Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

 

Понятие человек включает в себя два слова – чело и век. Человек есть чело века, лицо эпохи, а если более широко, то - «цельно вечность». Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

 

Индивид (от греч. «индивидуум» - атом, неделимый) есть отдельный представитель человеческого рода, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами Homo sapiens присущи и сугубо индивидуальные черты. Это касается и его природных задатков, и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера), и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека.

В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик Ж. Лакан) - разорванный, разделенный человек. Для него очень важной становится способность быть другим, быстро изменяться.

 

Индивидуальность может быть определена как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других. Иногда индивидуальность однозначно связывают с многогранностью способностей, дарований человека, но вряд ли с этим можно согласиться: индивидуальностями несомненно являются и те, кто обладает одной, но ярко выраженной способностью, либо, обладая многогранностью таланта, реализует все же лишь одну из этих граней.

 

Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, распада родоплеменного коллектива и отделения личных интересов от общественных. То, что верно для филогенеза человеческого рода, верно и для онтогенеза - процесса развития отдельного индивида. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное - социального созревания, социализации.

 

Личность - это не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности. Автономность личности отнюдь не означает, что эта позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или идет "на красный свет", в каждом конкретном случае это - позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида.

 

 

История феномена личности.

 

Сущность личности проявляется в историческом процессе.

В эпоху античности понятие личности приравнивалось к понятию персона – per sona – «голос за маской». Актеры античного театра были вынуждены надевать на лица маски, чтобы проживаемые ими на сцене чувства были хорошо видны и дальним трибунам. Личность в то время тесно смыкалось с понятием «личина», скрывающая истинное лицо человека и считалось ругательством, обвинением в лицемерии. В положительном смысле личность в Греции понималась сквозь термин soma – тело,человеческая телесность, тело героя, мифологического человека. Общество того времени к появлению личности относилось равнодушно, а в редких случаях – с негодованием – случай казни философа Сократа. В Греции отдельная личность не приветствовалась, а существовала «коллективная личность», которая проявлялась в наличии философских школ, ремесленных мастерских в пределах полиса – греческого города-государства.

В ситуации Средневековья возникает становящаяся предличностность. Личность тут – верующий человек, умеющий впускать в себя проблемы внешнего мира, а также способный выводить собственный проблемы наружу в ситуации исповеди и молитвы. В эпоху Средневековья возникает образ Бога, Творца всего существующего внешней человеку силы, помогающей всем. Позиция личности тут – не я сам творю, а мной и через меня творит Бог. Личность – анонимна, не имеет собственной, отличной от Бога позиции.

Эпоха Возрождения – это эпоха великих, выдающихся, гениальных, разносторонних людей – титанов искусства. Здесь нет личности как таковой, здесь живут сверхличности, сверхчеловеки. Личность тут не соразмерна самой себе, она является не отдельным человеком, а человеком человечества.

Понятие личности как таковой появляется лишь в Новое время. Девиз Нового времени – «знание-сила» и «время-деньги», это эпоха становления и развития капиталистических отношений и появления зажиточного среднего делового и очень земного класса торговцев и предпринимателей. Предпринимать что-либо, значит уметь действовать расчетливо, целесообразно, на свой страх и риск и нести личную ответственность. Вот тут-то и проявляются основные характеристики личности капиталиста: целерациональное поведение, социальная ответственность за богатство, накопительство, бережливость, усердие и трудолюбие, телесная чистота и порядок. Из данных характеристик вырастают собственно признаки личности как таковой: появление и становление внутреннего мира, способность сделать выбор и нести ответственность, осуществлять свободные действия. Личность становится объемной и включает в себя: физическое совершенство, духовное богатство и нравственную чистоту.

XXI век изменяет контуры классического понимания личности. В современном обществе всеобщего благосостояния и потребления человек становится «машиной желаний». Но все свои желания он исполнить не в силах. Личность сегодня теряет способность сначала думать, ставить цель, а потом делать. Сегодня человек может объяснить свои поступки только после их совершения. То есть целерациональноь уступает место рефлексивности. Сегодня личность предстает как идентичность. Идентичность (от лат. identificare – отождествлять, позднелат. identifico – отождествляю) – это соотнесенность человека с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости. Согласно Э. Эриксону, идентичность есть «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности». Эриксон выделяет два уровня тождественности: 1) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; 2) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. Сегодня человек не способен точно сказать кто он есть по существу, он не ограничивает себя определением. Главное, что человек должен уметь рассказать свою историю, отождествив себя с кем-то или с чем-то одним в себе. Таким образом целостное, личностное поведение заменяется процессом самоидентификации (самоотождествления) человека с той ролью, которую он выполняет. Однако процесс отождествления идет сегодня наряду с процессом разотождествления: способность поставить себя на место другого, включить в поле своего зрения других людей. В этом сохраняется гуманизм современного человека.

 

 

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой.

Первый из них был предложен Джоном Локком в его учении о человеке как tabula rasa (чистой доске) и следовавшим из такого представления порочным кругом: плохая среда "пишет" на этой доске таким образом, что создает плохого человека; последний же, будучи таковым, не может изменить плохую среду.

 

Реакцией на этот вульгарно-материалистический, отрицающий какую-либо активность человека подход явилась идеалистическая концепция, предложенная Людвигом Фейербахом. Исходя из принципиально правильной предпосылки об изменении социальной среды как результате деятельности человека, Фейербах не мог согласиться с локковским образом пассивного индивидаСначала, решил Фейербах, можно и должно изменить сознание людей, а уж затем эти изменившиеся люди изменят и свое общественное бытие.

 

Диалектически переработав варианты, предложенные предшественниками, сохранив все рациональное, что в них было, Маркс утверждал, что изменение человека, превращение его в личность происходит не до и не после (как автоматическое или полуавтоматическое следствие), но только в процессе деятельности, в том числе в процессе революционного преобразования человеком общества. Люди в той мере изменяют обстоятельства, в какой обстоятельства жизни изменяют их.

 

Говоря о воздействии социальной среды на человека, необходимо учитывать ее многослойность. При крупномасштабном подходе такими слоями будут:

 

а) мегасреда - огромный социальный мир вокруг нас, испускающий мощные импульсы, которые кровно затрагивают интересы всего человечества и определяют - в условиях интернационализации информационного пространства - духовную, социально-психологическую атмосферу эпохи;

 

б) макросреда - большое общество, страна, к которой мы принадлежим по рождению, воспитанию, месту проживания;

 

в) микросреда - наше непосредственное социальное окружение в лице трех основных референтных групп: семьи, первичного коллектива (учебного, трудового, армейского и т.д.) и приятелей.

 

Обратное активное воздействие личности на каждую из сред, разумеется, не равнозначно. Наибольшими возможностями для непосредственного воздействия личность располагает по отношению к микросреде. Что же касается ее воздействия на макро- и мегасреду, то в подавляющем большинстве случаев здесь приходится говорить о воздействии опосредованном - через включенность индивида в различного рода объединения в национальном и международном масштабе. В то же время по степени индивидуального вклада личности в развитие каждой из сфер судят о ее масштабности. В этом смысле говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных.

 

Социальный тип личности.

Индивидуальность в социологическом значении – это конкретное, а потому неповторимое сочетание и степень развития разнообразных общих и особенных… Социальное – это общее и существенное в личности, образуемое ее общественными… Социальный тип личности составляет ядро и сердцевину личности и конструирует ее наиболее устойчивые общественные черты…