Теории потребления

Достигшая пика своего развития во время промышленного переворота и вооду­шевляемая своими проблемами и перспективами, социологическая теория долгое время имела «уклон в производство». Это значит, что в теориях прослеживалась тенденция сосредоточивать внимание на промышленности, промышленных орга­низациях, работе и трудящихся. Наиболее очевидно данное явление в марксист­ской и неомарксистской теории, но оно встречается и во многих других теориях, таких как концепция Дюркгейма о разделении труда, работа Вебера, посвященная расцвету капитализма на Западе и неудаче его развития в других частях света, анализ Зиммеля трагедии культуры, обусловленной быстрым увеличением про­дуктов деятельности человека, интерес Чикагской школы к труду, обеспокоен­ность в рамках теории конфликта отношениями между работодателями и служа­щими, руководителями и подчиненными и т. д. Намного меньше внимания было уделено потреблению и потребителю. Есть исключения, такие как знаменитая работа Торстейна Веблена (Veblen, 1899/1994) по «демонстративному потребле­нию» и концепция Зиммеля о деньгах и моде, но о потреблении социальными тео­ретиками сказано гораздо меньше, чем о производстве.

Постмодернистская социальная теория имела склонность определять обще­ство постмодерна как потребительское, в результате чего потребление в этой тео­рии играет главную роль. Самым выдающимся является произведение Жана Бодрий-ара (Baudrillard, 1970/1994) «Общество потребления». Пост-постмодернистский труд Липовецки о моде отражает возрастающий интерес как в рамках постмо-Дернисткой социальной теории, так и вне ее пределов, к теории потребления. С тех пор, вероятно, важность потребления будет возрастать, особенно на Западе, а производство пойдет на спад; с уверенностью можно предположить, что мы уви­дим резкое увеличение числа теоретических (и эмпирических) работ по потреб­лению (обзор существующих теорий потребления см. у Slater, 1997). Так уже сей­час появилось огромное количество теоретически обоснованных произведений по


[110]

правилам, регулирующим потребление, как, например, «Места потребления» (Urry, 1995), «Очаровывая разочарованный мир: революция средств потребле­ния» (Ritzer, 1999), и «Жизнь прилавков: супермаркеты и изменение культуры потребления» (Humphery, 1998). Мы, вероятно, увидим намного больше работ, посвященных этим ограничениям, так же как и потребителям, потребительским товарам и процессу потребления.