Культура, ориентированная на материальное потребление, и культура, ориентированная на духовное развитие

Классификация культур на духовные и материальные является устоявшейся. В любой культуре оба этих подвида органически уживаются. Однако удельный вес каждого из рассматриваемых элементов различный. Соотношение элементов и является осно­ванием для типологии культур по характеру их ориентации.

Культуры, ориентированные главным образом на материальное потребление, имеют значительно больший криминогенный потен­циал, нежели их духовный антипод. Рост материального потреб-

' Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 148.

2 Там же. С. 149.

3 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

Культура и воздействие на преступность

.179

ления увеличивает удовлетворенность лишь до определенных пределов. Материальное пресыщение в сочетании с бездуховнос­тью, как правило, вызывает нравственный кризис, субъективно переживаемый как очень неприятное чувство. Способом выхода из этого кризиса (а также профилактическим средством в отно­шении депрессии, вызываемой тупиковым пресыщением) является развитие духовных потребностей. Недаром многие богатые купцы в России, добившись богатства, становились меценатами (откры­вали картинные галереи, учреждали университеты, строили боль­ницы и храмы). Другим вариантом выхода из кризиса пресыщения является обращение к спиртному или наркотикам — подавление высшего начала в своей личности, которое посредством чувства неудовлетворенности сигнализирует о том, что человек откло­нился от истинного пути.

В этой связи можно выделить два вида культур:

— культура, ориентированная на обеспечение состояния («лег­кое счастье», «кайф»);

— культура, ориентированная на обеспечение деятельности, способной вызвать у человека ощущение глубокой и стойкой удовлетворенности («трудное счастье»),

Английский философ Дж. С. Милль (1806—1873) так охарак­теризовал сущность «трудного счастья»: «Я понял, что для того, чтобы быть счастливым, человек должен поставить перед собой какую-нибудь цель; тогда, стремясь к ней, он будет испытывать счастье, не заботясь о нем»'.

Как правило, «легкое счастье» (в таких культурах обычно богатство и счастье — понятия равнозначные) является идеалом криминальных типов, а стремление к нему — повод абсолютного большинства корыстных и корыстно-насильственных преступле­ний. Соответственно гипертрофирование материальных элементов культуры не может не вызывать роста преступности.

Духовный кризис, являющийся оборотной стороной «легкого счастья», имеет два аспекта криминогенное™. Во-первых, повы-

' Цит. по: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 209.

180.

Глава XI

шает криминогенность самого лица, находящегося в кризисе (дисбаланс механизмов сдерживания и самоконтроля, развитие алкоголизма и наркомании). Во-вторых, кризис, как правило, не ограничивается одной личностью. Он инициирует пороки нрав­ственного развития членов семьи. Особенно восприимчивы в этом плане дети. Вот почему семейные отношения у носителей такого рода культуры далеки от идеала, а так называемая «золотая молодежь» пополняет армию преступников и наркоманов. Не­редко их преступления носят характер протеста. Преступный результат менее важен, главное — причинить неприятность ро­дителям, бросить вызов людям своего круга, отмежеваться от них.

Материальные ценности и комфорт — своеобразный наркотик. Усвоив культуру комфорта, человек оказывается практически не способным отказаться от нее, изменить образ жизни, заняться деятельностью, дающей духовную удовлетворенность. Нормаль­ной реакцией на «кризис сытости» являются эксцентричные (в том числе и криминальные) действия или уход в мир галлю­цинаций (наркомания).