Закономерности развития социума и преступность

Человек по своей биологической природе — эгоист. Однако вторым аспектом его натуры является социальная сущность. Те люди, которых мы каждый день встречаем на улице и дома, — продукт социума. Вне общества они сформировались бы совсем другими. Даже ограничение общения с родителями в первые годы жизни для ребенка может обернуться умственной отсталос­тью. А воспитанный в волчьей стае ребенок лишь по форме тела будет напоминать человека, а по существу — волка.

Общество с помощью различных социальных механизмов спо­собно ограничить эгоизм. Чудесные превращения разбойников и бандитов в самоотверженных служителей бога не раз имели место. Однако анализ показывает, что при современном соци­альном устройстве сделать всех бескорыстными альтруистами нельзя. Людям такого типа немного надо в жизни, их внешняя активность снижается, она трансформируется в развитие духов­ности, во внутреннюю самоуглубленность. Такое общество утра­тит стимулы к напряженному труду, развитию производства и военной службе — оно неминуемо станет легкой добычей аг­рессивных соседей (как, например, Китай захватил Тибет).

Посредством объединения в сообщества человечество решает следующие глобальные задачи:

1) использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей людей;

2) обеспечение безопасности от сил стихии и животных;

представителей иных сообществ (государств); других людей внут­ри сообщества.

Причины преступности

Соответственно общество (в лице политического руководства) вынуждено балансировать: с одной стороны — между удовле­творением различных потребностей людей и обеспечением без­опасности; с другой — между обеспечением внутренней и внеш­ней безопасности. Этот треугольник (обеспечение удовлетворен­ности — внешняя безопасность — внутренняя безопасность) и определяет характер социальных процессов. Приоритет какой-то из этих трех областей в ущерб другим чреват диспропорциями:

либо ростом социальной напряженности, либо утратой безопас­ности и разрушением государственности. Печальный финал бо­гатой Византии — результат неспособности обеспечить внешнюю безопасность. Недостаток внимания к вопросам удовлетвореннос­ти граждан обернулся падением царской России.

Марксизм предполагал свершение социальной революции и начало строительства коммунистического общества одновременно практически во всех странах мира (мировая революция). Это исключило бы необходимость обеспечения внешней безопасности. А исключение глобального источника затрат могло бы дать мощнейший импульс развитию нового стиля взаимоотношений между людьми.

Ленинизм обосновал возможность построения коммунизма з «одной отдельно взятой стране». При реализации ленинизма на практике обществу успешно удавалось решать проблему внутренней безопасности, однако произошел дисбаланс по линии: «удовлетво­ренность людей — внешняя безопасность». Ограничение потреб­ностей в соответствии с коммунистической идеологией повлекло уменьшение возможностей экономического стимулирования, а обо­рона требовала интенсивного развития производства. Этот дисбаланс был решен с помощью мер неэкономического принуждения (тру­довая повинность, репрессии за тунеядство, за опоздание на работу, за отступление от идеологических догматов). Сталинские лагеря не были следствием его психической болезни, они были попыткой компенсировать утрату экономических стимулов для обеспечения внешней безопасности.

Используя экономические, политические, идеологические, пра­вовые и культурные рычаги, политическое руководство государ-