А. Идеологические факторы

Идея — воззрение на тот или иной предмет, событие, явление. Проникая в сознание людей, идеи начинают влиять на мотивацию, они способны формировать деятельность человека.

В любом обществе существует пестрая мозаика идей. Логи­чески взаимосвязанные между собой идеи группируются, образуя сложную систему относительно непротиворечивых воззрений на окружающий мир и социальную реальность. Такая совокупность идей получила название идеологии.

Идеология может стимулировать социальную активность раз­личными способами: делая ее привлекательной, подчеркивая об­щественную значимость той или иной деятельности, раскрывая ее глубокий смысл и высокое назначение; формируя уважение окружающих к людям определенных профессий, к гражданам, занимающимся определенной деятельностью, стимулируя оказа­ние им помощи и поддержки.

В зависимости от того, какую деятельность людей формирует и стимулирует идеология, она может быть конструктивной — отвечающей интересам общества и государства, способствующей развитию социума; деструктивной — противоречащей общест­венным интересам, инициирующей процессы социальной дегра­дации, ослабление государства, утрату им независимости и даже его гибель.

Здоровые силы общества всегда выступают источником и носителем конструктивной идеологии, основными элементами которой являются идеи, стимулирующие укрепление нравствен­ности; позитивное развитие демографических процессов; улуч­шение здоровья нации; экономический рост; рациональное ис­пользование национальных богатств и природных ресурсов в интересах российского народа; обеспечение безопасности граждан и государства.

Источниками и носителями деструктивной идеологии являются антиобщественные, антигосударственные силы. К их числу от­

Преступность военнослужащих

-401

носятся представители преступного мира, для которых деградация общества оказывается условием процветания их криминального

промысла.

феноменом XX века стала яростная межгосударственная идео­логическая война, суть которой заключается в подавлении кон­структивной и развитии деструктивной идеологии в странах, относящихся к числу вероятных противников. Идеологическая война оказывается мощнейшим фактором развития деструктивной

идеологии.

Источниками и носителями деструктивной идеологии могут выступать социальные изгои (так называемые маргиналы) и со­циальные вырожденцы (анархисты, сатанисты, нигилисты и т. п.).

В любом государстве существует противоборство конструк­тивной и деструктивной идеологии. Нормальное государство под­держивает конструктивную идеологию, способствует ее развитию и распространению: соответствующую ориентацию получают средства массовой информации и кинематограф, системы семей­ного, школьного и внешкольного воспитания.

Особенностью современной идеологической ситуации в России является экспансия деструктивной идеологии при попуститель­стве со стороны государства (а в отдельных случаях и при содействии представителей госструктур).

Сегодня есть все основания говорить, что Россия утрачивает духовно-нравственную безопасность. Категория «духовная без­опасность» отражает то, что связано с функционированием об­разования, науки, литературы, культуры, досуга, уровня их раз­вития, состояния и содержания. Она охватывает все системы духовного жизнеобеспечения человека, семьи, социальных групп, популяций, удовлетворение разносторонних духовных потребнос­тей при максимально возможной гармонизации взаимоотношений общества и природы'. По мнению Р.Г. Яновского, угрозу духовной безопасности представляет упадок науки, искусства, монополи­зация средств массовой информации и идейное преобладание

' См.: Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социо­логические исследования. 1995. № 12. С. 40.

26 Зак 2093

402.

Глава XXI

программ западной ориентации, поток эрзац-культуры, падение значимости интеллектуального труда, духовных ценностей, стре­мительный рост коммерциализации духовной жизни. «Людям целенаправленно навязываются такие эталоны поведения и стиля жизни, которые не дают им возможности честно трудиться и жить»'. «Нет целостной государственной идеологии и социальной психологии как выразителей гражданского поведения личности, роста общественного самосознания, правовой и духовно-нравст­венной культуры, чувства патриотизма, гордости за свою страну»2. Трудно не согласиться с утверждением ученого о том, что нам необходима идеология, способная создать в стране атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человеч­ности и веры3.