Криминологический аспект функционирования социальных механизмов

Функция экономики — дать материальные средства для удов­летворения потребностей граждан и для обеспечения функцио­нирования государственных структур.

Задача социальной политики — обеспечение относительно справедливого распределения богатств общества, помощь боль­ным, престарелым и лицам, попавшим в экстремальные условия, чтобы они не встали на криминальный путь самообеспечения.

Задача идеологии — убедить людей в справедливости и пра­вильности государственных порядков, мудрости и честности по­литического руководства. Идеология может компенсировать не­хватку материальных ресурсов для обеспечения удовлетвореннос­ти людей путем развития энтузиазма, патриотизма.

Задача законодательства — сформулировать оптимальную для определенных социальных условий модель поведения граждан и должностных лиц. Функция правоохранительных органов — спо­собствовать реализации этого идеала.

Культура достается политикам как данность. Под нее им, как правило, приходится подстраиваться. Изменить ее за короткий срок крайне сложно. Однако определенные изменения в куль­турной сфере возможны и в относительно короткие сроки. Задача политики в области культуры — формирование человека, наиболее подходящего для решаемых обществом задач. Идеал в этом отношении — трудолюбивый, бескорыстный человек, не агрес­сивный в отношении своих сограждан и не отказывающийся брать в руки оружие для борьбы с внешним врагом. Однако сочетание трудолюбия и бескорыстности оказывается скорее ме­ханическим, нежели органичным, а перенапряжение душевных и физических сил нередко рождает агрессивность. Агрессия в от-

Причины преступности

ношении внешнего врага — это разновидность агрессии в отно­шении человека, она легко трансформируется в агрессию против сограждан (например, афганский или чеченский синдром). Задача культуры — найти и здесь оптимальный баланс. Кроме того, культура без соответствующего контроля и заботы о ней имеет тенденцию к натурализации — развитию в сторону индивидуа­лизма, агрессивности и сексуальной распущенности. Поэтому задача политиков не только изменять ее в лучшую сторону, но не допускать деградации.

У религии как бы два измерения. Первое не имеет никаких точек соприкосновения с государственностью («царство мое не от мира сего»). Во втором измерении религия выступает как одна из форм идеологии, находящейся на службе у государства. При всей заманчивости использования религии как эффективной формы идеологической обработки этого делать нельзя, поскольку в конечном итоге это подрывает основы человеческой нравст­венности: справедливость перестает быть справедливостью, если ее ориентиром оказывается политическая выгода.