Реферат Курсовая Конспект
Структурно-функциональный анализ морали - раздел Социология, Лекция 9. ...
|
Лекция 9.
Структурно-функциональный анализ морали
Долог путь познаний.
Сенека
Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо.
Гёте
История развития морали на протяжении веков подводит нас к необходимости и возможности выяснить: что же такое мораль, какова ее природа, механизм действия и миссия в человеческом сообществе.
Сущность, специфика и содержание морали.
Мораль— это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. В чем же состоит специфика морали?
Во-первых, в морали воплощено единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой — вся практическая деятельность человека, все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями. Правомерно утверждать, что нравственность — это вообще «первоценностъ, первооснова духовной жизни людей» (С.Ф. Аниси-мов), являющаяся абсолютно необходимым и единственным условием всей человеческой духовности.
Действительно, ни один другой элемент духовной жизни — ни научное познание, ни политическое, ни правовое, ни эстетическое, ни религиозное сознание — не могут претендовать на такую роль в человеческой жизнедеятельности. Так, знание, высокая образованность, осведомленность в науках — важные элементы человеческого сознания, однако их отсутствие или слабое развитие не лишают индивида сопричастности к роду человеческому: прилагательное «невежественный» не делает его нечеловеком. Есть немало людей, не готовых к восприятию произведений искусства, но это не может служить основанием для их отчуждения от рода человеческого. В современном мире много людей, у которых отсутствует развитое осознанное религиозное чувство, даже атеистов, но и это не лишает их родовой человеческой сущности. В нашей стране почти у всех граждан отсутствует элементарная правовая грамотность, в сумбурном состоянии находится их политическое сознание, но и эти недостатки не исключают их из числа людей
Лишь отсутствие прирожденного или воспитанного нравственного чувства, альтруистического и гуманного начала в сознании, в отличие от всего вышесказанного, есть единственное, что делает человека нечеловеком, или недочеловеком, зверем, оборотнем, лишенным самой родовой человеческой сущности, позабывшим о своей принадлежности к роду человеческому Исстари таких индивидов называли изгоями, извергами рода человеческого, недостойными быть членами человеческого сообщества. Их наказывали отлучением, изгнанием в пустыню, где подобные индивиды без защиты соплеменников погибали в одиночестве от холода, голода, становились жертвами хищников. В цивилизованных обществах их уничтожали посредством самосуда или смертной казни, в лучшем случае изолировали. О таких существах говорят, что они — не люди, а нелюди.
Во-вторых, специфичность морального способа регуляции заключается также и в том, что он действует не в какой-то определенной области (как, например, наука, искусство или политика), а носит универсальный характер и пронизывает собой все без исключения сферы жизни.
В-третьих, особенность морали состоит в том, что в отличие, например, от науки, стоящей на позиции объективизма, мораль носит подчеркнуто оценочный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Ее интересуют, скажем, не законы природы как таковые и не экономические основания природопользовательной деятельности человека, а нравственная оценка этой деятельности с позиций добра и зла, долга и ответственности.
В-четвертых, мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного — морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер. Именно императивность делает мораль регулятором отношений человека к природе и обществу, другим людям, самому себе, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не-Я. Как форма общественного сознания и как совокупность бытующих нравов мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль явилась исторически первым способом социальной регуляции, обеспечивающим согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Дело в том, что любое общество на любом этапе своего развития нуждается в особых механизмах регулирования, в соблюдении определенного порядка. При этом зависимость индивидов друг от друга и от общества в целом реализуется не автоматически, на уровне социальных рефлексов, а вполне осознанно. Любые человеческие поступки определяются прежде всего индивидуальными интересами (как ни печально, но действительно, «своя рубашка ближе к телу»). При этом они могут не зависеть от соблюдения и обеспечения общественных, однако совпадение возможно, пусть и частично. Кроме того, индивидуальные интересы, выражая непосредственные, жизненно необходимые потребности людей, фиксируются ими гораздо быстрее и проще, чем общие, более отвлеченные интересы, а потому легче превращаются в побудительные стимулы человеческой деятельности. Общий же интерес более опосредован, глубок и перспективен, и его осознание требует более высокого уровня разумности и способности саморефлексии (самосознания). Мораль как продукт социального опыта поколений, итог этической рефлексии общества помогает людям обрести более адекватные формы взаимосвязи и взаимоотношений. Выступая как бы от имени общих интересов, мораль в конечном счете преследует обеспечение и индивидуальных интересов. И поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия.
Таким образом, сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения. Как и с помощью чего достигается этот баланс в человеческих отношениях? Этой цели, выражающей одновременно сущность и специфику морали, служит система моральных принципов, норм и идеалов, регулирующих и регламентирующих поведение людей в обществе. Рассмотрим, что представляют собой эти «клеточки» морали, составляющие ее содержание.
Структура морали.
Моральные нормы, принципы, идеалы существуют не только в виде идей. Они проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они и есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре, которую можно представить следующим образом:
– Конец работы –
Используемые теги: Структурно-функциональный, анализ, морали0.066
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структурно-функциональный анализ морали
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов