Внутрикультурные противоречия

Для того чтобы уяснить сущность внутрикультурных проти­воречий и направление возможного их разрешения, необходимо проанализировать еще два аспекта типологии культур:

— культуры естественные (натуральные) и культуры транс­цендентные;

— культуры справедливые и несправедливые.

Древнегреческий мыслитель Демокрит отмечал, что человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. В подражании природе (натуре), угождении человечес­кому естеству суть естественной культуры.

Трансцендентные культуры (в основном они носят религиоз­ный характер) в значительной мере отрицают натуру и естество. Они ориентированы на высшую сущность, недоступную рацио­нальному познанию и объяснению, отсюда и термин трансцен­дентность (от латинского transcendentis — находящийся за пре­делами опыта, недоступный познанию).

Немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) был первым, кто стал сравнивать культуру с живым организмом: он называл культуру историческим индивидуумом". Культура — саморазви­вающаяся система, идеалом, пределом развития которой является обеспечение ее носителям счастья (глубокой и стойкой удовле­творенности жизнью).

Особенностью естественной культуры является то, что она не способна обеспечить одинаково высокого уровня удовлетворенности всем членам общества. Определенная группа (аристократия, элита,

' См.: Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 472.

186.

Глава XI

нувориши) всегда имеет больший доступ к материальным и ду­ховным благам. Другие (рабы, наемные работники, безработные) оказываются средством обеспечения комфорта первых. Соответст­венно в обществе формируется несколько культур: культуры выс­ших, средних, низших. Лишь культура высших поставлена в такие условия, что она может развиться до уровня, обеспечивающего счастье его носителям. Культура низших, развившись до уровня обеспечения выживания (физического существования), встречает препятствия для дальнейшего развития в форме различных соци­альных механизмов, обеспечивающих счастье высших.

В то же время по характеру функционирования и вектору развития культура низших как системное саморазвивающееся образование принципиально ничем не отличается от высших образцов. Низшая культура точно так же имеет вектором развития обеспечение счастья ее носителям. Подобно маленькому расте­нию, над которым находится слой асфальта, она способна взломать преграды, мешающие ее развитию.

Иногда вариантом преодоления преград оказывается напря­женный труд, который в сочетании с удачей приводит к богатству и прорыву в высшие сферы. Эти случаи крайне редки, их скорее следует отнести к числу исключений, подтверждающих правило (хотя пропаганда активной рекламой таких примеров стремится доказать, что именно они являются нормой, это не более чем защитный механизм высшей культуры). Правилом же является один из следующих вариантов:

— достижение высоких стандартов жизни криминальными способами;

— обращение к алкоголю или наркотикам (легкодоступная форма квазисчастья);

— развитие революционных теорий и участие в революци­онной деятельности;

— обращение к трансцендентной культуре, которая коренным образом меняет представление о счастье и способах его достижения.

Трансцендентная культура — культура, основанная на ми­стических элементах, представлениях о сверхъестественных силах (в этом и заключается ее трансцендентность, рациональная не-

Культура и воздействие на преступность

.187

постижимость и противопоставление культуре, ориентированной на естество). Трансцендентные культуры практически полностью отрицают материальные ценности. Рассматривают удовлетворение естественных материальных потребностей как зло либо неудоб­ство, от которого не удается избавиться до поры до времени. Страдание в таких культурах обретает статус блага, рассматри­вается как источник заслуг, признак избранности. Абсолютное большинство естественных ценностей меняет знаки, превращается в антиценности в трансцендентной культуре, которая открывает людям целый пласт новых ценностей, связанных с богом и высшей, идеальной жизнью.

Трансцендентную культуру атеисты нередко считают ирраци­ональной, противоречащей природе людей. При поверхностном анализе кажется, что так оно и есть. Однако углубленный анализ свидетельствует об ином. Потребности — это первооснова любой культуры. Именно они оказываются тем генотипом, который из микроэлемента формирует большой организм. Трансцендентные культуры не могли бы не только долго существовать, но и вообще вряд ли бы сформировались, если бы не опирались на что-то такое, что находит отклик в человеческом естестве. Ге­нотипом трансцендентной культуры является присущая каждому человеку потребность в определении смысла жизни и периоди­чески возникающая у людей потребность найти опору и под­держку в трудных и безвыходных ситуациях, когда бог оказы­вается единственным существом, обращение к которому рацио­нально в определенных условиях. Парадоксально, но бесспорно то. что рационализм бессилен указать человеку конечную цель его бытия. Абсолютный рационализм оборачивается иррациона­лизмом и кризисом смысла жизни, фактором глубокой неудов­летворенности. В этом смысле трансцендентные культуры могут считаться в высшей степени естественными, поскольку ориен­тированы на высшую часть человеческого естества.

Трансцендентные культуры полярны. Одни из них ориентируют человека на служение силам добра, другие — силам зла. Последние корректно определить как антикультуры. Они суть проявление неспособности и нежелания воспринять стандарты высшей спра-

188.

Глава XI

ведливости, что трансформируется в воинственное ее отрицание. С ними связано отрицание правды, добра, справедливости, по­рядочности, развитие агрессивности, коварства, безжалостности, безразличного отношения к окружающим. Эти элементы можно найти в основе абсолютного большинства преступлений.

Развитие трансцендентных культур, ориентированных на утверждение высшей справедливости, имеет ярко выраженную антикриминальную сущность, проявляющуюся в том, что они:

— нейтрализуют такой мощнейший криминогенный фактор, как социальное неравенство;

— на идеальном уровне устраняют безнаказанность (любой плохой поступок влечет отрицательные последствия в инобытии);

— подавляют и ограничивают материальные потребности, ко­торые лежат в основе абсолютного большинства преступлений, учат терпеть и подавлять гордость и самолюбие;

— ориентируют на отрицание зла и насилия, на помощь ближнему и сострадание.

Они уязвимы лишь в том, что могут трансформироваться в трансцендентные антикультуры, которые нередко, сохраняя ре­лигиозную риторику (форму), криминальны по сущности.

Поскольку материальные источники существования ограничен­ны, конкурентная борьба является сущностной характеристикой естественной культуры. Преступность в естественной культурной среде является одной из форм получения доступа к источнику существования. Естественная культура по своей сущности нахо­дится в отношениях противоречия со справедливостью: справед­ливость — феномен не естественный, он имеет скорее трансцен­дентную природу.