Соотношение общества и права

Соотношение права и общества обычно рассматривается в свя­зи с проблемами происхождения права, его типологией и ролью в жизни и развитии общества.

О происхождении права в последние годы издано немало со­держательных работ, по-новому и по-разному показывающих со­циальные причины возникновения права1.

Много дискуссий, далеких от завершения, посвящено типиза­ции правовых систем в историческом аспекте2. Продолжается кри­тика формационного подхода к истории права, основанного на клас­совых оценках и экономическом детерминизме. Как отмечено, при формационном подходе сущность права смешивается с его содер­жанием и потому вместо права описываются классы общества, в котором оно существует. К тому же право функционально отожде­ствляется с одноименным типом государства, что существенно ме­шает изучению того и другого. Наконец, распространенная типи­зация правовых систем почему-то не включает право, свойствен­ное "азиатскому способу производства"3, причисляя его то к фео­дальному, то к рабовладельческому, неспособна объяснить суще­ствование института рабства при феодализме (Российская империя до 1861 г.) и даже при капитализме (США до Гражданской войны 1861—1865 гг.) и не показывает причин, по которым большая часть стран и народов мира миновала некоторые общественно-экономи­ческие формации.

Альтернативу формационному подходу многие исследователи видят в цивилизационном подходе к истории, складывающейся из сгустков активности культуры — цивилизаций, каждая из кото­рых имеет свою историю. Типизация правовых систем по цивили-

1 См.: Рулан Норбер. Юридическая антропология. М., 1999; Кашани-
на Т. В.
Происхождение государства и права. Современные трактовки и
новые подходы. М., 1999; Мальцев Г, В. Пять лекций о происхождении и
ранних формах права и государства. М., 2000.

2 Типизации современного права посвящен ряд работ по сравнитель­
ному правоведению (см.: Давид Рвне. Основные правовые системы совре­
менности. М., 1988 и др.).

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.


зационному принципу вряд ли перспективна, во-первых, потому, что история права не совпадает с историей цивилизаций (оно иг­рало немалую роль в "межцивилизационные" периоды), во-вторых, потому, что в социокультурной среде ряда цивилизаций праву при­надлежало нетождественное значение. Может быть, достоинство ци-вилизационного подхода ограничивается тем, что, давая идейную основу для конкретного описания права разных цивилизаций, этот подход препятствует абстрактно-теоретическому распространению качеств одной цивилизации (особенно западноевропейской) на дру­гие, которым эти качества не присущи1.

В исторической науке продолжаются дискуссии о достоинствах и недостатках цивилизационного и формационного подходов к ис­тории общества2. Для правоведения эти дискуссии и их результа­ты важны, но не имеют того определяющего значения, которое им нередко придается. Дело в том, что ни цивилизационный, ни фор-мационный подходы не способны раскрыть существенные связи пра­ва и общества, так как если с точки зрения формационного подхо­да право является только отражением экономики общества, пре­ломленным через волю господствующего класса, то цивилизацион­ный подход видит в праве лишь неопределенную часть культуры общества данного периода развития.

Для выявления реальных связей права и общества наиболее перспективен социокультурный подход к истории и современнос-

1 О разнообразии цивилизаций см. гл. 1. Проблемы "европоцентриз­
ма" и его оценки остаются предметом острых дискуссий. Одни историки
порицают европоцентризм: "Стремление ориентироваться на европейский
тип развития как на "нормальный" и нормативный породило в России по
меньшей мере три века назад равнение на догоняющий тип развития...
Россия пока еще не нашла, не успела своим социальным опытом — в ус­
ловиях конфликта между государством и обществом, перманентного дав­
ления первого на второе — наработать предназначенный именно для нее
механизм эффективной модернизации" (Журавлев В. В. История разруша­
ющая или история созидающая? // Новая и новейшая история. 2000.
№ 5. С. 75—76). Противоположно суждение других историков: "Несколь­
ко лет назад прозвучал призыв преодолеть мнимый "европоцентризм" в
трактовке истории. Но, как часто случается в российской практике, в ре­
зультате вместе с водой выплеснули из ванны и ребенка. В конце кон­
цов, в эпоху новой истории, независимо от точки ее отсчета, будь то вре­
мя Возрождения, Нидерландской революции конца XVI в. или Английс­
кой революции XVII в., именно Европа являлась основным очагом миро­
вого развития, колыбелью передовых идей, локомотивом экономическо­
го прогресса. Все это, однако, упускается из виду. И невольно возника­
ет тревожное ощущение недооценки драгоценного исторического опыта,
накопленного европейской ветвью человечества" (Виноградов В. Н., Исла­
мов Т. М.
О состоянии изучения Новой истории // Новая и Новейшая ис­
тория. 2000. № 4. С. 87).

2 См., например: Новая и Новейшая история. 2000. № 5. С. 70—75, 78—
79, 147.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 4. Право и общество



 


ти. Этот подход основан на системном рассмотрении и анализе со­циума, т. е. общественных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений и культуры как ценностно-смысловой сфе­ры общественной жизни. При социокультурном подходе обществен­ное бытие ("социальная материя") и общественное сознание ("со­циальное мышление", "духовный мир") берутся в единстве, без априорных предположений о том, что из них "главнее".

Право — социокультурное явление (институция), укорененное в обе сферы общественной жизни. К сфере культуры относятся осоз­нание права, его авторитетность, официальное провозглашение пра­вовых норм, согласованность и точность их формулировок, право­сознание, связи права с моралью, религией, идеологией общества и т. п. Органической частью социума является реализация права в правоотношениях, в правопорядке, в правовых учреждениях и их практической деятельности.

Неразрывная связь социальной и культурной сфер права еще не решает вопроса о степени влияния права на социальную струк­туру и динамику общества. Любая институция (идея, укорененная в обществе, получившая воплощение в общественных отношениях и учреждениях) носит социокультурный характер, однако далеко не все они заметно влияют на общественную жизнь. Это влияние определяется содержанием основной идеи, положенной в основу институции, степенью ее воплощения в духовный мир общества и в социальные отношения.

То обстоятельство, что определение содержания правовых норм зависит от воли законодателя, всегда порождало иллюзии, что он способен определять общественное и государственное устройство; вера во всесилие "разумного закона" была особенно распростра­нена в период Просвещения (XVIII в.). Крушение одной за другой четырех конституций Франции в период революции стало не толь­ко доводом реакционеров и консерваторов против революционных преобразований, но и предметом размышлений философов и пра­воведов о роли права в жизни общества. Наиболее значительным результатом этих размышлений стали выводы "исторической шко­лы юристов" (Гуго, Савиньи, Пухта) о спонтанном развитии пра­ва, которое, подобно языку, нравам, правилам игр, дополняется от случая к случаю и находит свое воплощение в обычаях. Юристы исторической школы утверждали, что история права всецело пре­допределена историей общества, нации, народа. Еще дальше в этом отношении шли Маркс и Энгельс. "Как политическое, так и граж­данское законодательство всего только выражает, протоколирует требования экономических отношений, — уверял Маркс. — Право есть лишь официальное признание факта"1. "Не надо забывать, —

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 4. С. 112, 115.


L


писали Маркс и Энгельс, — что право точно так же не имеет сво­ей собственной истории, как и религия"1.

Представления об экономической обусловленности права как части юридической надстройки над экономическим базисом господ­ствовали в отечественной науке и имели сторонников в зарубеж­ной. Авторитет экономического детерминизма, подтвержденный рядом исторических фактов, относящихся к разным эпохам исто­рии, породил взгляды на право как только на нечто второстепен­ное, несамостоятельное, подчиненное другим факторам явление общественной жизни. Даже ученые, не являющиеся ортодоксаль­ными приверженцами марксизма, порой с трудом преодолевают эти взгляды на право.

"Первая задача социальной теории права сегодня, когда про­шло уже почти полтора столетия после Карла Маркса и почти сто­летие после Макса Вебера, состоит в том, чтобы отойти от чрез­мерно упрощенных концепций причинности права, — пишет Г. Бер-ман. — Что бы там ни говорили философы о материализме и иде­ализме, с исторической точки зрения тот факт, что Гегель оши­бался, думая, что сознание определяет бытие, вовсе не означает, что прав был Маркс, утверждая, что бытие определяет сознание. В истории, в реальной жизни ни одно из них не "определяет" дру­гое, они обычно идут вместе. Ну а если это не так, то решающую роль играет по очереди то одно, то другое. В своем определении и исследовании права социальная теория права должна делать упор на взаимодействие духа и материи, идей и опыта"2.

Связь права и общества состоит в том, что действующее пра­во — часть бытия и сознания общества, а не нечто внешнее по от­ношению к нему. Право — такой же элемент образа жизни обще­ства, как ведение хозяйства, разделение труда, сезонные работы, создание семей и смена поколений, формы общественного созна­ния, способы объяснения явлений природы и общественной жиз­ни, господствующие верования, и др. Право и общество связаны органически: далеко не всякое право общество признает своим; ряд норм и институтов права, эффективных в одних обществах, не при­живаются в других, даже если они провозглашаются общеобяза­тельными и опираются на принуждение. В то же время ряд обще­ственных отношений и учреждений не способен существовать без правового оформления; даже ортодоксальный марксизм признает, что отношения собственности, лежащие в основе экономического ба­зиса общества, в классово-антагонистическом обществе обязатель­но закрепляются законами.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3. С. 64.

2 Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирова­
ния. М., 1998. С. 57.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 4. Право и общество



 


При таком подходе возможен взгляд на право не через при­зму формационного или цивилизационного подходов, когда право рассматривается лишь как порождение способа производства (ра­бовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое пра­во) или исторической эпохи (право Древнего мира, право Средних веков, Нового и Новейшего времени), а исходя из основных осо­бенностей самого права, свойственных разным эпохам историчес­кого развития общества.