Факторы, связанные с пороками социально-политических и культурных основ жизни общества

Негативные социальные явления вынуждают общество само­совершенствоваться: чтобы избавиться от них, необходимо улуч­шать организацию общественной жизни. Еще А. Кегле в середине XIX века подметил, что изменение социальной системы влечет изменение преступности. Для избавления от организованной пре­ступности необходимо понять, почему она возникла, какие со­циальные факторы делают ее устойчивой и почему не удается ее искоренить.

Одним из глобальных факторов организации преступности является несоответствие между сложной социальной природой криминального феномена и упрощенными подходами к воздей­ствию на него — попытками избавиться от преступности с помощью различных мер борьбы без серьезных изменений куль­турных и политических основ жизни общества. Проведем не­сложную аналогию: предположим, ветер занес на поле семена какого-то дерева и там выросли деревца. Маленькие ростки легко скосить вместе с травой. Но корень у каждого скошенного деревца сохранился, и в следующем году он вновь даст побеги. Их вновь можно скосить, однако основание стебля с каждым годом уплотняется, и однажды он сломает косу. То же происходит и в обществе. Оно продуцирует преступность посредством со­циального неравенства, несправедливости общественного устрой­ства, поддержанием бедности, безработицы, нищеты. Пороки под­час не только не отторгаются, но и получают поддержку, а некоторые (такие, как проституция, наркомания, гомосексуализм) постепенно становятся культурной нормой современной западной цивилизации. Все это постоянно продуцирует преступность, а попытки избавиться от нее в рамках порочных политических и культурных основ социальной организации лишь «уплотняют» криминальный феномен. И однажды становится очевидным, что традиционная «коса» правоохранительных органов оказывается неспособной справиться с ней.

Капиталистический взрыв стал причиной мутаций криминаль­ного феномена, в результате чего бандитские группировки типа

Организованная преступность

.275

китайских «Триад», японского «Бориокудана» и неаполитанской «Каморы» превратились в преступных монстров, практически неуязвимых для государственного разрушающего воздействия. Им удалось нащупать социальную нишу, вытеснить из которой их оказалось весьма затруднительно. Эволюция преступного мира проходила в условиях жесткой борьбы. В ходе этой борьбы слабые уничтожались, а сильные становились еще более живучими. В итоге сильным представителям криминального мира удалось найти такую форму социального бытия, которая сводила на нет все усилия правоохранительной системы по их уничтожению и ней-трализовывала различные механизмы социального контроля.

Этот процесс одним из первых описал Э. Ферри: «В истории преступности наблюдаются два явления: с одной стороны, ци­вилизация, как это заметил Тард, уничтожает одни виды пре­ступности, ею же созданные, и создает на их место новые; с другой стороны, преступность претерпевает двойную морфоло­гическую эволюцию, делающую ее характерным показателем каждого исторического периода, для каждой социальной группы... В Италии мы видим, как разбой в течение последних лет перешел из формы кражи с применением оружия и взимания выкупа в форму взимания постоянной платы»'.

Способность к самоорганизации показала, что преступность — это не просто разрозненные преступники, совершающие преступ­ления независимо друг от друга. Преступность — это не просто цифра преступлений (статистическая совокупность). Это соци­альное явление, проявляющее признаки жизнеспособного орга­низма, обладающего инстинктом самосохранения (причем не только на уровне отдельных преступников, но и на уровне явления в целом).

Факторами криминальной эволюции являются:

— развитие криминальной мысли, криминального управления, криминальной организации;

— аккумуляция и воспроизводство криминального опыта, фор­мирование криминальной культуры;

Ферри Э Уголовная социология. М., 1908. С. 177—178.

276.

Глава XV

— взаимосвязь преступников, преступных организаций, поко­лений преступников (взаимопомощь и передача криминального опыта одного преступника другому, одной преступной органи­зации — другой, одного поколения — другому).

Во взаимодействии с пороками политической организации общества как в отдельных государствах, так и на мировом уровне криминальная эволюция ведет к возникновению и развитию организованной преступности.

Итак, к числу негативных факторов, продуцирующих органи­зованную преступность, относятся:

1. Пороки культурных, политических и социально-экономи­ческих основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявле­ниями: несоответствие между глубинными факторами преступ­ности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и умение отвечать на ужесточение мер борьбы с нею усилением мер обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства, политическими, идеологи­ческими и социальными кризисами, коррумпированностью, сла­бостью политических лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организаци­онная) рационального функционирования демократических ин­ститутов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие кон­центрации усилий общества на борьбе с преступностью. Опора государственных структур на преступные группировки в межго­сударственных конфликтах (например, в 1944 году вторжение войск США и Великобритании в Италию обеспечивали группи­ровки сицилийской мафии, в 1999 году в ходе войны с Юго­славией силы НАТО опирались на вооруженные формирования албанской наркомафии).

Организованная преступность

-277

В XIX веке немецкий философ Гегель детально исследовал закон развития через разрешение противоречий. Когда общество оказывается перед дилеммой: тотальная криминализация и гос­подство организованного криминалитета либо избавление от по­роков социального устройства,— судьба будущего зависит от способности человечества сделать разумный выбор как на ин­теллектуальном уровне (найти оптимальные ориентиры социаль­ного развития), так и на политическом (адекватно реализовать идеалы в социальной практике).