рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Сущность права. Проблемы теории и философии права - раздел Социология, Ббк 67.0 ...

ББК 67.0

ОГЛАВЛЕНИЕ


О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права.— М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. — 288 с.

ISBN 5-94373-051-6

В монографии рассматриваются философские проблемы сущности права и на этой базе определяются основные его качества и социальная роль. Исследуются соотношения права и общества, права и государства, права, морали и правосознания. Значительное внимание уделено совре­менным проблемам юридической науки.

Для преподавателей, научных работников, студентов, слушателей и аспирантов юридических вузов, для всех, интересующихся проблемами общей теории и философии права.

© О. Э. Лейст, 2002

ISBN 5-94373-051-6

© Издательство "Зерцало", 2002


Предисловие ....................................................................................................... VII

Глава первая

Методологические проблемы определения сущности права .............. 1

Глава вторая

Социальные основы и роль права .............................................................. 14

1. Социальные истоки права ............................................................................ 14

2. Право и отношения. Волевое содержание права.

Источники права .......................................................................................... 20

3. Право и свобода.............................................................................................. 36

4. Право и порядок .......................................................................................... 38

5. Метаморфозы роли права в борьбе против социального зла

и за общее благо ........................................................................................... 43

V Глава третья ,

Сущностные качества права ......................................................................... 51

1. Нормативность ............................................................................................. 51

2. Официальное установление и охрана государством ................................. 58

3. Системность ................................................................................................ 66

4. Формальная определенность ....................................................................... 70

5. Правосудие ................................................................................................... 81

6. Авторитетность ........................................................................................... 91

Глава четвертая

Право и общество ............................................................................................ 102

1. Соотношение общества и права ................................................................. 102

2. Два этапа развития права и общества ....................................................... 106

3. Право в сословно-кастовом обществе ..................................................... 107

4. Право в гражданском обществе ................... *........................................... 113

Глава пятая

Право и государство ....................................................................................... 123

1. Взаимосвязь права и государства ........................................................... 123

у2. Сущность государства .............................................................................. 125


VI


Оглавление


 


3. Противоречия права и государства .......................................................... 131

4. Соотношение права и государства

в гражданском обществе ........................................................................... 141

Глава шестая

Право, мораль, правосознание...................................................................... 153

1. Право в системе социальных норм ........................................................... 153

2. Право и мораль ........................................................................... Igg

3. Право и правосознание .............................................................................. 195

Глава седьмая

Изучение права.................................................................................................. 217

1. Три уровня знаний о праве........................................................................... 217

2. Общая теория и философия права .......................................................... 226

3. Актуальные проблемы правоведения ...................................................... 244

Глава восьмая

Основные концепции права ......................................................................... 265


ПРЕДИСЛОВИЕ

Распространенное определение права как системы норм, установ­ленных или санкционированных государством и охраняемых от нару­шений с помощью мер государственного принуждения, редко вызыва­ет возражения. Но как только речь заходит о содержании, о социальных возможностях и целях права, мнения правоведов, философов, политиков о праве, его сущности и назначении резко расходятся. Остается (и ос­танется) актуальным известное рассуждение Томаса Гоббса, что "...уче­ния о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Я не сомневаюсь, — писал Гоббс, — что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, по­скольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожже­нием всех книг по геометрии"1. О сущности права написано много. Ее определяли по-разному: государственная воля, божественная воля, воля его императорского величества, возведенная в закон воля господству­ющего класса, общенародная воля, разграничение интересов, защита интересов, выражение общественных интересов, орудие строительства нового общества, мера труда и потребления, историческое воплощение народного духа, олицетворение гармонии Космоса, общечеловеческая ценность, заложенная в природе человека высшая справедливость, им­перативно-атрибутивные эмоции, минимум морали, форма политики правящей партии, порождение биосоциальности человека, бытие сво­боды, мера свободы, ограничение свободы, подавление индивидуальной инициативы и свободы, способ существования прав и свобод человека, самоограничение государства, приказ государства, ограничение государ­ственной власти, господство слабых над сильными или, наоборот, силь­ных над слабыми и т. д.

Большинство определений сущности права опирается на обшир­ные обоснования, на систему доводов и доказательств, лежит в осно­ве различных философско-правовых концепций. Главная причина мно­гообразия учений о праве и его сущности состоит в том, что эти уче­ния по-разному отражают право — сложнейшее по содержанию, фор­мам существования, социальной и идеологической роли общественное явление. Выводы философов и теоретиков о сущности права зависят от угла зрения, под которым рассматривается и изучается право, а сам этот угол зрения — от методологических и теоретических устано-


1 Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 79.


VIII


Предисловие


 


вок, заложенных в предмет исследования, от ценностной ориентации философа или теоретика. В этом смысле учение о сущности права все­гда идеологично — оно ориентировано на какой-то идеал, который, как все идеалы, находится не в настоящем, а в будущем и не может быть предметом научного исследования, поскольку будущее еще не существует. Изучая место права в обществе, в истории человечества, мы неизбежно оцениваем право, осуждаем или одобряем его проявле­ния, а тем самым привносим в предмет изучения собственные взгля­ды и оценки. С социальными науками, оперирующими общими поняти­ями, всегда так: в учение о существующем привносится субъектив­ное к нему отношение; в выводах о современном, наличном бытии объекта и предмета исследования отражается некое его идеальное, еще (или уже) не существующее бытие. Если история не знает сослагатель­ного наклонения, то в социальных науках оно встречается сплошь да рядом, то явно, то скрыто. Именно в этом, а также в некритическом восприятии, соединении, воспроизведении существующих учений о праве или в привычке мыслить усвоенными, традиционными поняти­ями кроются причины многообразия современных представлений о сущ­ности права.

Рассуждая о сущности права, мы должны сознавать, что всеоб­щее единообразное понимание философско-правовых и иных социальных проблем может быть только искусственным и вынужденным.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА

Для преодоления этих затруднений и для углубленного пони­мания права вообще профессор Н. Г. Александров предлагал при­знать, что, кроме понятий,… 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443. 2 См.: Денисов Ю. А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987. Особ. с. 93—96,…

ББК 67.0

ОГЛАВЛЕНИЕ


О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права.— М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. — 288 с.

ISBN 5-94373-051-6

В монографии рассматриваются философские проблемы сущности права и на этой базе определяются основные его качества и социальная роль. Исследуются соотношения права и общества, права и государства, права, морали и правосознания. Значительное внимание уделено совре­менным проблемам юридической науки.

Для преподавателей, научных работников, студентов, слушателей и аспирантов юридических вузов, для всех, интересующихся проблемами общей теории и философии права.

© О. Э. Лейст, 2002

ISBN 5-94373-051-6

© Издательство "Зерцало", 2002


Предисловие ....................................................................................................... VII

Глава первая

Методологические проблемы определения сущности права .............. 1

Глава вторая

Социальные основы и роль права .............................................................. 14

1. Социальные истоки права ............................................................................ 14

2. Право и отношения. Волевое содержание права.

Источники права .......................................................................................... 20

3. Право и свобода.............................................................................................. 36

4. Право и порядок .......................................................................................... 38

5. Метаморфозы роли права в борьбе против социального зла

и за общее благо ........................................................................................... 43

V Глава третья ,

Сущностные качества права ......................................................................... 51

1. Нормативность ............................................................................................. 51

2. Официальное установление и охрана государством ................................. 58

3. Системность ................................................................................................ 66

4. Формальная определенность ....................................................................... 70

5. Правосудие ................................................................................................... 81

6. Авторитетность ........................................................................................... 91

Глава четвертая

Право и общество ............................................................................................ 102

1. Соотношение общества и права ................................................................. 102

2. Два этапа развития права и общества ....................................................... 106

3. Право в сословно-кастовом обществе ..................................................... 107

4. Право в гражданском обществе ................... *........................................... 113

Глава пятая

Право и государство ....................................................................................... 123

1. Взаимосвязь права и государства ........................................................... 123

у2. Сущность государства .............................................................................. 125


VI


Оглавление


 


3. Противоречия права и государства .......................................................... 131

4. Соотношение права и государства

в гражданском обществе ........................................................................... 141

Глава шестая

Право, мораль, правосознание...................................................................... 153

1. Право в системе социальных норм ........................................................... 153

2. Право и мораль ........................................................................... Igg

3. Право и правосознание .............................................................................. 195

Глава седьмая

Изучение права.................................................................................................. 217

1. Три уровня знаний о праве........................................................................... 217

2. Общая теория и философия права .......................................................... 226

3. Актуальные проблемы правоведения ...................................................... 244

Глава восьмая

Основные концепции права ......................................................................... 265


ПРЕДИСЛОВИЕ

Распространенное определение права как системы норм, установ­ленных или санкционированных государством и охраняемых от нару­шений с помощью мер государственного принуждения, редко вызыва­ет возражения. Но как только речь заходит о содержании, о социальных возможностях и целях права, мнения правоведов, философов, политиков о праве, его сущности и назначении резко расходятся. Остается (и ос­танется) актуальным известное рассуждение Томаса Гоббса, что "...уче­ния о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Я не сомневаюсь, — писал Гоббс, — что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, по­скольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожже­нием всех книг по геометрии"1. О сущности права написано много. Ее определяли по-разному: государственная воля, божественная воля, воля его императорского величества, возведенная в закон воля господству­ющего класса, общенародная воля, разграничение интересов, защита интересов, выражение общественных интересов, орудие строительства нового общества, мера труда и потребления, историческое воплощение народного духа, олицетворение гармонии Космоса, общечеловеческая ценность, заложенная в природе человека высшая справедливость, им­перативно-атрибутивные эмоции, минимум морали, форма политики правящей партии, порождение биосоциальности человека, бытие сво­боды, мера свободы, ограничение свободы, подавление индивидуальной инициативы и свободы, способ существования прав и свобод человека, самоограничение государства, приказ государства, ограничение государ­ственной власти, господство слабых над сильными или, наоборот, силь­ных над слабыми и т. д.

Большинство определений сущности права опирается на обшир­ные обоснования, на систему доводов и доказательств, лежит в осно­ве различных философско-правовых концепций. Главная причина мно­гообразия учений о праве и его сущности состоит в том, что эти уче­ния по-разному отражают право — сложнейшее по содержанию, фор­мам существования, социальной и идеологической роли общественное явление. Выводы философов и теоретиков о сущности права зависят от угла зрения, под которым рассматривается и изучается право, а сам этот угол зрения — от методологических и теоретических устано-


1 Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 79.


VIII


Предисловие


 


вок, заложенных в предмет исследования, от ценностной ориентации философа или теоретика. В этом смысле учение о сущности права все­гда идеологично — оно ориентировано на какой-то идеал, который, как все идеалы, находится не в настоящем, а в будущем и не может быть предметом научного исследования, поскольку будущее еще не существует. Изучая место права в обществе, в истории человечества, мы неизбежно оцениваем право, осуждаем или одобряем его проявле­ния, а тем самым привносим в предмет изучения собственные взгля­ды и оценки. С социальными науками, оперирующими общими поняти­ями, всегда так: в учение о существующем привносится субъектив­ное к нему отношение; в выводах о современном, наличном бытии объекта и предмета исследования отражается некое его идеальное, еще (или уже) не существующее бытие. Если история не знает сослагатель­ного наклонения, то в социальных науках оно встречается сплошь да рядом, то явно, то скрыто. Именно в этом, а также в некритическом восприятии, соединении, воспроизведении существующих учений о праве или в привычке мыслить усвоенными, традиционными поняти­ями кроются причины многообразия современных представлений о сущ­ности права.

Рассуждая о сущности права, мы должны сознавать, что всеоб­щее единообразное понимание философско-правовых и иных социальных проблем может быть только искусственным и вынужденным.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА

Для преодоления этих затруднений и для углубленного пони­мания права вообще профессор Н. Г. Александров предлагал при­знать, что, кроме понятий,… 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443. 2 См.: Денисов Ю. А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987. Особ. с. 93—96,…

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ПРАВА

Социальные истоки права

Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и… По поводу споров и различных интересов как причины права надо отметить… Споры, индивидуальные и социальные конфликты и противо­речия в изобилии появляются в конце первобытной эпохи в связи с…

Право и отношения. Волевое содержание права. Источники права

Правовые нормы, как и другие социальные нормы, создава­лись в процессе и результате обобщения видовых и типических качеств многообразных действий и общественных отношений, обо­значения тех из них, которые особенно важны для данного обще­ства и правящей в нем социальной элиты.

Одним из действенных способов сохранения и поддержания порядка в любом обществе является создание системы норм (мо­делей общественных отношений), на основе и в рамках которой в будущем (завтра, в следующие месяцы, годы и т. п.) воспроизво­дятся отношения этого общества. Особенностью права, отличающей его от других социальных норм, всегда была поддержка государ­ственным принуждением и соответственно "санкционирование" (официальное признание плюс снабжение санкцией) правовых норм.

В древние времена право складывалось на основе выборочно­го санкционирования государственными органами отдельных видов существовавших отношений, а также на основе запретов (табу) со­вершать общественно вредные и опасные деяния. По мере услож­нения общественной структуры и обособления от общества госу­дарства последнее создавало как бы "искусственные нормы", со-


держащие модели в чем-то преобразованных отношений либо от­ношений, еще не существующих.

О волевом характере права говорится в двух аспектах. В пер­вом аспекте воздействие на общественные отношения осуществля­ется через волевые действия членов общества. Норма является мо­делью отношения, но регулирует волевые действия.

Волевой характер правовых норм придает им качества соци­альных регуляторов. В правовых нормах отражаются и выража­ются те типичные для данного общества ситуации и отношения, которые предполагается либо пресекать и искоренять (обществен­но вредные и общественно опасные деяния), либо поддерживать, охранять и воспроизводить. Направленность этого социального кон­троля и этого регулирования, которым служит взятая в целом си­стема правовых норм (т. е. право), предопределяется выраженной в праве государственной волей, зависящей от интересов влиятель­ных в данном обществе социальных сил.

Представление о волевой природе права обосновано в том от­ношении, что право адресовано свободной воле участников обще­ственных отношений и имеет смысл лишь там, где у адресата нор­мы есть выбор вариантов поведения1. Правовые предписания ад­ресованы не только интеллекту, но и именно воле, ибо для реали­зации права недостаточно знать, как надо поступить в той или иной юридической ситуации (многие знают, как надо, но делают иначе). Право — и информация, и способ регулирования поведения; в ка­честве выражения должного оно призвано воздействовать на во­левое поведение участников общественных отношений при помо­щи соответствующих стимулов. Именно поэтому право должно быть выражено не как описание настоящего, а как предписание, обра­щенное в будущее.

Уже в Древнем мире предпринимались попытки определить способы воздействия права на поведение людей. Римский юрист Модестин писал, что "действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать"2. Наличие плеоназмов в формуле Модестина было отмечено еще в XIX веке3. Отмечалось и то, что запретом, повелением (связыванием) и разрешением (предоставлением пра­ва) не исчерпывается воздействие права на поведение людей и об­щественные отношения. Была определена градация социальных оце­нок юридически значимых действий: поощряемые, стимулируемые,

1 См.: Александров Н. Г. Сущность права. М., 1950. С. 35—36. Теоре­
тические вопросы воли в юридическо-философско-психологическом пла­
не обстоятельно освещены в монографии: Ойгензихт В. А. Воля и воле­
изъявление (очерки теории, философии и психологии права). Душанбе,
1983.

2 Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 32.

3 См.: Тарановский Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.
С. 133.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


находящиеся под повышенной защитой, поддерживаемые, допус­тимые, терпимые, влекущие отрицательные последствия, наконец, запрещенные, наказуемые деяния1. При этом подчеркивалось, что действенность названных оценок и форм воздействия жестко зави­сит от реальности прав, обязанностей и запретов, т. е. от состоя­ния правопорядка и законности.

В исламской правовой мысли принято деление поступков че­ловека в зависимости от их правовой оценки на обязательные, ре­комендуемые, дозволенные, запретные и неодобряемые2.

Нормы права оценивают (запрещают, предписывают, разре­шают) волевые действия и таким способом регулируют обществен­ные отношения.

Воздействие права на общественные отношения имеет разную направленность. Можно пресекать возникновение и развитие каких-либо отношений (самовольное завладение имуществом, самосуд, самоуправство, организация враждебных существующему порядку союзов, сообществ, торговля запрещенными предметами и т. д.), мож­но охранять существующие отношения либо воздействовать на ка­кие-то их стороны (регулирование имущественных отношений чле­нов семьи), можно, наконец, искусственно создавать отношения (на­логовые, процессуальные и другие публично-правовые отношения).

Придание юридического значения нормам, действиям, отноше­ниям в процессе создания и развития права осуществлялось госу­дарственными органами и должностными лицами, управомоченными на то властвующей в данном обществе политической, религиозной, родо-племенной или иной элитой.

Основными способами создания права поначалу были санкци­онирование обычая и судебный прецедент. Санкционирование обы­чая осуществлялось в форме прецедента, т. е. судебного (или ад­министративного) решения конкретного дела, имеющего силу обя­зательного образца для последующих решений аналогичных дел. Такое решение создавало ("санкционировало") правовую норму, но ничего не добавляло к содержанию обычая. Поэтому от санкциони­рованных обычаев как формы (источника) права отличаются су­дебные прецеденты, нередко создававшие новые по содержанию правовые нормы либо в чем-то менявшие содержание обычаев.

Возможность изменения, перестройки общественных отноше­ний в наибольшей мере присуща законам и другим письменным

1 См.: Методология исследования правомерных и неправомерных дей­
ствий // Методологические и теоретические проблемы государства и права
развитого социализма. М., 1983.

2 См.: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. I том. Антич­
ность. Восточные цивилизации. М., 1999. С. 677.

Некоторые дозволенные действия порицаются религией: "Из дозво­ленного [Аллахом] самым ненавистным для Аллаха является развод" (там же. С. 673).


источникам права, содержащим нормы, определяющие или меня­ющие какие-либо отношения (размеры и периодичность уплаты дани, податей, налогов, общественные повинности, организацию го­сударственных органов, виды наказаний за разные преступления, права и обязанности членов общества и т. п.).

Способность государства при помощи законов и других нор­мативно-правовых актов порой круто менять сложившийся строй общественных отношений всегда была предметом беспокойства, надежд, упований и опасений, обоснованных или необоснованных социальных ожиданий в любом обществе. Право всегда остро зат­рагивало интересы людей; не было, нет и не будет права, которым были бы довольны все члены общества. Это естественно: право по­рождено спорами и конфликтами; оно является социально необхо­димым, но далеко не всегда совершенным средством их решения. Любое изменение права кому-то выгодно, кому-то — нет. На этом основаны упреки или похвалы законодателю, по воле которого ме­няется содержание права.

В философии и общей теории права названная проблема обо­значена понятием "волевой характер (сущность, содержание, при­рода) права (закона)". Под волевым содержанием (или сущностью, природой) права в данном (втором) аспекте понимаются не спосо­бы воздействия права на волевое поведение людей, а выбор зако­нодателем, создающим правовые нормы, этих способов воздействия. У политических деятелей, которые могут влиять на развитие и из­менение права, при подготовке и издании законов "свобода выбо­ра различных вариантов поведения" значительно больше и шире, чем, скажем, при санкционировании обычаев или создании преце­дентов. Иными словами, речь идет о волевом содержании права в том смысле, что оно (право) выражает волю и интересы опреде­ленной социальной общности.

Долгие годы в отечественной литературе доминирующим было марксистское определение права как возведенной в закон воли гос­подствующего класса, содержание которой определяется матери­альными условиями жизни этого класса1.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443.

В. О. Тененбаум, а затем В. М. Сырых пытались перетолковать это определение, содержащееся в "Манифесте коммунистической партии", в противоположном смысле (см.: Тененбаум В. О. О сущности права // Пра­воведение. 1980. № 1. С. 38; Сырых В. М. Логические основания общей те­ории права. Т. 1. М., 2000. С. 15, 16, 17, 259, 288 и др.). Эти попытки с са­мого начала встретили возражения правоведов (см.: Сов. государство и право. 1981. № 11. С. 48 и след.; Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. М., 1986. С. 19), возражения, обосно­ванные ссылками на первоисточники (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322—323).


24 Сущность права. Проблемы теории и философии права

Однако представление о классовой сущности права, полезное для оценки некоторых существовавших в истории и современных правовых систем и отдельных памятников права, порой серьезно мешает разработке ряда проблем теории и философии права.

Как отмечено (гл. 1), это представление разобщает историю права по различным общественно-экономическим формациям, де­лает невозможным определение общего понятия "право", способ­ного объяснить проблемы преемственности, лечь в основу сравни­тельного правоведения и т. д. Оно не способно также определить сущность современного права Российской Федерации и других стран СНГ. Поэтому в обширной современной учебной и научной лите­ратуре, часть которой написана с марксистских позиций, не уда­лось найти ответа на вопрос, чья же воля (какого класса) состав­ляет сущность или содержание правовой системы Российской Фе­дерации.

Классовый характер выражает, как замечал еще Пашуканис, не сущность, а содержание различных сторон права, и потому ре­зультатом классового подхода к праву были описание и оценка об­щества, в котором действует право, а не самого права.

Представление о том, что право является частью надстройки над базисом, возведенной в закон волей господствующего класса, не согласовывалось с марксистским понятием класса, в соответствии с которым положение классов в системе общественного производ­ства определяется отношениями собственности. Если собственность лежит в основе производственных отношений (т. е. базиса), а пра­во собственности в классовом обществе всегда оформляется и ох­раняется законом (частью надстройки), то куда относится собствен­ность — к базису1 или к правовой надстройке? Вопреки учению марксизма о том, что производственные отношения, образующие экономический базис общества, складываются независимо от воли и сознания людей, "носят объективный характер", история и со­временность знают много ситуаций, когда государства произволь­но меняли законы о собственности и производственные отношения общества.

Ущербность представления о праве как о выражении воли только экономически господствующего класса состоит еще и в том, что такое представление акцентирует внимание на интересах и условиях жизни лишь этого класса, оставляя без внимания обще-

1 Ученый-марксист П. И. Стучка утверждал, что "правовые отноше­ния относятся к базису, а их абстрактная форма (закон, идеология и т. д.) — к надстройке"(Стучка П. Материалистические или идеалистические понимания права? // Под знаменем марксизма. 1923. № 1. С. 178).

Неясность марксистских понятий о базисе и надстройке породила в советской философской литературе конца 70-х годов дискуссию о "базис­ном государстве".


 

Глава 2. Социальные основы и роль права

ственное положение других социальных групп, в том числе трудя­щихся классов. В результате не замечается и не объясняется, что государство в интересах поддержания порядка порой защищает интересы трудящихся масс от произвола и эгоизма экономически господствующего класса, ставя правовые границы эксплуатации (ограничение феодальных повинностей, запрет детского труда, ус­тановление предельной продолжительности рабочего дня, дней от­дыха и т. п.). В этом отношении государственная воля как источ­ник права может не только не совпадать с волей и интересами эко­номически господствующего класса, но и противоречить им.

Кроме того, представление о сущности права как о воле толь­ко господствующего класса оставляло вне поля зрения волю и ин­тересы других социальных групп, порой существенно влияющих на содержание права, и вообще преувеличивало возможность господ­ствующего класса создавать право по своей воле.

Дополнительные трудности вызывало то, что, согласно марк­систскому определению права, им является возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Возникал практи­чески неразрешимый вопрос о критериях, с помощью которых мож­но было бы отличить социально-детерминированную волю (возве­денную в закон) от произвола, выраженного в том же законе1.

Наконец, в советской литературе классовый подход был яв­ным выражением официальной идеологии и имел откровенно про­пагандистский характер, противопоставляя "социалистическое пра­во — возведенную в закон общенародную волю" — "буржуазному праву — воле империалистических монополий".

Содержание права определяется рядом факторов, среди кото­рых воля и интересы политической, экономической, религиозной, расовой, национальной или другой элиты (верхушки общества) игра­ли заметную, порой решающую роль. Но содержание права может выражать интересы разных социальных групп, их компромиссы, "соотношение классовых сил" (по выражению Лассаля), прошло­годнюю волю господствующего класса, которая ныне изменилась, прихоти и произвол правителей и т. п. Некоторые нормы могут во­обще не выражать ничью волю, а быть ошибкой, заблуждением или невыполнимым правилом (нормы средневекового права о "нечис­той силе" и т. п.).

Изучение факторов, определяющих содержание права, пред­ставляет значительный интерес для историка и социолога. Для юри­ста первостепенное значение имеет то, что, собственно, делает пра­во правом, уже не зависящим в своем существовании от меня-

1 См.: Четвернин В. А. Демократическое конституционное государ­ство: введение в теорию. М., 1993. С. 21.


— 6513



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


ющихся интересов социальных общностей и их воль. С этой точки зрения, правом становятся те нормы и отношения, которые офи­циально признаны, охраняются и поддерживаются государствен­ной властью.

От государства зависит, какие действия запрещать, какие от­ношения регулировать и охранять, каким обстоятельствам прида­вать юридическое значение; и то, и другое, и третье очерчивает сферу правового воздействия на общество. Кроме того, государство определяет содержание правовых норм, т. е. статусы субъектов пра­ва, их обязанности и права, правовые режимы различных имуществ, составы правонарушений, санкции за их совершение, процесс и по­рядок применения права.

Правотворческую деятельность государства направляют, как отмечено, наиболее влиятельные в данном обществе социальные силы, но непосредственным источником права является государ­ственная воля, выраженная в строго определенной форме.

В современном правоведении источниками права часто назы­ваются официальные формы выражения государственной воли (пре­цеденты, законы, нормативные договоры и т. п.).

Однако в свое время Шершеневич сетовал, что термин "ис­точники права" стал малопригодным ввиду разнообразия значений, которые ему придаются, и предложил заменить его другим выра­жением — "формы права"1. Действительно, в прошлом веке источ­ником права называли самые разные явления и обстоятельства: материальные или иные условия жизни общества, определяющие "дух законов" или волю господствующего класса (либо всего наро­да, государственную волю и т. п.), нормативные акты и факты, на которые ссылается сторона в юридическом споре, доказывая обо­снованность своего субъективного права и т. п.

В последующем развитии общей теории права предложение Шершеневича было воспринято лишь частично. Большинство пра­воведов используют термины "форма права" и "источник права" как тождественные.

Суть дела в том, что государственная воля лишь тогда стано­вится правом, когда получает нормативное выражение в форме, свойственной данной правовой системе. Нормы, институты, отрас­ли права возникают или изменяются с момента, когда вступает в силу закон или иной нормативный акт либо признается общеобя­зательным санкционированный обычай или прецедент, заключает­ся нормативный договор и т. п. Содержание права зависит от госу­дарственной воли, но юридическую силу это содержание получает лишь с момента облечения его в соответствующую форму. В этом


смысле термины "форма" и "источник права" означают одно и то же, поскольку государственная воля, создающая правовые нормы, и форма ее выражения практически совпадают.

Государственная воля, выраженная в правовой системе, оп­ределяет содержание, а не сущность права. Но и в этом качестве она чрезвычайно важна, поскольку социальное значение конкрет­ных правовых систем зависит от интересов и воль политических, религиозных, партийных, национальных и иных элит, имеющих решающее влияние на государство, а через него на право. Не слу­чайно теоретики Нового времени называли человеческое право (в отличие от естественного) "волеустановленным, потому что оно имеет своим источником волю"1.

От воли социальной элиты, направляющей деятельность го­сударства, зависит определение сферы правового регулирования и воздействия. Социальные проблемы получают нормативно-пра­вовое решение, только пройдя через государственную волю. Госу­дарство берет на себя ответственность за порядок в обществе. Если это не удается — сначала меняется верховная власть государства, а затем уже содержание права или способы его осуществления.

Наконец, от воли правящей элиты зависит роль права в регу­лировании общественных отношений. Право — не единственный возможный способ создания "замиренной среды" (см. далее), при­чем общественный порядок не всегда целиком зависит от хотя бы и провозглашенного и формально действующего права. Воля пра­вящих классов, в том числе государственная воля, может осуще­ствляться вне права и вопреки праву. Поэтому осуществление права (установленного государственной волей) может зависеть от того, на­сколько оно соответствует сиюминутной, переменчивой государ­ственной воле.

Однако представления о государственной воле как о содержа­нии (или сущности) права порождали сомнения еще в советское время. Понятию государственной воли, выраженной в праве, не со­ответствовали различия и даже противоречия в законах СССР, со­юзных и автономных республик, а также в нормативно-правовых актах местных Советов, их исполнительно-распорядительных ор­ганов, в многочисленных ведомственных актах. Если все это — право (а что же иное?), то весьма затруднительно выявить выраженную в этом праве государственную волю, которая предполагалась еди­ной, но на деле имела массу местных, ведомственных и иных от­тенков, различий, модификаций, противоречий, взаимоисключаю­щих предписаний. Неясно также, какова та предельная часть де-


 


1 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изда­нию 1910—1912 гг.). Том 2. М., 1995. С. 5 и след.


1 Граций Гуго. О праве войны и мира. Три книги, в которых объяс­няются естественное право и право народов, а также принципы публич­ного права. М., 1956. С. 74.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


ления в праве, за которой уже не следует говорить о ее волевой сущности. Являются ли возведенной в закон волей господствующего класса (или народа) уголовное право в целом, институты соучас­тия, необходимой обороны, судимости, добровольного отказа от пре­ступления?

Трудности, возникшие при попытках приложения к норматив­ному материалу общего положения о единой государственной воле, порождают скептическое к нему отношение. Не являются ли суж­дения о "воле" в праве понятием не науки, а правовой пропаган­ды, идеологическим построением, испокон веков выводившим пра­во из "божьей воли", "воли его императорского величества", "все­народной воли", о чем доказательно свидетельствует история по­литических и правовых учений?1

Сомнения подобного рода высказывали и зарубежные авторы. Французский профессор конституционного права Леон Дюги писал: "Истина заключается в том, что закон есть выражение не общей воли, ибо она не существует, и не воли государства, которой так­же нет, а воли нескольких вотирующих лиц. Во Франции закон есть выражение воли 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обыч­ное большинство в Палате и в Сенате... Если закон есть выраже­ние индивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может быть обязательным, как таковой, для других воль"2.

И все же нет оснований отказываться от понятия государствен­ной воли как источника права.

В любом обществе порядок общежития во многом диктуется властвующей элитой. От правящих классов, сословий, групп, партий зависит определение того, чем именно (конкретно!) право отлича­ется от неправа, каким фактам и обстоятельствам следует прида­вать юридическое значение, а какие такого значения не имеют. По­рядок правотворчества должен быть так же известен, как и само право. Столь же известно должно быть, с какого времени (дня) норма обязательна для тех, кому она адресована. Гегель прав в том, что государству необходима вершина формального решения, ставящая точку над i и тем делающая закон законом3.

Взгляд на государственную волю как на источник права дает возможность исследовать процесс правотворчества, его истоки и основные этапы. В современном государстве, в котором правотвор­чество осуществляет представительная законодательная власть, теоретическое и практическое значение взгляда на право как на "возведенную в закон", или "государственную", волю определен-

1 См.: Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992.
№ 1. С. 10.

2 Дюги Леон. Социальное право, индивидуальное право и преобра­
зование государства. М., 1909. С. 59.

3 См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 324, 339.


ных социальных сил и общностей состоит еще и в том, что при та­ком подходе обнаруживается уязвимое звено в процессе создания и развития права. На стадии возведения общественной воли в за­кон возможны ошибки, просчеты, промедления или ненужная по­спешность, в результате чего выражаемая в законе государствен­ная воля может оказаться не вполне соответствующей воле и ин­тересам социальной общности либо, особенно при множестве орга­нов, осуществляющих правотворческую деятельность, внутренне противоречивой. Эта возможность (опасность) требует разработки и создания специальных гарантий социальной и экспертной обо­снованности, единства и непротиворечивости правотворческой де­ятельности, устранения возможных ошибок правотворчества.

Как отмечено, нормативность права выражает стремление об­щества и его правителей определить и упорядочить будущее, вос­произвести, сохранить, видоизменить или искоренить в ближайшем будущем (с сегодняшнего или с завтрашнего дня, с нового года, после завершения сельскохозяйственных работ и т. п.) определенные виды деяний, поступков, отношений, организаций и т. п.

В связи с этим важной проблемой правоведения является со­отношение правовых норм и существующих общественных отно­шений.

Право регулирует лишь малую часть многообразных отноше­ний между людьми, их объединениями, организациями, государ­ством, церковью, партиями, союзами и т. д., но затрагивает ряд от­ношений весьма ощутимо, а то и болезненно. Возможности правя­щей элиты перестраивать общественные отношения при помощи права, органов принуждения и вооруженных сил иногда очень ве­лики и способны породить неустранимые социальные последствия (например, преобразование отношений в сельском хозяйстве СССР в 1929—1936 гг.).

Связь правовых норм и общественных отношений была и ос­тается предметом особенного внимания многих ученых-юристов.

Л. И. Петражицкий вообще полагал, что правоотношение зало­жено в человеческой психике, поскольку право складывается из императивно-атрибутивных (повелительно-притязательных, предо-ставительно-обязывающих) эмоций. Этим право, по учению Петра-жицкого, отличается от морали, состоящей из эмоций императив­ных (повелительных). Двусторонний характер эмоций являлся, по Петражицкому, сущностью права, тем самым в понятие права вво­дились отношение, связь участников общения через права и обя­занности.

По существу так же, но на другом методологическом основа­нии эту проблему решали представители социологического направ­ления. С. А. Муромцев считал, что сначала возникают правовые от­ношения, в основе которых лежат интересы индивидов, обществен-



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


ных групп, союзов и т. д. Затем создаются юридические нормы и отношения (возникающие в форме притязаний, которые возбуж­даются правонарушением), необходимые для защиты правовых от­ношений1. В основе этой концепции лежало представление, что право создается не (только) из Москвы и Петербурга; оно складывается из повсеместно развивающихся общественных отношений, вопло­щающих различные правовые интересы, которым (отношениям и интересам) государство должно придать надлежащую и цивили­зованную юридическую защиту.

Аналогичные взгляды на право развивал австрийский право­вед Е. Эрлих, считавший, что "право союзов" (различных обществен­ных объединений) спонтанно складывается в обществе как "право первого порядка" и предшествует "праву второго порядка" — нор­мам, создаваемым государством для охраны "права союзов" и ре­шения спорных вопросов2.

Теоретическая позиция Муромцева, Эрлиха и ряда других ученых-юристов сводится к тому, что правотворчество государства должно состоять в поддержке и охране тех отношений, которые имеют достаточно массовый характер, поддаются типизации и в случае необходимости могут быть ясно выражены в законах и за­щищены государственной властью.

На практике этим выражалось стремление прогрессивных юри­стов ограничить законодательный произвол, порой непомерную "сво­боду усмотрения" лиц, наделенных неограниченной властью в со­здании и принятии нормативно-правовых актов, вносящих дезор­ганизацию в сложившийся строй общественных отношений, либо актов вообще ненужных, никаких отношений не порождающих и не охраняющих. Иначе говоря, обосновывалось пожелание и тре­бование принимать нормативно-правовые акты с учетом сложив­шихся исторических условий.

При обосновании этого самоочевидного, казалось бы, положе­ния в оценку самих исторических условий нередко привносились идеологические мотивы. Так, развитие капитализма в странах Ев­ропы остро поставило вопрос об уровне жизни наемных рабочих, необходимости принятия законов, вносящих упорядоченность в су­ществовавшие отношения между рабочими и предпринимателями, порождавшие социальные конфликты. Тогда же возник вопрос о материальных гарантиях формально признанных прав и свобод, о социальной помощи больным, нуждающимся, безработным. Новые исторические условия требовали развития "правового государства"


в социально-правовое государство, обеспечивающее законодатель­ное регулирование отношений рабочих и предпринимателей, помощь социально обездоленным слоям населения, систему всеобщего об­разования, медицинской помощи и др.

В философии права было провозглашено и обосновано соот­ветствующее новым социально-историческим условиям "право на достойное человеческое существование". При обосновании этого права подчеркивалось, что оно должно включать как общие для всех европейских стран положения (права на труд, на объединение в профсоюзы, на образование, медицинскую и иную помощь неиму­щим), так и нормы, конкретизирующие эти общие положения со­ответственно общественным условиям различных стран. Как отме­чал российский философ права П. И. Новгородцев, одним из пер­вых обосновавший названное право, несмотря на то, что потребно­сти человека разнообразны и субъективны, определить точно, где начинается образ жизни, достойный человека, нельзя; вместе с тем несомненно, что в каждом обществе есть свой уровень жизни, ко­торый считается нормой, и есть свой предел, за которым начина­ется недопустимая крайность. "Можно спорить о восьми- или де­вятичасовом рабочем дне, но совершенно очевидно, что пятнадцать или восемнадцать часов работы есть бессовестная эксплуатация... Право берет на себя определение известных условных норм"1.

В приведенных суждениях верно отмечено, что законодатель, регулируя условия труда (и вообще отношения, составляющие об­раз жизни данного общества), должен учитывать рамки и перспек­тивы правового регулирования, не выходя за пределы, за которы­ми начинается рост конфликтов, общественных неурядиц и несо­гласий.

Сложные исторические условия существования каждого обще­ства предопределяют рамки законодательного запрещения каких-либо деяний и пресечения каких-либо общественных отношений. В связи с этим обоснованно разграничение типичных, т. е. "нор­мальных" для данного общества в определенное время, видов по­ведения, и отличающихся от них "отклонений", "социальных ано­малий"2. Результатом такого разграничения становится принятие правовых норм, в которых сливаются воедино и описания поведен­ческих актов, и их оценка государством (запрет + соразмерная сан­кция за его нарушение). Достаточно очевидно, что такие нормы эф­фективны лишь при условии, если не предписывают невозможное,


 


1 См.: История русской правовой мысли. Биографии, документы, пуб­
ликации. М., 1998. С. 174 и след.

2 См.: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. III том. Ев­
ропа. Америка. XVII—XX вв. М., 1999. С. 622 и след.


1 Фролова Е. А. П. И. Новгородцев о праве и государстве. М., 2001.
С. 91. Оттуда же взята цитата из статьи Новгородцева "Право на достой­
ное человеческое существование" (1905 г.).

2 См.: Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология М.,
1982. См. также: Основание уголовно-правового запрета. Криминализация
и декриминализация. М., 1982. С. 149 и след.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


не запрещают типичные для данного общества явления и поведе­ние и не настолько обширны в своих запретах и предписаниях, что превышают уровень их восприятия общественным сознанием.

Некоторые философы и юристы XIX века, находившиеся под влиянием философии Гегеля, утверждали, что правовые нормы уже содержатся в самих общественных отношениях и законодателю ос­тается лишь обнаружить их и воплотить в нормативно-правовых актах. Одним из первых это положение сформулировал Генрих Дернбург. "Жизненные отношения, — писал он, — несут свою меру и свой порядок в самих себе"1. Это положение сводит процесс нор­мотворчества к выявлению того, что "разумно" (мера и порядок) в самих общественных отношениях. Такое понимание нормотворче­ства представляется весьма спорным. Общественные отношения столь разнообразны, индивидуальны и во многом неповторимы, что невозможно предположить в каждом из них свою собственную "нор­му". Уже римские юристы замечали, что нормы права "не уста­навливаются исходя из того, что может произойти в единичном слу­чае"2. Нормы (мера, порядок) не заложены в самих отношениях, а создаются общественным сознанием и законодателем с помощью обобщений типичных и видовых признаков многообразных, инди­видуальных, повторяющихся и распространенных в данном обще­стве отношений. В. А. Четвернин верно отмечает, что абсурдно го­ворить о норме (правиле должного), проявляющейся только в фак­тическом содержании общественных отношений. Социальные нор­мы не обладают самостоятельным бытием, а возникают на основе оценки общественным сознанием содержания общественных отно­шений3, и их воплощение в действующее право усложняется тем, что законодатель, развивающий право, почти всегда привносит уже в сам процесс отбора, изучения и обобщения общественных отно­шений нечто субъективное, идеологическое, видя отношения не такими, какие они суть сегодня и какими могут стать в будущем, а какими их хочет видеть законодатель.

В философии и общей теории права этот процесс (определе­ние содержания будущих норм права) выглядит еще более слож­ным, поскольку за исходный пункт формирования правовых норм берется не только содержание общественных отношений, соединен­ное с идеологическими устремлениями законодателя, но и еще ос­мысление права и его истории с позиций какой-либо философской школы (особенно философии Гегеля).

Отражением теоретической позиции Дернбурга в советской литературе стало предположение о существовании "объективных

1 Цит. по: Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988
С. 229.

2 Дигесты Юстиниана. С. 32.

3 Четвернин В. А. Лекции по теории права. Выпуск I. М., 2000. С. 9—10.


норм". Это предположение обычно обосновывалось ссылками на ранние труды Маркса, где говорилось, что законодатель "не дела­ет законов, он не изобретает, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных Законах внутренние законы духов­ных отношений"1. При этом забывалось, что данные суждения от­носятся к тому периоду, когда Маркс находился под влиянием геге­левской философии права, в которой идея права как меры свобо­ды органически связана с общей концепцией истории как раскры­тия идеи свободы, ее воплощения в мирских отношениях. Извест­но, что впоследствии Маркс и Энгельс разработали иную концепцию права, согласно которой право и выражающее его законодатель­ство определяются не естественным законом свободы, как утверж­далось ранее2, а волей экономически и политически господствующего класса3.

Если правовая норма объективно заложена в общественных отношениях и сознанию остается лишь познать и выразить ее, то, спрашивается, чем обусловлено существование такого множества разнообразных и исторически изменчивых правовых систем, норм, институтов, принципов права?

Идея "объективных норм" по существу отрицает многовари­антность права, которое в каждом обществе и в каждой стране со­здается и меняется под влиянием разных исторических обстоя­тельств, преобладания тех или иных социальных групп, религий, форм собственности, национальных традиций, производственных отношений, ряда других постоянно меняющихся внутренних и вне­шних условий, определяющих динамику общественных отношений и, соответственно, изменение правовых норм. Предположение, что каждое жизненное отношение несет в себе собственную норму, де­лает вообще ненужным понятие нормы как обобщения видовых качеств типичных для данного общества, распространенных и по­вторяющихся отношений. Кроме того, предположение об имманен­тной нормативности любого отношения (или даже их вида) порож­дает мысль об их фатальной предопределенности; однако вряд ли современный читатель способен усвоить мысль, что, скажем, кол­хозно-правовые нормы и способы их осуществления были объек­тивно заложены в общественных отношениях нашей страны в 1929 и последующие годы.

Представление об "объективных нормах" подвергалось обосно­ванной критике4. Если предположить, что эти нормы действитель-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 162.

2 Там же. С. 62—63.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322—323; Т. 4. С. 443.

4 См.: Халфина Р. О. Что есть право: понятие и определение // Сов.
государство и право. 1984. № И. С. 24 и след.; Баймаханов М. Т. Рецензия
на книгу Е. А. Лукашевой "Право, мораль, личность" // Сов. государство
и право. 1987. № 3. С. 138—139.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


но существуют и предопределяют (должны предопределять) содер­жание законодательства, трудно объяснить, что именно возводит­ся в закон — "объективные нормы" или воля и интересы соци­альных общностей. Так, по вопросу о свободе развода (к которому относится часто цитировавшееся суждение Маркса о "внутренних законах духовных отношений") при обсуждении одного из проек­тов закона о браке и семье около 40% опрошенных высказались за расторжение брака в органах загса, около 30% — за судебное рас­торжение, остальные посчитали возможным сохранение обеих этих форм развода для разных категорий дел или выбор между ними. Не исключено, что с точки зрения отдаленных перспектив разви­тия семейных отношений какой-то из указанных вариантов был предпочтительнее других, и это уже могло быть выявлено ис­следованием динамики статистики и другими научными методами. Однако более важным стимулом законодательства оказалось налич­ное состояние общественного правосознания, а не отдаленная пер­спектива, что, конечно же, никак не заслуживает упрека законо­дателю.

Кроме того, если "объективные нормы", предопределяющие содержание законодательства, действительно существуют, то те­ряет смысл вся система выявления интересов и воли народа, об­суждений и принятия законов. Тогда место референдумов и иных институтов демократии должны занять научные центры, познаю­щие "объективные нормы" средствами компьютерной техники, ста­тистики, кибернетики, а затем выражающие познанное в общеобя­зательных правовых нормах. С точки зрения идеи "объективных норм", этот вариант предпочтительнее, но люди предпочитают оши­баться, нежели подчиняться машинам.

К тому же "объективные нормы" по сути дела не могут быть чем либо иным, кроме как социальными законами, значительная часть которых носит статистический (вероятностный) характер и проявляется как законы-тенденции. Уже поэтому по своей приро­де они не могут быть только объективными, а в процессе создания правовых норм они находят неполное и неточное отражение в тек­стах правовых актов еще и из-за влияния разнообразных соци­альных интересов и мировоззренческих установок1.

Поиски "объективных норм", лежащих в основе норм права, ведутся давно, однако результаты этих поисков всегда субъектив­ны и потому различны и противоречивы; объективной основой пра­вовых норм назывались "меры свободы", "приказы власти, требу­ющие подчинения", "предписания разума", "божественные установ-

1 См.: Сгшъченко Н. В. Закон (проблемы этимологии, социологии и ло­гики). Минск, 1993. Особ. с. 57—75 и рецензия на эту книгу С. В. Полени­кой // Правоведение. 1994. № 2. С. 112—114.


ления", "возведенная в закон воля господствующего класса", "нор­мы классовой солидарности", "морально-этические правила", "абст­рактная идея долженствования" и т. п. Попытки отойти от идеологи­ческих подходов к определению "объективных норм" вели к отож­дествлению общества с внеисторической обезличенной норматив­ной системой при опоре на предположение, что нормы заложены в самих общественных отношениях, наподобие аристотелевской "фор­мы", имманентной реальному миру1.

В действительности существуют не "объективные нормы", а различные варианты решений об изменении или принятии закона (или иного нормативно-правового акта), варианты, по-разному оп­ределяющие способы регулирования действий участников отноше­ний, перспективы развития этих отношений, способы обеспечения реализации новых норм права, варианты, обусловливающие не толь­ко содержание правовых норм, но и формы их изложения, поря­док принятия, сроки вступления в действие. Одни из этих вариан­тов удачнее других, некоторые вообще неудачны; вся проблема сво­дится к тому, чтобы новые нормы права соответствовали налич­ному состоянию общества, перспективам его развития и были вы­ражены в формах, доступных общественному правосознанию. И, наконец, нередки ситуации, когда принятие и вступление в силу нормативно-правового акта в менее удачном, чем другие, варианте снимает социальную напряженность, удовлетворительно решив на­зревшую проблему и положив конец затянувшимся дебатам о пре­имуществах и достоинствах хороших и отличных проектов закона.

Рациональная суть рассуждений об "объективных нормах" сводится к достаточно известной мысли, что (разумный) законода­тель должен создавать законы с учетом и объективных условий, в которых он законодательствует, и возможных последствий, порож­даемых новыми законами. Но мысль эта не только не нова, но и намеренно затуманена, раздражающе неконкретна, нередко сводит­ся к лозунговым заклинаниям и абстрактным призывам воплощать в законодательстве нормы и принципы, содержание которых по существу не раскрывается.

Рассуждения наших теоретиков об "объективных нормах" выг­лядят как назидания и поучения, адресованные не слышащим их законодателям и никак не влияющие на практику совершенство­вания права. Однако законодатели чутки к дельным суждениям о социальных ожиданиях. Еще большее влияние на практику разви­тия законодательства оказывают разумные предложения о совер­шенствовании системы выявления общих интересов и формирова­ния общей воли, способной воплотиться в государственную волю,

1 См., например: Плахов В. Д. Социальные нормы. Философские ос­нования общей теории. М., 1985.



Сущность права. Проблемы теории и философии права


Глава 2. Социальные основы и роль права



 


выраженную в законах и других нормативно-правовых актах. Если воля — источник права, то в демократическом государстве должен существовать официальный порядок выявления интересов и воль социальных групп, их согласования, достижения компромиссов, со­ставления и принятия нормативно-правовых актов, воплощающих результаты формирования подлинно государственной воли. Если уже созданное право выражает государственную волю, то необхо­димы строгая соподчиненность нормативно-правовых актов, соот­ветствующая иерархии государственных органов, наделенных пра­вом правотворчества, а также существование специальных орга­нов государства, охраняющих законность (прокуратура, конститу­ционные суды и др.). Наконец, и само государство должно быть ус­троено таким образом, чтобы выраженная в праве государственная воля не противоречила сама себе и не попиралась самим государ­ством.

Право и свобода

Понятие права как воплощения свободы порождает ряд сомне­ний. Оно подходит для определения так называемого естественного права, содержащегося в… Во-первых, из такого правопонимания следует, что история действующего права… 1 См.: Сов. государство и право. 1979. № 7 и 8; 1981. № Ц- 1983. № 10; 1984. № 11 и др.

Право и порядок

1 Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1989. С. 410. 2 Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 171. 4 :

Метаморфозы роли права

В борьбе против социального зла

И за общее благо

Давно замечено, что государство бессильно построить рай на земле; оно существует, чтобы предупредить возникновение на земле ада1. Объясняя мысль В.… 1 См.: Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 127—128. … Сущность права. Проблемы теории и философии права

СУЩНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАВА

Эти качества обнаруживаются не в социальном содержании правовых норм, поскольку социальное содержание норм, институ­тов, правовых систем разных… Социальное содержание правовых систем столь же разнооб­разно и неповторимо,…

Нормативность

Всякая норма есть обобщение; этическая норма — правило должного (обращенное в будущее). Нормативный характер права дает возможность выразить… 1 См.: Четвернин В. А. Демократическое конституционное государ­ство: введение… 1 Речь не идет о воспроизведении отдельных формулировок, статей, идей "чужих" конституций и законов, при…

Официальное установление и охрана государством

Правовая норма существует с момента ее признания или со­здания и объявления обязательной государством. Норма действу­ет до ее официальной отмены или… Нельзя согласиться с мнением о возможности "фактической отмены"… рубка леса сверх нормы, разведение костров в лесу в пожароопасный пе­риод, самовольное строительство, самогоноварение,…

Системность

Системность присуща уже архаическим, неразвитым пра­вовым системам, поскольку нормы, устанавливавшие правовые ста­тусы субъектов права, учитывались… Системность права возрастает по мере усложнения и диффе­ренциации общественных… С системностью права связана специализация правовых норм. Ряд отраслей права определяет санкции и порядок их…

Формальная определенность

Право может успешно функционировать лишь' при условии бесспорности, недвусмысленности, а также доказуемости условий возникновения прав и… Формальная определенность правовых норм имеет разновид­ности. Абсолютная… 1 О понятии "нормативно-правовое предписание" и его соотношении с нормой права см.: Давыдова М. Л.…

Правосудие

К сущностным качествам права относится его обеспеченность процессуально урегулированной системой правосудия и правоох-раны.

Правовые нормы — общие формулы решений возможных спо­ров и конфликтов; именно на этом основано "правосудие", т. е. решение спорных дел по… В Древнем мире и в Средние века правосудие осуществля­лось разными…  

Авторитетность

Под авторитетностью права понимаются его общеизвестность и укорененность в сознании общества, общепризнанная обязатель­ность права, опирающаяся на… Авторитетность права зависит от политико-правового режи­ма, т. е. от отношения… 1 Братусъ С. Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 1976. С. 80, 81. I …

Соотношение общества и права

О происхождении права в последние годы издано немало со­держательных работ, по-новому и по-разному показывающих со­циальные причины возникновения… Много дискуссий, далеких от завершения, посвящено типиза­ции правовых систем в… Альтернативу формационному подходу многие исследователи видят в цивилизационном подходе к истории, складывающейся из…

Два этапа развития права и общества

Государственно-организованному обществу предшествовало первобытное (первоначальное) общество, базировавшееся на кров­нородственных связях,… Исходя из особенностей правовых систем, связанных со спе­цификой исторически… Первым историческим типом права было сословное право, пра­во-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а…

Право в сословно-кастовом обществе

Достаточно известно, что в марксистской литературе разли­чие между рабовладельческим и феодальным строем (а также "ази­атским способом… Заслуживают внимания изыскания современных историков, показавших, что в… Особенностью сословно-кастовых обществ было прочное опре­деление юридического положения в обществе и государстве…

Право в гражданском обществе

1 История государства и права зарубежных стран. Часть I. M., 1996. С. 193 (автор гл. 14 "Особенности средневекового государства и права в… Издатели и комментаторы "Саксонского зерцала" — памятника пра­вовой…  

Взаимосвязь права и государства

Право создается государством в том смысле, что норма стано­вится правовой с момента официального признания (или создания) ее государством и… Содержание правовых норм и правовой системы во многом зависит от… При всем том только государство определяет содержание норм, которые санкционируются в качестве правовых, и…

Сущность государства

Между тем сущность государства не тождественна сущности права. Сущность государства, разъяснял Ленин, составляет выделив­шийся из общества… 1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 69, 72—74.

Противоречия права и государства

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 439. Сущность права. Проблемы теории и философии права т

Соотношение права и государства в гражданском обществе

В эпоху становления гражданского общества стали складывать­ся качества современного представительного государства, суще­ственно отличающие его от… Само понятие государства, отличного от общества, получило широкое признание… Совпадение организационных структур общества и государ­ства в конечном счете определялось существовавшими в тот…

Право и мораль

Нормы морали содержатся в общественном мнении, и, в от­личие от права, момент возникновения каждой из них определить практически невозможно, так как… 1 Мораль (от латинского "морус" — нравы) и нравственность — одно и… ных ситуаций с позиций морали, распространяясь и получая об­щественное признание, перерастают из "морального…

Право и правосознание

Некоторые теоретики-правоведы называют правосознание "ес­тественное право", другие — просто "право" (официальное или… Высказано много верных суждений о видах правосознания, его структуре и роли в… Высказывались сомнения в том, что правосознание носит нор­мативный характер. Эти сомнения свойственны преимущественно…

Три уровня знаний о праве

К уровням познания права относятся практическая юриспру­денция, общая теория права и философия права. Каждый уровень имеет свои предмет, задачи и… Предметом практической юриспруденции является действу­ющее право, задачей —… Практикующий юрист должен знать содержание источников (форм) права, действующих в данное время в данной стране,…

Общая теория и философия права

1 Справедливо отмечалось, что логический уровень выводов теории права является предельно общим для правоведения в целом; этим предо­пределяется… произведение человеческого искусства, созданное для пользы по­лиса… История многочисленных и многообразных учений о праве, его основах и сущности изучается наукой и учебной дисциплиной,…

Актуальные проблемы правоведения

После XIX партийной конференции и Первого съезда народ­ных депутатов СССР произошел краткий всплеск издания конъ­юнктурной литературы о… 1 См., например: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М, 1990; Иеринг Р. Борьба за… рии и философии права отечественных юристов1. Подготовлены и изданы пятитомные антологии мировой политической2 и…

– Конец работы –

Используемые теги: Сущность, права, проблемы, Теории, философии, права0.09

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность права. Проблемы теории и философии права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

В чем сущность проблем космологии и почему эти проблемы интересуют философов
Но в то же время это была дорога величайших открытий, предвидений и прозрений, дорога торжества человеческого гения.Вполне понятно стремление… Недаром усиленная и подкрепленная впоследствии трудами греческого астронома… Легкие элементы - воздух и огонь - поднимаются в высокие слои, там они загораются, и тогда люди видят кометы и…

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Понятие и сущность нового уголовного процесса. Сущность уголовного процесса как отрасли права. Принципы уголовного процессуального права Украины
ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ... Экономико правовой факультет в г Симферополе... КАФЕДРА УГОЛОВНО ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

План лекции №1: Часть 1: предмет горного права, метод горного права, основные источники горного права. Часть 2: Этапы развития Российского законодательства о недрах
Часть предмет горного права метод горного права основные источники горного права... Часть Этапы развития Российского законодательства о недрах... формирование и развитие горного права Российской Империи начала го века...

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
На сайте allrefs.net читайте: "ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА"

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Понятие трудового права как отрасли права. Предметом любой отрасли права являются общественные отношения
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения специфические именно для данной отрасли Благодаря предмету формируется отрасль... Если человек трудится единолично самостоятельно определяя основные параметры... Предмет трудового права отвечает на вопрос какие виды общественных отношений им регулируются...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам