рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек, индивид, личность, индивидуальность - раздел Социология, Человек, Индивид, Личность, Индивидуальность.   Поняти...

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

 

Понятие человек включает в себя два слова – чело и век. Человек есть чело века, лицо эпохи, а если более широко, то - «цельно вечность». Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

 

Индивид (от греч. «индивидуум» - атом, неделимый) есть отдельный представитель человеческого рода, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами Homo sapiens присущи и сугубо индивидуальные черты. Это касается и его природных задатков, и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера), и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека.

В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик Ж. Лакан) - разорванный, разделенный человек. Для него очень важной становится способность быть другим, быстро изменяться.

 

Индивидуальность может быть определена как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других. Иногда индивидуальность однозначно связывают с многогранностью способностей, дарований человека, но вряд ли с этим можно согласиться: индивидуальностями несомненно являются и те, кто обладает одной, но ярко выраженной способностью, либо, обладая многогранностью таланта, реализует все же лишь одну из этих граней.

 

Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, распада родоплеменного коллектива и отделения личных интересов от общественных. То, что верно для филогенеза человеческого рода, верно и для онтогенеза - процесса развития отдельного индивида. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное - социального созревания, социализации.

 

Личность - это не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности. Автономность личности отнюдь не означает, что эта позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или идет "на красный свет", в каждом конкретном случае это - позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида.

 

 

История феномена личности.

 

Сущность личности проявляется в историческом процессе.

В эпоху античности понятие личности приравнивалось к понятию персона – per sona – «голос за маской». Актеры античного театра были вынуждены надевать на лица маски, чтобы проживаемые ими на сцене чувства были хорошо видны и дальним трибунам. Личность в то время тесно смыкалось с понятием «личина», скрывающая истинное лицо человека и считалось ругательством, обвинением в лицемерии. В положительном смысле личность в Греции понималась сквозь термин soma – тело,человеческая телесность, тело героя, мифологического человека. Общество того времени к появлению личности относилось равнодушно, а в редких случаях – с негодованием – случай казни философа Сократа. В Греции отдельная личность не приветствовалась, а существовала «коллективная личность», которая проявлялась в наличии философских школ, ремесленных мастерских в пределах полиса – греческого города-государства.

В ситуации Средневековья возникает становящаяся предличностность. Личность тут – верующий человек, умеющий впускать в себя проблемы внешнего мира, а также способный выводить собственный проблемы наружу в ситуации исповеди и молитвы. В эпоху Средневековья возникает образ Бога, Творца всего существующего внешней человеку силы, помогающей всем. Позиция личности тут – не я сам творю, а мной и через меня творит Бог. Личность – анонимна, не имеет собственной, отличной от Бога позиции.

Эпоха Возрождения – это эпоха великих, выдающихся, гениальных, разносторонних людей – титанов искусства. Здесь нет личности как таковой, здесь живут сверхличности, сверхчеловеки. Личность тут не соразмерна самой себе, она является не отдельным человеком, а человеком человечества.

Понятие личности как таковой появляется лишь в Новое время. Девиз Нового времени – «знание-сила» и «время-деньги», это эпоха становления и развития капиталистических отношений и появления зажиточного среднего делового и очень земного класса торговцев и предпринимателей. Предпринимать что-либо, значит уметь действовать расчетливо, целесообразно, на свой страх и риск и нести личную ответственность. Вот тут-то и проявляются основные характеристики личности капиталиста: целерациональное поведение, социальная ответственность за богатство, накопительство, бережливость, усердие и трудолюбие, телесная чистота и порядок. Из данных характеристик вырастают собственно признаки личности как таковой: появление и становление внутреннего мира, способность сделать выбор и нести ответственность, осуществлять свободные действия. Личность становится объемной и включает в себя: физическое совершенство, духовное богатство и нравственную чистоту.

XXI век изменяет контуры классического понимания личности. В современном обществе всеобщего благосостояния и потребления человек становится «машиной желаний». Но все свои желания он исполнить не в силах. Личность сегодня теряет способность сначала думать, ставить цель, а потом делать. Сегодня человек может объяснить свои поступки только после их совершения. То есть целерациональноь уступает место рефлексивности. Сегодня личность предстает как идентичность. Идентичность (от лат. identificare – отождествлять, позднелат. identifico – отождествляю) – это соотнесенность человека с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости. Согласно Э. Эриксону, идентичность есть «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности». Эриксон выделяет два уровня тождественности: 1) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; 2) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. Сегодня человек не способен точно сказать кто он есть по существу, он не ограничивает себя определением. Главное, что человек должен уметь рассказать свою историю, отождествив себя с кем-то или с чем-то одним в себе. Таким образом целостное, личностное поведение заменяется процессом самоидентификации (самоотождествления) человека с той ролью, которую он выполняет. Однако процесс отождествления идет сегодня наряду с процессом разотождествления: способность поставить себя на место другого, включить в поле своего зрения других людей. В этом сохраняется гуманизм современного человека.

 

 

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой.

Первый из них был предложен Джоном Локком в его учении о человеке как tabula rasa (чистой доске) и следовавшим из такого представления порочным кругом: плохая среда "пишет" на этой доске таким образом, что создает плохого человека; последний же, будучи таковым, не может изменить плохую среду.

 

Реакцией на этот вульгарно-материалистический, отрицающий какую-либо активность человека подход явилась идеалистическая концепция, предложенная Людвигом Фейербахом. Исходя из принципиально правильной предпосылки об изменении социальной среды как результате деятельности человека, Фейербах не мог согласиться с локковским образом пассивного индивидаСначала, решил Фейербах, можно и должно изменить сознание людей, а уж затем эти изменившиеся люди изменят и свое общественное бытие.

 

Диалектически переработав варианты, предложенные предшественниками, сохранив все рациональное, что в них было, Маркс утверждал, что изменение человека, превращение его в личность происходит не до и не после (как автоматическое или полуавтоматическое следствие), но только в процессе деятельности, в том числе в процессе революционного преобразования человеком общества. Люди в той мере изменяют обстоятельства, в какой обстоятельства жизни изменяют их.

 

Говоря о воздействии социальной среды на человека, необходимо учитывать ее многослойность. При крупномасштабном подходе такими слоями будут:

 

а) мегасреда - огромный социальный мир вокруг нас, испускающий мощные импульсы, которые кровно затрагивают интересы всего человечества и определяют - в условиях интернационализации информационного пространства - духовную, социально-психологическую атмосферу эпохи;

 

б) макросреда - большое общество, страна, к которой мы принадлежим по рождению, воспитанию, месту проживания;

 

в) микросреда - наше непосредственное социальное окружение в лице трех основных референтных групп: семьи, первичного коллектива (учебного, трудового, армейского и т.д.) и приятелей.

 

Обратное активное воздействие личности на каждую из сред, разумеется, не равнозначно. Наибольшими возможностями для непосредственного воздействия личность располагает по отношению к микросреде. Что же касается ее воздействия на макро- и мегасреду, то в подавляющем большинстве случаев здесь приходится говорить о воздействии опосредованном - через включенность индивида в различного рода объединения в национальном и международном масштабе. В то же время по степени индивидуального вклада личности в развитие каждой из сфер судят о ее масштабности. В этом смысле говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных.

 

Социальный тип личности.

Индивидуальность в социологическом значении – это конкретное, а потому неповторимое сочетание и степень развития разнообразных общих и особенных… Социальное – это общее и существенное в личности, образуемое ее общественными… Социальный тип личности составляет ядро и сердцевину личности и конструирует ее наиболее устойчивые общественные черты…

– Конец работы –

Используемые теги: Человек, индивид, Личность, индивидуальность0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек, индивид, личность, индивидуальность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность
Так, феноменпревращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждыйиз нас, в высокоорганизованную социобиологическую… Индивид представитель какой-либосоциальной группы, с которой он себя… Социализация человека начинается с самогораннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать…

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Человек, индивид, личность
Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала.Поэтому наряду с… Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».… Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему…

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Место экономических отношений в системе общественных взаимодействий. Роль человека в экономике. Модели человека в экономике
Место экономических отношений в системе общественных взаимодействий Роль... Предмет экономической теории Метод экономической теории Любое...

Каббала и экономика: рациональность "человека экономического" и рациональность "человека каббалистического
Однако научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения требует от общественных наук его обобщения, типизации. На практике это… Именно содержание этой рабочей модели человека, выбор составляющих ее… Приведем общую схему модели экономического человека, отражающую, на наш взгляд, точку зрения, принятую большинством…

Биологическое и социальное в человеке. Человек как целостность
Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики… Именно она играет большую роль в формировании индивидуальности. Социальная… Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и…

Человек, антропогенез ,физиология, сознание, взаимодействие человека и биосферы
Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте… Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он… Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом…

Личность как социализированный индивид
Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека,… Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам