Конфликт культур

Одной из особенностей мировой культурной среды является ее многообразие. В различных частях света стихийно формиро­вались различные культуры. И даже в рамках одной общины могли сформироваться различные потребностные и поведенчес­кие стандарты, которые подчас оказываются в состоянии кон­фликта.

В основе конфликта культур лежат особенности психической деятельности людей: человек с трудом меняет привычки и тра­диции (а иногда он вообще не способен на это); то, что человеку непонятно, то, что трудно воспринимается, чаще всего оцени­вается им отрицательно (Л.Н. Гумилев называет этот феномен «принципом отрицания права на несходство»).

' Переведенцев В. Скособоченная жизнь // Литературная газета. 1996. 6 ноября.

2 См.: там же.

Культура и воздействие на преступность

.183

Одной из первых попыток проанализировать данный феномен была вышедшая в 1938 году работа Торстона Селлина «Конфликт культур и преступность»'. Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценнос­тями различных сообществ. Основой его гипотезы стали резуль­таты, полученные чикагскими исследователями. Они установили повышенный уровень преступности в кварталах некоренных аме­риканцев (негров, пуэрториканцов, итальянцев). Т. Селлин своей теорией конфликта культур попытался объяснить этот феномен. Однако его теория оказалась более значимой и позволила объ­яснить не только преступность эмигрантов, но и раскрыла кри-миногенность противоречий между различными социальными группами. По существу, Т. Селлин трансформировал марксист­скую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее мас­штаб, что позволило применять ее не только к анализу проти­востояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных формирований.

Сущность конфликта культур заключается в том, что различ­ные воззрения на жизнь, привычки, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют взаимопонимание людей, затрудняют сочувствие и сопереживание, могут вызывать озлобление в отношении представителей иных культур. В от­дельных случаях правовые и моральные нормы, господствующие в обществе, могут оцениваться как выгодные лишь определенным социальным группам, поэтому их отрицание не вступает в про­тиворечие с понятиями о нравственности, распространенными на других этажах общества.

Американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал кон­цепцию субкультур2. А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных цен­ностей криминальных объединений (банд, сообществ, группиро­вок). В этих микрогруппах могут формироваться свои мини-куль-

' См.: Sellin Т. Culture Conflict and Crime. N.Y., 1938. 2 См.: Cohen A. Delinqent Boys, The Culture of the Gang Glencoe. N.Y., 1955.

184.

Глава XI

туры (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанных такой микрогруппой). Этот феномен получил название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе цен­ностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм кри­минальной субкультуры.

Практические выводы из теории конфликта культур заключа­лись в признании необходимости контролировать процессы эми­грации и принятия мер по сближению культур различных соци­альных слоев и групп, устранения элементов, вызывающих их противоречия. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности. Изменение культуры — процесс достаточно дли­тельный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневе­кового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества. Ряд криминологов провели оригинальное исследование субкультуры заключенных методом включенного наблюдения. Ученые жили в тюрьмах вместе с заключенными. Их наблюдения и личный опыт показали, насколько сильное парализующее воздействие с точки зрения перевоспитания осуж­денных преступников оказывает существование особой субкуль­туры заключенных'.

В основе конфликта культур могут быть как сущностные противоречия, так и формальные (или даже мнимые). Сущност-ными являются противоречия при подавлении одной культурой другой, при навязывании носителям одной культуры иного образа жизни. Наиболее ярким проявлением такой культурной экспансии были захватнические войны, когда побежденных заставляли от­казаться от родной культуры. По мере развития цивилизации

' См.: Mathiesen Т. The Defences of the Weak. L., 1965.

Культура и воздействие на преступность

,185

феномен культурной экспансии приобретает все более утончен­ный и изощренный характер. Культурная экспансия может осу­ществляться замаскированно. В 90-х годах мы стали очевидцами двух негативных явлений в культурной среде России: 1) экспансии худших вариантов западной культуры; 2) завоевывания все новых и новых позиций криминальной культурой. Второй процесс имеет специфическую природу: он результат внутрикультурных проти­воречий.