рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Оформление христианских представлений о помощи ближнему

Оформление христианских представлений о помощи ближнему - раздел Социология, ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ «Агапе», Или Любовь К Ближнему, Приходит На Смену Филантропии. Любовь К Ближн...

«Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. Любовь к ближнему отличалась от чувственной любви, эроса. В основе ее лежали мотивы участия к судьбе человека, к его нуждам и проблемам, поэтому внутренним смыслом следующего периода являлась «деятельная одаривающая любовь».

«Агапе» как нормативное требование межличностного взаимодействия возникает в первых христианских таинствах, совместных вечерних молитвах и трапезах. Со временем процесс этот усложняется и расширяется по мере того, как деятельность христианина принимает различные формы. Деятельность не ограничивается только поддержкой внутри христианской общины, а имеет свое продолжение в социуме, куда переносятся принципы, мировидение, ценности и нормативное поведение по отношению к другим членам общности. Все это приводит к переосмыслению процесса взаимодействия как межгруппового, так и межличностного в трудах и заповедях Апостолов и Отцов Церкви. Именно тогда понятие «агапе» обогащается понятиями «милосердие», «любовь к ближнему». Внутригрупповая помощь и взаимопомощь, переносимая в социум, канонизируется, регламентируется, становится обязательным законом жизни истинного христианина.

Апостол Павел, определяя благотворение как норму христианской жизнедеятельности, тем не менее выделял истинно нуждающихся и просителей, не желающих работать. «Если кто не хочет трудиться тот и не ешь». В подходах к нищим выделялся принцип «семейной ответственности», когда имеющий родственников нуждающийся в помощи не получал «пропитания» от Церкви. Однако уже на ранних стадиях христианской поддержки выделяются приоритетные группы, которым поддержка оказывается в первую очередь:

• служители и пастыри Церкви;

• «дряхлые старицы и старцы», беспомощные дети;

• прочие нуждающие.

Осмысление важнейших христианских догматов о милосердии расширяет парадигму «теоретического» осмысления сущности помощи и поддержки. Особое значение в связи с этим имеют труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Федора Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского и других авторов «нравоучительной литературы». Идеи этих христианских мыслителей оказали большое влияние на состояние общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения. Отличительной чертой творений этих богословов являлось то, что они были предназначены как для «говорения с кафедры», так и для «книжного употребления». И здесь большую роль сыграла византийская школа красноречия, каппадокийский кружок, членами которого были Василий Кесарийский, или Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Блестящие ораторы, они внесли в богословскую полемику диалектические методы неоплатонизма, где слово представляет собой практический инструмент изменения общественного сознания10.

Василий Великий понимает сущность милосердия как «болезнование об угнетаемых сверх их вины, ощущаемое сострадательными»11. Милосердие связано с «болезнованием», с состраданием к ближнему, поскольку человек не может постичь предначертание свыше и тем более свое состояние, которое постоянно меняется или может измениться по воле Провидения. «Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотой и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями»12. Как видим, здесь понятие социального равенства интерпретируется в контексте отдельной судьбы и ее изменений.

Проблемы милосердия и его сущности осмысляются в трудах Григория Нисского с несколько иных позиций. Вопрос «Почему блажен обратно приемлющий, что дает?» им рассматривается в свете обоснования им догмата о Святой Троице. Единство Бога существует в нераздельности и неслиянности Его ипостасей. Поэтому милосердие есть проявление Божественного начала, которое уподобляет отдельную личность Божественной Сущности, «что если кто, будучи человеком, делается милостивым, то он сподобляется Божия блаженства, достигнув того, чем именуется Божество»13.

Григорий Богослов, конкретизируя идеи своей школы, придает им характер практического наставления и служения:

«Будь для несчастного Богом»14. Однако милосердие, благотворение по отношению к ближнему предполагают определенную серию задач, которые предоставляют выбор для творящего милосердие. Григорий различает «высшее благодеяние» и «меньшее благодеяние». К высшим благодеяниям, приносящим пользу душе , он относит законы Пророков, Учителей, Пастырей, «различные дары Духа Святаго и таинство новаго спасения». К меньшим благодеяниям — «доставь пищу, подай рубища, принеси лекарство, перевяжи раны, расспроси о бедственном положении, поговори о терпении»15. Личностное обогащение Григорий Богослов оценивает выше имущественного.

В таком подходе можно увидеть переосмысление двух важнейших античных принципов — агностики(состязательности) и каллогатии (красоты и добра). Идея античной соревновательности, приближавшая человека к гармонии души и тела16, у христианского идеолога получает иную интерпретацию: «Заслужи предпочтение пред ближним твоим тем, что ты его благотворительное»17. Проблемы единения и гармонии решаются на основе осознания общих вероятностных мифологем бытия, которым могут быть подвержены все без исключения. Таким образом несчастье, немощь предстает той объединяющей основой, на которой достигается паритетное начало между больным, увечным и здоровым: «Это твой член, хотя и покривило его несчастье». Однако общественное равенство и личная гармония между душой и телом, рассматриваемая как безопасность, достигается только благодаря человеколюбию — «должны человеколюбие к ним считать единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной»18.

Иоанн Златоуст в отличие от представителей каппадокийской школы подаяние милостыни рассматривает как показатель принадлежности к определенной общности «учеников Христовых»19, которая становится как бы новой формой индивидуального единения. В милосердии он видит природную субстанцию, однако это не значит, что ее наличие беспрепятственно раскрывает в человеке Божественное начало: «Человек... всего более должен учиться милосердию, ибо оно и делает его человеком»20. Только обучение милосердию открывает перед человеком возможность восхождения к своей сущности и далее — к «признаку Божества».

Проблема социальной справедливости тоже трактуется Иоанном Златоустом с несколько иных позиций, нежели капподанийцами. Конечно, она рассматривается в контексте идей спасения и противопоставления реального и ирреального мира, где субъектами противопоставления выступают богатые и бедные, имущие и неимущие, здоровые и убогие. Общественное единство и гармония возможны среди данных групп лишь при соблюдении «принципа полезности», дополнительности существования. «Мы все имеем нужду друг в друге. Бедный в богатом, богатый в нищем, ничего не делающий в подающем милостыню, подающий в принимающем...»21 Принцип общественной полезности существования имущих и неимущих групп понимается Иоанном Златоустом как установление Божественной мудрости, согласно которой представители различных имущественных групп должны жить согласно Божественному плану, осуществляя духовное совершенствование в условиях общественного неравенства, конституированное свыше.

Однако согласие и единство будет нарушено, если милостыня оказана из тщеславия. В этом случае это «есть точно бесчеловечие и жестокость или еще хуже сего»22. Жестокость, а следовательно, и несправедливость проявляется также тогда, когда милосердие распространяется только на определенных субъектов. Иоанн Златоуст считает, что в акте милосердия не должно быть границ: «Хотя бы даже язычника мы увидели в несчастии, и ему надобно оказать добро, и вообще всякому человеку, находящемуся в несчастных обстоятельствах»23.

Милосердие определяет ряд поступков и деяний, которые направлены на различные нужды субъекта. Иоанн Златоуст выделяет два уровня помощи: милости духовные и милости телесные. К милостям телесным он относит: «питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника в дом принять и успокоить, погребать умерших в убожестве». Духовные милости — «увещеванием» отвратить грешника от греховных дел, научить истине и добру нуждающихся, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, от сердца прощать обиды24.

Со второй половины VII в., когда происходит разделение Христианской Церкви на Западную и Восточную, в Западной Церкви тенденции институциональной поддержки через систему монастырей привносят новые подходы к христианской идеологии поддержки. Основные воззрения этого времени характеризуются тем, что собственно благотворением не должны заниматься все, но только люди облеченные церковным саном. Миряне же могут помогать своими пожертвованиями. Возрастает роль монахов, которые и должны по официальному мнению Западной Церкви вершить дела милосердия. Согласно воззрениям Киприана, для члена общины достаточно подавать милостыню в монастырь, а епископу надлежит ее распределять среди нуждающихся. Точнее, все подаяния должны поступать в распоряжение епископа и распределяться дьяконами. С XII в. складывается убеждение, что Римский папа — собственник всего церковного имущества.

В развитие идеи Августина Блаженного о том, что милостыня имеет силу «покрывать грехи», выдвигается и обосновывается представление о нищих как заступниках перед Всевышним. Подаяние милостыни все больше связывают с надеждой улучшить свою загробную участь, смягчить кару за свершенные пригрешения. Отсюда идет идеализация бедности, которую считают? высшим состоянием, чем богатство, и эта идеализация, по сути дела, конституирует неравенство как общественную необходимость. Св. Франциск, обращаясь к монахам, говорил, что, получая милостыню, взамен они дают любовь Божию.

Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, и это продолжается вплоть до Реформации.

В XVI в. Мартин Лютере протестантских позиций подвергает критике сложившиеся формы и принципы благотворительности. Ожесточенную критику он обрушивает на расточительство Церкви, возводившей и великолепно украшавшей храмы за счет пожертвованных сумм, а также на бессистемную помощь просителям, выражавшуюся в форме милостыни. Выступая против схоластических взглядов на сущность милосердия, Лютер видел в бесконтрольной раздаче милостыни главный фактор стимуляции профессионального нищенства. Он не отрицает, что милостыня как форма поддержки должна существовать, но считает, что ее необходимо применять лишь в случаях, когда нуждающийся умирает от голода, замерзает, погибает от бедности, стоит на грани совершения преступления.

В 1520 г. в своих проповедях о добрых делах Лютер стремится восстановить древнехристианское понятие о любви к ближнему (caritas). Он приходит к мысли, что помощь беднейшим слоям населения должна исходить как со стороны церкви, так и со стороны общественного самоуправления. В своем «Воззвании к христианскому дворянству немецкой нации» он объявляет об уничтожении «попрошайничества». Согласно его концепции каждый город должен призревать своих нищих, а пришлых необходимо изгонять. Принимая право человека быть бедным, он выступал против использования бедности как средства для достижения богатства, т. е. против профессионального нищенства. В «Уставе общественной кружки» (1523 г.) Лютер определяет, что нищие, способные к труду, должны работать. Только не способным к труду должна оказываться помощь, но детей нищих следует обучать ремеслам, чтобы они не шли по стопам родителей. Если на это не хватало капиталов «общественной кружки», то члены общины должны возмещать необходимые затраты путем дополнительных сборов. Таким образом, не только определялись меры по локализации профессионального нищенства, но и формировались способы их финансирования, а в дальнейшем — и сокращения.

С Реформации начинают формироваться два основных подхода по регламентации профессионального нищенства: локализация данного явления при помощи законов и возложения на гражданское общество соответствующих налогов и сборов. Экономические и правовые подходы к профессиональному нищенству заменяют прежние гражданско-церковные доктрины.

Налогообложение как система, регулирующая отношения одних слоев населения с другими, богатых с бедными, становится важным элементом общественных социально-экономических связей. Европейские государства в вопросах налоговой политики не имели единого подхода. Однако во всех странах налоги можно условно разделить на косвенные и прямые. Косвенные налоги в пользу бедных шли в казну с увеселительных мероприятий: театров, балов, игорных домов, а также с предметов роскоши. Так, при Людовике XVI билеты в оперу и на другие зрелища облагались благотворительным сбором в размере 1/6 их стоимости. В Пруссии на игральных картах с этой целью ставился особый штемпель, показывающий, что средства от этой акции направлялись детскому приюту.

Прямые налоги регламентировались законодательными эдиктами. Во Франции в период правления Франциска I издается указ, согласно которому нетрудоспособные нищие, занесенные духовенством в особые списки, получали у пастора своего прихода подаяние. Для этой цели пасторам разрешалось собирать целевые налоги с прихожан. Эдиктом 1656 г. назначается налог в пользу нетрудоспособных бедных. Однако Имперские полицейские уставы в Пруссии возлагали содержание бедных в госпиталях на общины, но средства на них получали путем добровольных подаяний. В том случае, если община не могла взять на себя содержание нищего, выдавался документ, разрешающий ему просить милостыню.

Законодательные подходы к регулированию бедности и нищенства со стороны европейских государств также имели различия.

Так, в Германии в XVII в. нищенствующих здоровых лиц мужского пола насильно зачисляли на военную службу либо принуждали к тяжелым работам. Аналогичные меры предпринимались в этот период и в Англии. Широко используется система штрафов, которые накладывались не только на просящих милостыню, но и на ее подающих. Применялись и более радикальные меры. Так, согласно Ганноверскому закону 1714 г. нищих, попавшихся на попрошайничестве в первый раз, подвергали «строгому» тюремному заключению. Попавшихся во второй раз — секли розгами и клеймили, в третий раз — вешали, даже если они не совершили преступления.

К XVIII в. Церковь окончательно утратила свои позиции единственного благотворителя, и западноевропейский мир во многом обратился к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия сменяется идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность. Такой переход от церковной поддержки к государственной был вызван многими причинами, важнейшими среди которых были:

• банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, способствовавшей образованию профессионального нищенства;

• усложнение социальной организации общества;

• переход от натурального хозяйства к денежному. В XVIII в. оформляются идеи государственного подхода к поддержке нищих и нуждающихся. Так, Монтескье в деле помощи нуждающимся ведущую роль отдавал государству, которое, по его мнению, должно предоставлять своим нуждающимся гражданам пропитание, одежду и возможность вести «здоровый образ жизни». Ларошфуко считал помощь нуждающимся делом всей нации. Идеи государственного обеспечения были оформлены в период Великой Французской революции. Основные подходы идеологи Революции связывали со справедливым перераспределением капиталов и доходов благотворительных заведений. Соответствующими декретами были установлены права многодетных семей, вдов и престарелых, не имеющих кормильцев. Именно тогда появляется такое понятие, как пенсия. Она назначается государством лицам, не имеющим возможности самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень. Декларируется, что общественная помощь беднякам является священным долгом государства, оно обязано либо предоставлять им работу, либо содержать их, а также материально обеспечивать тех, кто не в состоянии трудиться.

Социалистические идеи можно обнаружить и в Прусском гражданском праве. Оно также констатирует обязанность государства содержать своих нетрудоспособных граждан. Именно на государство возлагались функции «приискания работ» лицам, не могущим «самостоятельно добывать себе пропитание», и их семьям. В отношении профессиональных нищих предусматривались принудительные работы, а «иноземных нищих» следовало высылать из страны. На государстве лежали обязанности организации учреждений для бедных и забота об их материальном обеспечении.

Таким образом, к XIX в. сложились предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п. Возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Фирсов М В Студенова Е Г... Теория социальной работы Учеб пособие для студ высш учеб заведений М... Пособие посвящено теории и методам социальной работы разработанным отечественными и зарубежными учеными...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Оформление христианских представлений о помощи ближнему

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.В. ФИРСОВ, Е.Г. СТУДЕНОВА
  ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебны

ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ
Под парадигмой здесь понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерно: • доктрина

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ
Зарубежная социальная работа как научная парадигма проходит ряд исторических трансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятий и представлений. Можно выделить следующи

Тенденции оформления древнейших представлений о процессе помощи
Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда складываются механизмы реципрокации (от лат. reciprocus — взаимный) и редистрибуции (лат. re — пристав

Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе
Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Запа

Научный этап становления социальной работы
Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к н

Оформление теории социальной работы до 1920 г.
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции,

Теоретические подходы к теории социальной работы в1921-1930 гг.
В эти годы происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школо

Оформление теории социальной работы в 1930—1945 гг.
В данный период происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются по

Теория социальной работы в 1945—1960гг.
Развитие теории социальной работы проходило в данный период в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами. В 1957 г. было опубликовано исследование Ф.Бис

Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.
Дальнейшее развитие теории социальной работы идет по четырем основным направлениям: — теория индивидуальной работы; — теория групповой работы; — теория общинной работы;

Тенденции древнейших представлений о процессе помощи и взаимопомощи
Оформление идей Помощи, поддержки и защиты в древности связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. Русскую лит

Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению
Секуляризация идеологии в XVIII в. привела к развитию самостоятельной общественной мысли, светской науки, тогда как церковное сознание «уходит в более напряженное искание чисто церковной правды, ос

Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы
Идеология нового времени переосмысливает концепции взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывает новое видение проблемы помощи и благотворительности. Процесс помощи как культурно-историческо

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чем сущность и различие отечественной и западной парадигм социальной работы? 2. Каковы были представления о помощи и поддержке нуждающихся в древности? 3. Что нового появляет

БИБЛИОГРАФИЯ
1Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. — Т. 1. — С.140. 2Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. — М., 1991. —С. 509. 3

ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Со второй половины XIX в. до конца XX в. в философии социальной работы можно выделить следующие основные модели: гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм. Философия гуманизма

ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от ее праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформ

Мегауровень ценностей социальной работы
1. Право на жизнь Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Это предполагает, что право на жизнь является неотъемлемым

Макроуровень ценностей социальной работы
Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, пе

Мезоуровень ценностей социальной работы
Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условие

Микроценности социальной работы
Ценностные ориентации в социальной работе могут выступать на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту. Основными ценностными установками выступают

ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Фундаментальный вопрос философии: «Что есть человек?» является основой и для социальной работы. Специфика теорий социальной работы состоит в том, что основной упор в них делается на инструментальны

Динамика познания «человека-нуждающегося» в социальной работе
Социальная работа в процессе своего становления формирует определенное знание о «человеке-нуждающемся» и его проблемах. Это знание складывается из различных факторов: из практики конкретных людей,

Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы
Философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», которые выражаются в терминах «активность» и «пассивность». «Человек-нуждающи

Человек-помогающий» — философские основания альтруистического поведения
Социальный работник в контексте исторического процесса олицетворяет собой культурно-исторический паттерн помогающего субъекта. Помогающий субъект появляется в концептах помощи во всех мифологически

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Каковы основные подходы к философии социальной работы? 2. Раскройте сущность основных философских парадигм социальной работы. 3. Философские ценности социальной работы.

БИБЛИОГРАФИЯ
1 Siporin M. Introduction to social work practice. — London, 1972. — P. 74. 2 IFSW, International Code of Ethics, 1976. 3 См. Организация Объедине

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Социальная работа как специфическая область познания претерпевает большие изменения. Происходит разрушение устоявшихся подходов. В свое время они были сформулированы в логике ныотоно-картезианской

Ньютоно-картезианская парадигма науки: история, принципы, методы
По мнению А.Уайтхеда, «современная наука берет свое начало как в Риме, так и в Греции, и это происхождение объясняет тот прирост живости мышления, что был связан с миром фактов»1. Оформл

Теория социальной работы в контексте механистических подходов
Дж.Бернал утверждал, что парадигма науки может выступать по отношению к той или иной области знания как «институт, как метод, как накопление традиций и знаний... как фактор, формирующий убеждения и

Научная парадигма новой реальности
Важным этапом в становлении современной метапарадигмы научного знания явились открытия «новой физики»: квантовая теория Планка, теория относительности Эйнштейна, принцип дополнительности Бора, прин

Парадигмы нового мышления и модернистские подходы к теории социальной работы
Новое научное мышление определенным образом влияет на становление принципов социальной работы. Сегодня это связывается с таким течением в западной мысли, как постмодернизм. Постмодернизм отрицает у

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ
Социальная работа как область научного познания проходит ряд стадий развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине, она конституирует бедность и нищенство, обосн

Теории, выступившие основой для социальной работы
Теории социальной работы формировались на основании развития важнейших направлений социологии и психологии, философии прав человека и политических доктрин, теории и практики лечения психиатрических

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их проявлений, определен

Специфика знания социальной работы
Эклектизм — основа знания социальной работы. Дисциплины гуманитарного цикла, практически ориентированные теории социальной работы, представляющие собой синтез различных интерпретационных схем, в св

Принципы теории социальной работы
В принципах социальной работы находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности. Они отражают не только идеологию социальной работы, крит

Пути познания в теории социальной работы
Пути познания в социальной работе связаны с практикой помощи клиентам, осмыслением важнейших феноменов их бытия, поддерживающими стратегиями. Пути познания для социальной работы связаны с традицион

БИБЛИОГРАФИЯ
1 УайгхедА.Н. Избранные работы по философий. — М.: Прогресс,1990. —С. 71. 2 Цит. по: Юнг/С. Феномен духа в искусстве и науке . — М.: Ренессанс , 1992. — С. 49.

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Модели социального обеспечения в зарубежной и отечественной практике социальной поддержки, по сути дела, отражали исторический путь государств, стремившихся найти механизмы, регулирующие общественн

Остаточная модель социальной политики
Остаточная модель социальной политики начинает формироваться в Англии с Законов о бедных, принятых с 1531 по 1601 г. С помощью этих законов английское государство стремилось регулировать процесс об

Государственно-перераспределительная модель социальной политики
Перераспределительная модель, социальной политики сложилась в результате развития социал-демократической идеологии и деятельности профсоюзов по защите интересов трудящихся. В основе этой модели зал

Модель индустриально-экономического развития
Модель индустриально-экономического развития была описана Хандмайденом. Ее основой является положение о том, что институты социального благосостояния выступают как дополнение к экономике. Из этого

Отечественные модели социальной политики
Отечественные модели социальной политики возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественн

ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Под идеологией обычно понимают систему взглядов, идей, общественных представлений, выражающих интересы групп, классов, обществ. Идеология государственного благосостояния последовательно обосновывае

Идеология благосостояния за рубежом
Идеологические построения относительно проблем социального благосостояния населения формируются вокруг основных дихотомических противопоставлений: марксизм—фабианизм, антиколлективизм— « неж

Идеология социального благосостояния в России
После 1917 г. классовый подход к проблемам социальной справедливости привносит новые элементы в понимание сущности социальной политики, распределения и перераспределения материальных благ, поддержк

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Современные политические идеологии формируются вокруг критики и обоснования государственных концептов «государства всеобщего благоденствия» / «социального государства». Данные государственные «обра

Западные образцы социального благосостояния и проблемы социальной поддержки
В подходах к паттернам социального благосостояния до образования концептов «государства всеобщего благоденствия» Д.Миллер, используя метод социального права, идентифицировал на основе правовых идей

Отечественные паттерны социального благосостояния
    В отличие от западных отечественные паттерны социального благосостояния складывались в формах общинной, коллективной организации жизнедеятельности. Средневе

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Социальная работа как реализация социальной политики государства. 2. Западные концепции социальной политики. 3. Отечественные исторические паттерны социальной политики.

БИБЛИОГРАФИЯ
1 См.: Harry Eckstein. Political Science and Public Policy. — N-Y., 1970. 2 Ibid. — P. 234. 3 WilenskyH. Comparative Social Policy.

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых1, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качес

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как сист

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания
    б) функция консультирования, которая включает:

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой системе принадлежит те

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения

Социальное обслуживание инвалидов
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равн

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Что понимается под системой социального обслуживания населения? 2. Приоритеты и задачи системы социального обслуживания населения. 3. Виды и типы социального обслуживания насел

БИБЛИОГРАФИЯ
1См.: Топчий Л.В. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия // Российский журнал социальной работы. — 1997. — №1.—С.8—17. 2 Ба

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Указ Президента Российской Федерации № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (от 6 сентября 1993 г.) направлен на активизацию деятельности государ

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: СУЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ
Сегодня, когда назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, особое значение приобретает новая профессия — социальный педагог, и соответственно разработки по социальной педагогике. Наук

БИБЛИОГРАФИЯ
1 Ringler D., Topfer J. Soziale Arbeit 2000: Wege und Ziele unter Berucksichtigung von professioneller Handlungskompetenz // Katholische Fachhochschule Berlin. — 1996.—№1.

ГЕНЕЗИС САНКЦИЙ И НАКАЗАНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих тысячелетий действовал так называемый закон талиона (от лат. talio — возмездие, равное по

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г. указываются три цели наказа

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Опыт и возможности социальной терапии в процессе осуществления правосудия достаточно перспективны, хотя имеют определенные границы. Дело в том, что места лишения свободы, хотя и являются закрытыми

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях как специфическое направление социальной работы. 2. Социальная работа в системе перевоспитания осужденного. 3. Деформация жизненн

БИБЛИОГРАФИЯ
1 См.: Бабушкин А.В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях.—М., 1996. 2 Calliess P.P. Theorie der Strafe im demokratischen und sozialen

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время». Как только для людей, живущих в обществе, перестала быть актуальной проблема использования всей совокупной рабо

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цели социальной политики свободного времени. Регулируемая социальная политика свободного времени возникла, когда рабочие получили возможность употреблять свое свободное время не только на ре

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Формирование здорового образа жизни как важнейшая превентивная задача социальной работы. Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Культурно-досуговая деятельность и ее место в системе социальной работы. 2. Вопросы гармонизации общественных отношений и культурно-досуговая деятельность. 3. Роль общественног

БИБЛИОГРАФИЯ
1См.: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Сущность и место культурно-досуговой деятельности в социальной политике государства //Теория и практика социальной работы: отечествен

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий: — «оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный вы

КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение — это прежде

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как

БИБЛИОГРАФИЯ
1Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 79—82.

БИБЛИОГРАФИЯ
1Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 79—82.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТОМ
Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с обслуживаемым им кл

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В профессиональном взаимодействии социального работника и клиента значительное место должно отводиться решению задач социальной адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования

БИБЛИОГРАФИЯ
1Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М.: Союз. — 1997. — С. 222—223. 2 Баркер Р. Словарь социальной работы. — М., 1994. — С.111.

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональны

СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» И ПСИХОГИГИЕНА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Профессиональная деятельность претерпевает существенные изменения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как вы понимаете процесс «профессиональной деформации» специалиста? 2. Основные доминанты «профессиональной деформации». 3. Какие основные «формы агрессии» приводят, к деформац

БИБЛИОГРАФИЯ
1См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 148. 2 Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагоги

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛИЕНТУ
Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к личности нуждающегося постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияние на развитие методов,

Психодинамический подход к личности клиента
Психодинамический подход базируется на психоанализе З.Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, понимаются как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитич

Гуманистические подходы к клиенту
Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К.Роджерсом. Его подход к терапии (гр. therapeia — забота, уход, лечение) и к личности клиента строился на ценностных позициях философии

ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Подходы к личности клиента в социальной работе имеют более широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные работники также сталкиваются с проблемами психологического характера, одн

Биопсихосоциальный подход
Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х.Перлман применительно к методу социально-индивидуальной работы. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий

Поведение
Каждый человек в процесс своей жизнедеятельности вырабатывает определенные модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В связи с этим Х.Перлман вводит в тео

Структура и функционирование индивидуальности
В подходах к структуре индивидуальности клиента Х.Перлман базируется на психодинамический теории личности З.Фрейда. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через

Социальные роли и социальный статус
Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии человеческой жизни. Х.Перлман считает, что человек является продуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих представлений о н

Социальное агентство
Социальное агентство имеет систему «допуска», т. е. те требования, которые регламентируют его права на оказание поддержки. Нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадать, чтобы удовлетво

Социальный работник и его референтные группы
С.Бриар и Г.Миллер считают, что определение своей роли социальным работником подразумевает ответную реакцию со стороны клиента, тем самым их типология зависит от установок последнего на помощь и по

Самооценка клиента
Самооценка клиента — третий источник нормативных ожиданий. Она связана с позицией клиента по отношению к социальному агентству. Отношение к институту помощи достаточно разнообразно и не ограничивае

Социальные группы, воздействующие на клиента, социального работника и агентство
Не только клиент, но и социальный работник и агентство находятся под контролем общественного мнения, требований административных инстанций, структур надзора и контроля. В этой связи нормат

Системный подход
А.Пинкус и А.Минахан обосновали системный подход к проблеме. По мнению этих авторов, в процессе эволюции общества и практики социальной работы, возникли определенные системы формальной, неформально

Традиционный подход
Традиционный подход ориентирован на цели социальной работы, а также на восприятие человека и его проблем. К традиционным целям социальной работы относят: помощь людям по формированию самостоятельно

Система клиентуры
Под «системой клиентуры» А.Пинкус и А.Минахан понимают все многообразие людей, обращающихся за помощью. Эта система включает в себя всех индивидов, все группы, семьи, организации, общины, обращающи

БИБЛИОГРАФИЯ
1 Johnson L. Social Work Practice. — Boston, 1989. 2 Варга А. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы / Профессионально-этически

СЕКСИЗМ И АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сексизм (от лат. sexus — пол) — это институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. Главными факторами дискриминации являются поло-р

Социально-биологические детерминанты сексизма
Социально-биологические детерминанты сексизма связаны с объективными факторами в развитии человека. Гормоны, дифференциация мозговой активности, поведение — это те доминанты, которые влияют в опред

Сексизм и культура
В человеческой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция «мужчина — женщина». Уже в древности сознанию многих народов свойственно противопоставление мужчины — женщине, причем женщина предст

Сексизм и общество
В XX в. в общественной практике сексизм рассматривается как часть сложившейся социокультурной системы. Сексизм находит отражение прежде всего в оплате труда, когда одинаковая работа и одинаковая от

Сексизм и социальная работа
Специфика феминистской практики социальной работы заключается в системе идеологических установок. Главная из них — устранение всех форм дискриминации клиента, изменение системы мировоззрения и ценн

ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ
Под этноцентризмом понимается такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки д

СИТУАТИВНЫЙ ФАКТОР
Ситуация А: сильное недискриминационное социальное давление Ситуация В:

Основные причины этнической дискриминации и притеснения
В мировой истории неоднократно складывались такие ситуации, когда господствующий этнос доминирует над другим этносом. В мировой истории известны примеры расизма и апартеида, даже приводившие к исче

Модели энкультурации
Человек в процессе энкультурации усваивает определенные культурные стереотипы. Можно говорить об определенной организации психики человека, когда воспитанный в определенном этносе субъект неадекват

Модели социализации
Индивид в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных связей и отношений. Важную роль в процессе социализации

Этническая агрессия и предрассудки
Зарубежные исследования в области этнической агрессии условно можно сгруппировать вокруг двух основных предположений: 1. Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отли

Этнические проекции
Этнические проекции в плане дискриминации связаны с культурным шоком и с индивидуальными проекциями. Культурный шок часто связан с миграций, когда этнические группы добровольно либо п

Традиционализм
Этническая самоидентификация может сопровождаться и определенными групповыми установками, когда дискриминация другой, не «своей» группы позволяет снимать ощущение «неуверенности или подчиненного по

Конкуренция на рынке труда
Конкуренция на рынке труда предъявляет определенные требования к работающим. Социокультурные теории рассматривают дискриминацию как последствие этой конкуренции, когда этническое большинство стреми

Социальная работа и этноцентризм
Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у социального работника, таких, как знание культуры клиента, особенности социальных ценно

Стратегия полномочий
В основе этой стратегии лежит устранение негативных влияний и отрицательных оценок, которые обычно имеет этническое меньшинство. По мнению Б.Соломон, этнические меньшинства страдают не столько от м

БИБЛИОГРАФИЯ
1 Цит. по: Зуйкова Е.М. Феминизм — социально-политическая теория / Социальная работа: теория, технология, образование. — М.: Союз. 1998. — № 2. — С.,90. 2 См.:

Мужчины
Представление о маску личности разные народы связывают с различными стереотипами. Некоторые восточные культуры мужественность и физическое совершенство связывают с наличием у мужчины большог

Мужчина -клиент
Кризис маскулинности — проблема нашего века. Кризис связан, с одной стороны, с изменением характера труда в условиях свободной конкуренции, экономическим и социальным освобождением женщины. С друго

Агрессия
  Агрессивность рассматривается зарубежными исследователями как производная мужской социализации. Продвижение по службе, профессиональная компетентность требует определенных агрессивн

Суициды
    Согласно отечественным исследованиям мужчины значительно чаще, чем женщины кончают жизнь самоубийством, и мужскую суицидальную активность можно рассматривать как уст

Алкоголизм
  По данным Всемирной организации здравоохранения алкоголизмом страдают мужчины чаще, чем женщины. Однако если разрыв между мужчинами и женщинами в начале века составлял 1:10, то в ко

Мужские стереотипы и сексуальность
Эрих Фромм, изучая мотивации мужского сексуального влечения, пришел к выводу, что в его основе лежит явление «несексуального происхождения» —тщеславие. «Мужчина, которому кажется, что он полон сил

Женщины
Хотя патриархальная культура в XX в. хотя и сохранилась во многих странах мира, тем не менее она претерпевает существенные изменения. Феномен женщины — как самостоятельного социокультурного явления

Феминистские теории
В феминистских теориях рассматриваются важнейшие социально-экономические дилеммы «женщина и общество», «женщина и производство», «женщина и свобода». Как правило, им свойственен социально-историчес

Психолого-антропологический подход
Западные исследователи женской проблемы рассматривают ее в различных ракурсах, используя разные подходы. Сочетание биологического и социокультурного подходов позволяет выйти на специфические пробле

Психологические теории поло-ролевой идентичности
В основе этих теорий лежат представления о различных механизмах психосексуальной дифференциации пола. Различие индивидов на основе их половой принадлежности рассмотрено в таких основных теориях: те

Социологические концепции социальных стереотипов
    Социальный стереотип — это устойчивый образ иди представление о социальном объекте. Социологические исследования половой дифференциации выявляют качественную структу

Распад семьи
Распад семьи может существенно изменить жизненный сценарий женщины, привести не только к различным психосоматическим расстройствам, но и повлечь за собой изменение ее социального статуса.

Алкоголизм
По сведениям Всемирной организации здравоохранения в настоящее время наблюдается тенденция роста женского алкоголизма. Количественное соотношение мужчин-алкоголиков к женщинам-алкоголичкам сокращае

Психическое здоровье
    Женщины более часто, чем мужчины, признают у себя наличие психических расстройств и чаще обращаются к специалистам по поводу своего психического здоровья. С

Социальная работа и проблемы пола
Социальный работник не использует отдельных техник при оказании помощи мужчинам и женщинам, за исключением нонсексистской социальной работы, о которой упоминалось в связи с дискриминацией женщин. Х

ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В практике социальной работы специалистам приходится сталкиваться с кризисами в различных возрастных группах. Однако наибольшую актуальность занимают проблемы людей пожилого возраста. Демографическ

Социально-геронтологические концепции старения
Теория разъединения. В основе этой теории лежит принцип гомеостазиса, необходимого равновесия между продуктивным (молодым) и непродуктивным (пожилым) поколением. В этой связи а

Физиологические аспекты старения человека
Физиологические аспекты старости связаны с ослаблением ряда функций. Происходит ухудшение зрения, слуха, органов чувств. Пропадает подвижность, деятельная активность. Могут наблюдаться процессы обе

Насилие над пожилыми людьми
Насилие над пожилыми людьми одна из самых больших проблем социальной работы. Согласно зарубежным исследованиям, люди преклонного возраста подвергаются различным видам насилия, среди которых плохой

Алкоголь и пожилые люди
Слабость к алкоголю во многом объясняется тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе окружающих, для пожилых людей сняты. При этом у пожилых людей существуе

Одиночество и психопатология старости
Одиночество выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. С одной стороны, наблюдается сужение контактов, связанных с выходом на пенсию, обретением детьми само

Социальная работа и люди престарелого возраста
Социальная работа с пожилыми людьми многопланова и многоаспектна. Она затрагивает различные сферы жизнедеятельности, такие, как финансовая, сферы здоровья, досуга и т.п. В западных странах

ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Фактор здоровья является тем социобиологическим признаком, который вносит дифференциацию в групповые различия людей в обществе. «Здоровье — нездоровье» — специфическая система координат, в которой

Здоровье и болезнь
Хотя представления о том, что является болезнью, а что здоровьем, не вызывают вопросов, с научной точки зрения эта проблема до конца не выяснена. Тем не менее подход к этой проблеме и ее интерпрета

Биомедицинский подход
Болезни понимаются биомедиками как объективные органические структурные и функциональные изменения в организме, имеющие специфические причины. Основные положения биомедицины, сохраняющие значение и

Стресс и проблемы здоровья
Начиная с 30-х гг. XX в. понятие «стресс» получает широкое исследовательское поле. Физиологическая теория стресса, разработанная канадским физиологом (эндокринологом) Гансом Селье в

Социально-научный подход в теории болезни
Исследования здоровья и болезни проходят по двум направлениям. Одно из них изучает социально обусловленные предпосылки возникновения болезней, другое —психические, психосоциальные и с

Социальный иммунитет и социальная предрасположенность к заболеванию
Исходным пунктом теории «биосоциальной резонации» явился подтвержденный многими исследованиями социальный фактор возникновения болезней. Однако тезис о том, что соответствующие факторы социального

Социопсихофизиологическая модель
Исследования различных аспектов здоровья и болезни социологическими, психологическими, психофизиологическими, медицинскими и другими научными направлениями привели к необходимости создания обобщающ

Общественное здоровье в контексте проблем инвалидизма
Западные исследователи используют термин « инвалидизм» для обозначения общественного концепта дискриминации человека с ограниченными на основе фактора здоровья возможностями. Всемирная организация

Клиенты и проблемы здоровья
Согласно зарубежным исследованиям, основные проблемы клиентов медицинской социальной службы связаны с проблемами здоровья, уходом за детьми, с проблемами наркомании и алкоголизма, последствиями пос

Клиент и проблемы психического здоровья
Под психическим здоровьем понимают отсутствие психических расстройств, что подразумевает личностное и социальное благополучие человека, внутреннее равновесие и адекватное поведение. Психосоциальное

Социальная работа и модели помощи людям, имеющим особые нужды
Социальная работа с людьми, имеющими особые нужды, имеет достаточно широкий спектр поддерживающих моделей помощи. В него входят и различные индивидуальные и групповые техники, и особые программы ад

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
В процессе работы социальный работник сталкивается с различными аспектами человеческого поведения, одной из проблемных областей которого является сексуальное поведение. Гомосексуальные наклонности

Генезис гомосексуализма
Однозначного объяснения гомосексуального поведения не существует. Одни ученые считают, что гомосексуализм связан с врожденной бисексуальностью, другие — причину видят в нарушении гормонального бала

Общественная мифология и гомосексуализм
Общественная мифология гомосексуализма связана с концептами гомофобии, ненавистническим отношением к однополым сексуальным контактам. Миф №1. Люди делятся на гетеросексуальных и гомосек

Социальная работа и проблемы сексуальных меньшинств
Проблемы, с которыми сталкиваются сексуальные меньшинства, связаны с давлением общества, с концептами гомофобии, с особенностями жизненных стрессов, кризисами существования семейных пар и психосекс

БИБЛИОГРАФИЯ
1Уайт Дж. В поисках фаллоса: Приап и Инфляция мужского. — СПб., 1996. — С. 8. 2 Лернеер-Аксвльсон Б. Голоса мужчин. — Барнаул, 1993. — С. 64.

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
Практика родительского воспитания, согласно концепции А.Болдуина, делится на два стиля: демократический и контролирующий. Сущность демократического стиля воспитания заключается в том, что ребенок а

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Семья, согласно концепции С.Роудз, проходит семь стадий развития — от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями. Процессы соци

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ И СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ
Семья в процессе своего развития переживает определенные стадии и завершение (естественным или неестественным путем). Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное со

Социальная работа с семьей
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к пра

БИБЛИОГРАФИЯ
1См.: Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт—М., 1994.—С. 49. 2 О положение детей в Российской Федерации: Государственный доклад. 19

ТОКСИКОМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящее физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском см

Причины алкоголизма
Причина алкоголизма до сих пор остается под вопросом, несмотря на многочисленные исследования. К основным теориям этиологии относят: — физиологические теории: генетические и биофизи

Наркомания
Наркомания — заболевание, выражающееся в физической и психической зависимости от наркотических средств, приводящее к физиологическому истощению организма. Наркотики подразделяются на четыре основны

Социологические теории
Социологические теории представлены классическими концепциями аномии, теориями Зутерланда, Далбэка и рядом других. Теория аномии. Аномия — беззаконие, отсутствие нормы

ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕВИАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ
Под преступностью понимается устойчивое социальное явление, достигшее степени общественной опасности, определяемое законодательно в уголовном законе. Отметим, что в 90-х гг. XX в. в результа

Социальная работа с наркозависимыми клиентами
При работе с больными наркоманией применяется междисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется как параллельно, так и одновреме

БИБИЛИОГРАФИЯ
1 Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998. — С. 396. 2 Орлова И.Б. Самоубийство — явление социальное / Социологические исследования. — М., 1998.

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностны

Основные модели индивидуальной работы со случаем
Социальная индивидуальная работа Социальная индивидуальная работа со случаем (social casework) в процессе своей эволюции претерпела значительные изменения. Сегодня под этим общим на

Функциональная индивидуальная работа
В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З.Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой ли

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до ад

Типология социальной групповой работы
Социальная групповая работа за рубежом так многообразна, что представить полную классификацию используемых подходов просто невозможно. Первая классификация социальной групповой работы была сделана

Основные цели социальной работы в группах
Группа как целостность представляет собой интериоризированное «Я» личностей клиентов, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают опреде

Модели социальной групповой работы
    Модель социальных целей Клиническая модель Модель взаимодействия (взаимопомощи) Тип сервиса

Стадии развития групповой работы
Групповая работа имеет определенные фазы активности, каждая из которой несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Существуют различные периодизации группового развития, одну из них пред

Основные виды социальной групповой работы
Группы, восстановления. Данные группы организуются в микросоциуме (коммъюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями,

Микросоциальная среда
Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в один

Роли социального работника
Субъект-субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды направленности социальной работы. Макропроцессы в микросоциальной среде

Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются: 1. Доступность обслуживания. 2. Активное сотрудничество клиентов с социальными агент

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Пределы профессиональной компетенции в «работе со случаем». 2. Подходы в социальной работе с клиентами. В чем их различие? 3. Основные стадии работы с клиентом. 4. Гру

БИБЛИОГРАФИЯ
1Забадыкина Е.В. Памятка социальному работнику // Социальные работники за безопасность в семье. — М., 1999. — С. 142. 2 Smalley R. Social Casework: The

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги