Моральные отношения

Центральным элементом структуры морали являются моральные отношения.Это наиболее «философский» ее элемент, если иметь в ви­ду, что сама философия — это рефлексия над отношениями человека и мира. При этом специфика моральных отношений в том, что их нельзя рассматривать как некий особый, автономно существующий вид отношений: в нравственных отношениях фиксируются опреде­ленные свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Иными словами, нет «чисто» нравственных отношений, которые не про­являлись бы в каких-то других — производственных, политических, на­циональных, семейно-бытовых отношениях. Но точно так же не может быть и самих этих отношений без их нравственного содержания. Основной формой нравственных отношений выступает общение — общение человека с природой, обществом, друг с другом. Именно в об­щении материализуются, становятся реальными те во многом эфемерные связи, которые обозначаются понятием отношения. Именно в обще­нии проявляется, насколько это вообще возможно, подлинная сущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее значи­мыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе. Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, рассмотренными нами принципами коллективизма или индивидуализма. В первом случае, как уже отмечалось, человек подчиняет свои ин­тересы общественным, видит свой долг в служении обществу. Во вто­ром он ориентируется на самого себя, на свои силы, разум, предпри­имчивость. Вместе с тем возможны причудливые сочетания этих принципов. Так, смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, отождествляя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претен­зии, бездумно оправдывает все ее действия. В результате возникает единство «Я — Мы», как правило, предполагающее противостояние «Мы — Они», деление на «своих» и «чужих», «наших» и «не наших». Это, в свою очередь, предполагает нетерпимость к «чужим», «поиски врага» и ведет не к диалогу, а к насилию. Именно с позиций группово­го эгоизма некоторые этические доктрины (марксистская, мусульманско-фундаменталистская и др.) прямо обосновывают и утвержда­ют приоритет групповых — классовых или религиозных ценностей над общечеловеческими.

Такое понимание коммунистической морали выражал, например, В.И. Ле­нин: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борь­бы пролетариата». В этом случае даже такое всепобеждающее чувство, как любовь, отходит на задний план, уступая место групповым интересам. Гражданская война в России дала множество примеров подобного рода, описанных, в частности, в художественной литературе. На основе «клас­сового чувства» убивает своего «белого» возлюбленного «красная» героиня повести Б. Лавренева «Сорок первый»; пытает и убивает отца-белогвар­дейца сын-буденовец из книги И. Бабеля «Конармия»; выдает большеви­кам любимого мужа — белогвардейского офицера Любовь Яровая из пье­сы К. Тренева. Интересам своей нации всегда была подчинена мораль фашистов разного толка — от итало-германских до современных. В фашистской Германии борьба «за чистоту расы» приводит к тотальному осуждению и наказанию за любовь к представителю «неполноценной расы». И об этом тоже — мно­жество книг и кинофильмов.

Несмотря на теоретическое различие индивидуализма и эгоизма, также возможно их практическое смыкание в отношении человека к обществу. Так, удовлетворяя собственный интерес, человек, руковод­ствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб дру­гим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет». Именно поэтому индивидуализм воспринимается многими как принцип «человек че­ловеку — волк»: ведь в нем действительно воплощается борьба на рынке человеческих возможностей и способностей. Отношение чело­века к обществу предполагает поэтому разумное сочетание в лично­сти положительных, продуктивных моментов, имеющихся и в кол­лективизме, и в индивидуализме.

2) В системе отношений человека к обществу большое место занима­ют принципы, идеалы и нормы гражданственной ориентации. Кним относятся прежде всего патриотизм (альтернативой ему может быть космополитизм), национальное самосознание (или его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равнодушие) и дру­гие качества и ориентиры личности. Однако наличие или отсутствие их у человека само по себе еще не является показателем уровня его нравственной культуры. Все здесь зависит от содержания этих ка­честв.

Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной любви и предан­ности своему Отечеству, может проявляться как в безоговорочном принятии и оправдании любых действий и политики своего государ­ства и его властей, так и в критичном отношении к негативным момен­там, препятствующим развитию общества. Космополитизм — осозна­ние себя «гражданином мира», включенным в систему планетарных отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелю­бовь к своему Отечеству, однако он может сочетаться и с любовью к нему. Чувство национального самосознания может быть продуктив­ным, нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы национализма или шови­низма, враждебности к другим народам. С другой стороны, отсутствие национального самосознания может свидетельствовать как о равноду­шии к судьбе собственной нации, так и об уважении и терпимости к другим народам. Активная гражданская позиция характеризуется чувством сопричастности иответственности за судьбу человеческого сообщества и собственного Отечества. Но проявляться она может как в серьезном, вдумчивом, ответственном стремлении к участию в жиз­ни общества, так и в безудержной фанатичной поддержке власти или, напротив, в неосознанной (бессознательной) оппозиции ей. В послед­нем случае гражданская индифферентность, пассивность может быть даже более разумной и целесообразной. Очевидно, что каждый чело­век должен сам для себя делать выбор между тем, «что такое хорошо ичто такое плохо». Важно не допускать здесь максимализма и подхо­дить к собственному выбору достаточно ответственно.

3) Отношение человека к другому— отношение Я — Ты — в значи­тельной степени зависит от его отношения к обществу в целом. Отно­шение к другому может носить субъект-субъектный или субъект-объ­ектный характер.В первом случае Я подхожу к Ты как к равному мне субъекту. Дру­гой человек выступает для меня целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, лично­стью, самим собой. Более того, я способствую его самореализации и раскрытию: он мне интересен, причем не только «совпадением» со мной, но и своей «инаковостыо», непохожестью на меня, за счет кото­рой обогащаюсь и я.

Второй подход превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством: средством моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т.д. В этом случае его «инаковость» и «самость» раздражают меня, вызывают мою не­терпимость, стремление навязать ему мои взгляды, ценности, линию поведения.

Своеобразным проявлением объектного подхода выступает так назы­ваемый «вещный синдром», когда отношение к Другому строится по принципу «использовал — выбросил». В этом случае Другой представ­ляет для Я чисто утилитарный интерес, оценивается с точки зрения по­лезности. Когда же эта польза исчерпана или появляется другой, более интересный объект, от первого отворачиваются и «выбрасывают» его из жизни.

Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистиче­ской этики и проявляется в диалоге Я и Ты. Объектный тип характе­рен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме общения и — одновременно — в нравственной «глухоте к окликанию» (К. Ясперс), когда собеседники не хотят и не умеют слышать друг дру­га и упиваются только собой («глухари на току»). Очевидно, что если первый подход базируется на принципах альтруизма и толерантно­сти, то в основе второго лежат эгоизм и нетерпимость.

4) Отношение человека к самому себесамым тесным образом свя­зано с его самооценкой. Различия в самооценке определяются прежде всего различиями авторитарного и гуманистического подходов, осо­бенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе.

Ярким примером авторитарного подхода выступают этические идеи, тре­бующие от человека самоотречения, отказа от личного счастья «во имя» чего-то: Бога, идеи, отчизны и т.д. Противоположный подход демонстри­рует гуманистическая этика, провозглашающая «любовь к себе» главным моральным принципом и призывающая человека «быть» в первую оче­редь «для себя», считая, что это — залог того, что он сможет таким образом быть и «для других». Истина же, вероятно, где-то посередине. В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать отношение человека к природе.Вклю­чение в систему моральной регуляции, предметом которой до недав­него времени традиционно были сугубо «человеческие» отношения, отношений «не-человеческих» (человек и природа, человек и вещь) связано с объективными экологическими процессами, продемонстри­ровавшими, что свободная воля человека, присвоившего себе титул хозяина, «царя» земли, способна привести к кризису среды его обита­ния и тем самым поставить под сомнение возможность его, человека, дальнейшего существования. В связи с этим и встал вопрос о новых принципах регуляции отношений человека и природы, которые долж­ны строиться на основе их равноправного диалога. «Старый» принцип этой регуляции носил характер высокомерно­го антропоцентризма, ставящего Человека в центр и над Природой. Современная экологическая ситуация вызвала к жизни новый, про­тивоположный подход — экоцентризм, ориентированный на приори­тет Природы.

Таким образом, новое отношение к природе предполагает расши­рение традиционного предметного поля морали за счет включения в него природы как равноправного субъекта. Этот процесс связан со становлением экологической этики, которая выступает на современ­ном этапе своеобразной мерой сущности человека и его достоинства. Моральные отношения, как уже говорилось, не су­ществуют сами по себе, и формой их проявления выступают не только другие виды общественных отношений, но и особые способы сущест­вования в виде морального сознания и нравственного поведения.