Природосущностность женского тела

Философия по отношению к антропологическим реалиям выступает в виде сокрытой истины. Нам предстоит увидеть и понять в обрядах, речениях, в актах повседневности, в праздниках и в тайных практиках, применив концепт мыслеобразов, не только странные конфигурации, но интенциональностисмыслов. Мыслеобразы рефлексивно упакованы в смыслы. Пример: в Древней Греции существовали, а в Японии и по сию пору существуют обряды с ношением макетов огромных фаллосов. Эти большие игрушки – образы. Но не только: как мыслеобразымужского органа, они интенционально и скрыто направлены на понимание женского чрева как пустоты, полости, где этот орган должен разместиться. Перед нами праздничный обряд всеобщей гармонии и изобилия, а вовсе не ущербный культ фаллоса или культ некоего размытого плодородия, как утверждают некоторые бытописатели и досужие религиоведы.

Если привлечь к рассмотрению еще проблему онтологии повседневности, то мы оказываемся перед системами ценностей и практик, теряющих в своей целокупности шокирующий облик. Гармония античности оказывается тогда сродни своей витальностью этому же качеству, пронизывающему японскую культуру.

В Древней Греции (в отличие от Рима) и в современной Японии эротика и отправления надобностей простые и необходимые жизненные акты. В стране восходящего солнца оба пола во многих банях моются совместно. Однажды иностранные туристы обратили внимание на мужчину, который спокойно мочился на лужайке. Никто этим не возмущался. Гид объяснил иностранцам, что демонстрирующее поведение мужчины внутри природы скорее вызывает симпатию.Это можно было бы отметитьвообще по поводу всего стиля японской жизни, а не только в отношении отдельного гражданина.

Есть еще одна важная черта, сближающая мироощущение людей в Древней Греции и в современной Японии. Я имею в виду институт гетер в первом случае и институт гейш во втором. Утонченная именно женская витальность придает обеим культурам редкостную гармоничность. Причины уникальности этих культур явно покоятся на природосущностном философском основании.

К названным культурам близка не только природосообразностью (экофильской адаптивностью), но и природосущностью (адаптивностью философской, охватывающей и человека) культура чеченская. Здесь я встретил замечательных женщин, проявивших себя в науке, литературе, искусстве. Почитание Хеди, матери великого суфийского проповедника Кунта-хаджи Кишиева, повлиявшего на своего современника, тогда совсем молодого, Льва Толстого, столь же велико, как и его самого. Через Толстого это влияние достигло Махатмы Ганди и дошло до Джона Леннона.

В чеченском обществе вдовы и вообще женщины, познавшие мужчину, пользуются полным правом на свою интимную жизнь. Их называют джироу. Однажды в конце 1980-х гг. я пришел часам к 8 утра на птицефабрику в Урус-Мартане. Собралось человек 10 механизаторов. Объяснил, что послан вести антропологическое исследование, что уже месяц нахожусь в Чечне и пора бы познакомиться мне с джироу. Прозвучалиодобрительные возгласы. И тут я задаю вопрос: «Как по-чеченски называется сперма?». Этого слова я еще не знал. Произошло нечто, что можно было бы назвать всеобщим смущением – мужчины опустили головы. Наконец, один это слово произнес и отодвинулся за спину товарища. Таких проблем не было с женщинами. Об отношениях полов они многое знают с детства в отличие от мужчин. Здесь молодые женихи получали еще недавно важные инструкции от муллы накануне свадьбы. В народе помнят об одном остроумном мулле, который просвещал недотеп в годах в 1920-х такими словами: « Это не чернильница – нечего туда совать палец. Это не зеркало – туда нечего смотреть» и т.д.

Природосообразность визуальна. Адаптивные культуроценозы всегда зрительно маркированы. Но природосущностность, которой в первую очередь обладают женщины, интенциональна. За ее маркировкой скрывается нечто потаенное. Это относится к женскому телу. Женская тайна обозначаема, но не видима, ибо она внутри. Она спрятана в полости тела. Во многих культурах запрещается выставлять менструальные вещи на солнце. Эта внутренняя невидимость включает и невидимость внешнего тела: женское тело сильнее облечено одеждой, чем мужское. Женская внутренняя невидимость переносится в особых ситуациях и на мужское тело. Тогда выход выделений женского и мужского тела становится нормированным социально. Этому вопросу мы посвятим еще достаточно внимания. А сейчас сосредоточимся на полостях женского тела, которые претендуют на роль общечеловеческих универсалий.