Главный редактор журнала «Мир сексологии» Л.М. ЩЕГЛОВ

ЩЕГЛОВ, Лев Моисеевич

доктор медицинских наук, профессор,

член-корреспондент Международной академии информатизации,

член президиума РНСО,

главный редактор журнала « Мир сексологии», Санкт-Петербург.

 

 

Осознать – значит уже что-то изменить…

Зигмунд Фрейд определил большевистский режим как «запрет на мышление». Режим исчез, наступившие эйфория и надежды на «светлое будущее» сменились разочарованием и апатией. Вместо радостных ожиданий появилась тотальная несправедливость и криминальность, разъедающая коррупция и деградирующее общество, салтыково-щедринское чиновничество и оруэлловские министерства. Войны в Чечне и бывшей Югославии, вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, Грузией и Абхазией, Грузией и Осетией, террористические акции во всем мире, «революция» в странах Арабского Востока, напряженность между «братскими» Россией и Белоруссией, Россией и Украиной…

Эмоциональная заряженность группы (этнической общности, народа) определяются отнюдь не только внешними обстоятельствами и историческими метаморфозами, но и внутренними неосознаваемыми механизмами.

Вот основные:

1. Глубинные черты национального характера.

2. Основные мифы, входящие в «родовую память народа».

3. Сложившиеся способы разрядки таких общих для всех эмоций, как чувство унижения, гнева, ненависти.

4. Специфические особенности исторического прошлого и настоящего.

Поговорим о себе, любимых.

Итак, глубинные черты национального характера. Прежде всего, следовало бы вспомнить о женственности как определяющей особенности русского национального характера, которая определяет вечное ожидание в России сильного правителя, «хозяина», суженого (Н. Бердяев).

Об этом же говорили и аналитики (З. Фрейд) и др. Симптоматично начало государственности: отчаявшиеся жители Новгорода зовут на престол варяга Рюрика: «Земля наша обильна, но в ней наряда (порядка. – Л. Щ.) нет! Приди и володей нами, как знаешь!»... И потянулись «женихи»: от чужеродных Рюриков до своих Лже-Дмитриев и Жириновских… Эта бессознательная женственность отчизны фиксируется в идиомах («Родина-мать», «Мать-сыра земля», «Как невесту родину мы любим…» и т.п.). Пассивное ожидание Правителя, который «строг, но справедлив» и «бьет, значит, любит» основано на бездействии сидящего на печи Ильи Муромца; русского «медведя», находящегося в спячке; Обломова, лежащего на диване. Любая активность, новизна, реформирование в массовом сознании всегда отождествляются с иноземным, чужим, инородным (Штольц). Вот они, глубинные корни вечного параноидального мифа о заговорах и кознях иноземцев (масонов, «западников» и др.), виноватых во всей нашей реальности. Эти мифы озвучиваются и особенно успешно воспринимаются в периоды реформ, в «смутные времена», которые на Руси почти перманентны. Вера в особо злобного и хитрого «врага», постоянно замышляющего все новые козни и беды, стала существенной частью мифологии советского периода. Появились симптоматичные идиомы-поговорки: «Кто не с нами, тот против нас», «Если враг не сдается, его уничтожают» и т.п.