту сторону христианской этики, что идет от иудаизма.
В религии иудаизма мораль выводится из внеприродных, надчеловеческих оснований (и об этом говорится явно и отчетливо). Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие человеческого бытия как бытия нравственного. Во-первых, над человеком есть Бог, воле которого он должен безусловно повиноваться; во-вторых, человек не существует сам по себе, а является частицей народа. Связь с Богом и принадлежность к народу образуют основы этики (и шире — учения) Моисея.
За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятъю заповедями Декалога. Их принято разделять на две группы: первые четыре рассматриваются как религиозные предписания, следующие шесть — как моральные. Но Декалог — внутренне цельная система, в которой нормы взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от норм взаимоотношений людей с Богом. Могущество бога Яхве, его беспощадность — гарантия его справедливости, того, что он покарает любое отступление любого человека от предписанной нормы. По ветхозаветной логике отступление от норм не остается без наказания.
В целом Декалог вошел в христианско-европейскую культуру как самостоятельный нормативный кодекс. Его установления — «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» — воспринимались как всеобщие требования, без первоначальных, исторически обусловленных, национальных ограничений. Они стали рассматриваться в общечеловеческой перспективе. Но при этом следует отметить некоторые важные особенности, которые не позволяют рассматривать его как универсальный нравственный кодекс. Во-первых, Декалог концентрирует внимание на внешних действиях человека, оставаясь равнодушным к его образу мыслей. внутренним нравственным установкам. Во-вторых, его принципы выступают как принудительные законы, нет понятия совести как внутреннего регулятора нравственного поведения («Этика Закона», по Н.А. Бердяеву).
Ветхозаветная мораль выглядит ограниченной с высоты новозаветной морали, но допускает переход к ней. Иисус Христос — создатель жизнеучения, которое можно определить как этику любви. Этические принципы христианина провозглашаются как данные от Бога, но в их изложении участвуют и Бог-Отец, и Бог-Сын. Как мы уже отмечали, они излагаются в обеих этих книгах Библии, поэтому для уяснения своеобразия этики христианства полезно сравнить Нагорную проповедь Христа с Декалогом, тем более, что в ней Христос фактически ведет полемику с заповедями Моисея: «Вы слышали, что сказано древними..., а Я говорю вам...».
Декалог Моисея (пересказывает слова, услышанные им от Бога-Отца):
«Да не будет у тебя других богов перед лицом моим...
Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Бог-ревнитель, наказывающий детей до третьего и четвертого рода за вину отцов их, ненавидящих меня ... и творящий милость любящим меня...
Почитай отца твоего и мать твою...
Не убивай.»
Но есть преступления, карающиеся смертью: «ворожеи не оставляй в живых; всякий скотоложник да будет предан смерти; приносящий жертву иным богам, да будет истреблен;
но есть законы о преступлениях, карающихся смертью: «кто с намерением умертвит ближнего своего — бери его на смерть; кто ударит отца своего или мать свою, кто злословит отца или мать — того предать смерти; кто украдет человека и продаст его — того предать смерти»;
но есть законы о телесных повреждениях: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, рану за рану, ушиб за ушиб, обожжение за обожжение, душу за душу»;
но был гнев Божий: «развратился народ, уклонились они от пути, который я заповедал — да воспламенится гнев мой на них и истреблю их»;
но было наказание отступников Моисеем: «собрал он сынов Невинных и сказал им: пройдите по стану от ворот до ворот и обратно и убивайте каждый и брата своего, и друга своего, и ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея и пало в тот день из народа около трех тысяч человек»).
«Не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй ...
Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (ни жены, ни дома)...
Будьте справедливы, будьте милосердны к бедным» (Исход. 2-я книга Моисея).
Нагорная проповедь (Иисус Христос учит народ, сидя на горе):
Заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду. Вы — соль земли, вы — свет мира».
Далее Иисус Христос комментирует, углубляет и развивает заповеди Моисея. В данном случае не представляется возможным сравнить весь текст, поэтому ограничимся сравнением императивов по поводу некоторых из основных заповедей.
«Вы слышали, что сказано древними — не убивай, ...а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду;
Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб, ... а Я говорю вам: не противься злому, но если ударят тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, ... а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих и гонящих вас;
Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй, ... а Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Если же правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя;
Не творите милостыни напоказ, прощайте и будете прощены, не осуждайте других, не заботьтесь о завтрашнем дне, просите и будет дано вам, не давайте святыни на поругание ...
– Конец работы –
Используемые теги: мораль, система, нципов, норм, идеалов0.083
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мораль как система принципов, норм и идеалов
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов