Развитие европейского марксизма на рубеже веков

В то время как многие социологи XIX в. развивали свои теории в оппозиции к Марксу, со стороны ряда марксистов наблюдалась одновременная попытка про­яснить и расширить марксистскую теорию. Примерно между 1875 и 1925 гг. про­изошло некоторое пересечение марксизма и социологии (Вебер в данном случае составляет исключение). Две идейные школы развивались параллельно, между ними почти не происходило взаимообмена.

После смерти Маркса сначала в марксисткой теории доминировали те, кто усматривал в его теории научный и экономический детерминизм. Валлерштайн на­зывает это периодом «ортодоксального марксизма» (1986, р. 1301). Фридрих Эн­гельс, благодетель и соратник Маркса, переживший Маркса, может считаться пер­вым представителем такого учения. Сущность данного подхода заключается в том, что научная теория Маркса вскрыла экономические законы, которые правят капи­талистическим миром. Эти законы указывали на неизбежное крушение капитали­стической системы. Ранние марксисты, такие как Карл Каутский, пытались найти лучшее понимание действия этих законов. В то же время эта точка зрения имела ряд противоречий. С одной стороны, казалось, что она вырабатывает политические дей­ствия, краеугольный камень позиции Маркса. То есть, казалось бы, не было необхо­димости в том, чтобы личности, особенно рабочие, что-либо делали. В системе, кото­рая неизбежно рушилась, все, что им нужно было делать, — это сидеть и ждать ее гибели. С другой стороны, в теории детерминистский марксизм, казалось, выявил диа­лектическую связь между индивидами и крупными социальными структурами.

В начале XX в. такое положение привело к реакции среди теоретиков марксиз­ма и к развитию «гегельянского марксизма». Гегельянские марксисты отказыва­лись сводить марксизм к научной теории, игнорирующей индивидуальную мысль и действие личности. Они назывались гегельянскими марксистами, потому что пы­тались объединить интерес Гегеля к сознанию (который, как считают некоторые, включая автора этих строк, разделял и Маркс) с интересом детерминистов к эко­номическим структурам общества. Гегельянские марксисты были значимы по тео-


[60]

ретическим и практическим причинам. В теории они восстановили важность лич­ности, сознания и отношений между мыслью и действием. В практическом плане они подчеркивали значимость в социальной революции индивидуального дей­ствия.

Главным представителем такой точки зрения был Георг Лукач (Fischer, 1984). По мнению Мартина Джея, Лукач был «отцом-основателем западного марксиз­ма», а его работа «Класс и классовое сознание» «широко признана в качестве ко­декса гегельянского марксизма» (1984, р. 84). Лукач в начале XX в. попытался объединить марксизм с социологией (особенно теории Вебера и Зиммеля). Вско­ре, с развитием критической теории в 20-х и 30-х гг. XX в., это объединение стало более интенсивным.