Функции морали

Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия (то, как «работает» мораль). Не менее важным является во­прос о ее предназначении (для чего она?). Ответить на этот вопрос по­может нам рассмотрение основных функций морали.

Безусловно, главной является гуманизирующаяфункция морали. Суть ее в том, что именно приобщение личности к высоким нравст­венным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людь­ми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным люб­ви и уважения. Эта «генеральная» функция морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гуманизирующего предназна­чения.

Ведущая из них — регулятивная:мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого. На собствен­ном опыте каждый из нас знает, что обязательность моральных пра­вил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководству­ется человек при этом?

Механизм и специфика моральной регуляции нагляднее всего видны при сопоставлении ее с правовой регуляцией. Если соблюде­ние правовых норм поддерживается специальными организациями и различными формами принуждения, то моральная регуляция осу­ществляется добровольно, на основе свободного выбора человека и самостоятельного принятия им решения. При этом побудительны­ми силами и основными нравственными «регуляторами» являются общественное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внутренний). Поэтому можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается, прежде всего, через саморегуляцию и са­моуправление личности, что особенно ценно для гуманистической этики.

Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участ­вует в формировании человеческой личности, ее самосознания. В этом состоит воспитательнаяфункция морали. Господствующие в общест­ве моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль учит поступать таким образом, чтобы при этом не было плохо другим людям. Она формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий для других.

Реализуется воспитательная функция морали в процессе освое­ния личностью нравственного опыта предшествующих поколений, в формировании положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осущест­вляется с помощью различных приемов — от убеждения и принужде­ния до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих сущно­сти гуманистической этики.

Родители и школа с детства учат ребенка различать добро и зло. Общество подготавливает к жизни тот тип личности, который наилучшим образом вписывается в систему и соответствует ей. Правда, жизнь вносит свои коррективы, и моральные взгляды человека на цель и смысл жизни, пони­мание им своего личного достоинства и ответственности перед обществом могут полностью противоречить ожиданиям последнего (вспомним, на­пример, историю диссиденства в Советском Союзе). Однако и в том слу­чае, когда человек не приемлет господствующих в обществе моральных ценностей, все равно он является их продуктом.

С воспитательной тесно связана познавательнаяфункция мора­ли. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспи­танию личности. Давая человеку адекватное знание — необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль, по сущест­ву, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, на­пример, от естественно-научных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на опреде­ленные смысложизненные ценности. Еще одна функция морали — коммуникативная. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразую­щим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима, что нельзя не остановиться на ней особо. Действительно, с самого первого момента общения между людьми как бы устанавливается негласная договоренность: вести общение на определен­ных условиях. Ими как раз и являются моральные нормы, которые у об­щающихся людей или совпадают, или вступают в противоречие. Эти нор­мы нащупываются исподволь или декларируются сразу же, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превращаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дружелюбие (в случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их рассогласованно­сти). Соответственно складываются и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов. Стремление к взаимопониманию органично присуще людям, они тянутся к нему и боятся непонимания. Людям легко договориться друг с другом, если они стоят на одинаковых (или близких) позициях по вопросам о том, что есть добро и зло, долг и совесть, счастье и лю­бовь. Но если их моральные представления об этих и других ценно­стях не совпадают, то общение между ними затруднено, ибо это меша­ет им понять и принять позицию другого.

Коммуникативная функция морали проявляется также и в том, что в процессе общения не только используются, применяются «гото­вые» нормы и принципы поведения, но и вырабатываются новые, от­брасываются устаревшие, проверяются в действии альтернативные. Таким образом, формируясь в процессе общения людей — от зарожде­ния человеческого общества до наших дней, мораль выступает ре­зультатом общения, копилкой и кладовой бесценного опыта челове­ческого общежития.

Рассмотренные нами функции далеко не исчерпывают роли мора­ли в существовании, самоосуществлении и действиях человека. Кроме того, в его жизнедеятельности они могут иметь различные приоритеты и в зависимости от ситуации обладать разной степенью значимости. Конечно же, следует иметь в виду, что в жизни каждого человека они проявляются не последовательно (сначала познаватель­ная, потом воспитательная и т.д.), а, если можно так выразиться, па­раллельно, переплетаясь в акте реального человеческого поступка.