Главным критерием отнесения преступлений к первой группе является политический мотив. Политический мотив как психологический феномен — явление достаточно сложное и комплексное. Он может носить:
— идеологический характер (в основе лежат представления об общественном идеале, социальной справедливости, благе государства или социальной группы);
— религиозный характер (стремление к переустройству социума в соответствии с одной из религиозных доктрин);
— характер корысти или иной личной заинтересованности (карьеризм, месть, политические амбиции, властолюбие и т. п.).
Идеологический и религиозный характер политической мотивации в чистом виде встречаются достаточно редко. Как правило, к ним примешивается мотив корыстной или иной личной заинтересованности. В отдельных случаях политическая мотивация объеди-
Политическая преступность
-297
няет и идеологические, и религиозные, и корыстные установки. Это единство бывает органичным — в каждом деле и во всяком побуждении человека присутствует личный интерес. Нередко идеологические и религиозные мотивы оказываются лишь прикрытием корысти или иной личной заинтересованности (карьеризма, мести и т. п.). По этому поводу Д. Карнеги заметил, что у человека часто бывают два мотива для того или иного поступка:
один, который красиво выглядит, и второй — подлинный.
Властные полномочия, как правило, сопряжены с распределением определенных ресурсов (в том числе и в личных интересах), а также предполагают комфортность бытия. Поэтому в мотивации, связанной со стремлением к власти или удержанием ее, достаточно сложно отделить политический мотив от корыстного.
Нередко религиозно-националистические идеи оказываются лишь инструментом захвата политической власти в государстве или регионе. Организаторы таких политических акций криминального характера руководствуются корыстными мотивами, а непосредственные исполнители могут добросовестно заблуждаться и совершать кровавые злодеяния в националистическом или религиозном исступлении. В этом отношении достаточно показательны события в Чечне: «Националистическая чеченская религиозно-мусульманская идея является скорее всего дымовой завесой для обмана народа, укрепления преступного режима и чеченской организованной преступности, поддерживаемых криминальными кругами России. Нельзя исключать участия в этом внешних и внутренних сил, заинтересованных в разрушении России. Для такого вывода имеется множество прямых и косвенных доказательств»'.