Основные мифы

Миф первый: мир воспринимается в «черно-белом» изображении, все явления жизни либо положительные, либо – отрицательные. Эта ментальная особенность была определена как «инфантильная склонность к бинарным оппозициям» (В. Иванов). Это упрощённое и бескомпромиссное разделение всего и всех на «черное – белое» принесло в свое время мощный успех телепрограмме Александра Невзорова «Наши», предполагавшее жесткое разделение всех на «наших» и «ненаших». Эта же особенность прослеживается в достаточно вялой попытке эксплуатации указанного механизма в названии молодежного движения «Наши». Понятно, что мир устроен гораздо сложнее и изначально многоцветен.

Миф второй: Россия – это, прежде всего государство, а уже потом – колыбель великих людей, ученых, писателей… и в последнюю очередь – место для жизни отдельного человека, индивида. Именно поэтому Россия для многих прежде всего «мощь», «величие», «сила», «шестая часть земли». Именно поэтому в России Петр I, Александр Невский, Кутузов, а для многих, к сожалению, и – Сталин, неизмеримо выше Менделеева, Тютчева и Пушкина. Отсюда и пренебрежение к личности, индивидуальности («незаменимых у нас нет», «чтоб было как у всех» и т.п.), неуважение и «шариковское» отношение к собственности («отнять и поделить»). Национальное самосознание на Руси изначально формировалось как сознание имперское. И по сей день оно базируется на архетипических представлениях о России как могучей державе, занимающей огромное пространство. В психологическом выражении этому соответствует представление о «широте русской души» (Ф. Достоевский).

Миф третий: славное и безупречное национальное прошлое. Следует заметить, что этот миф, по сути, универсален для всех этнических общностей. Ибо без уверенности в величии вчерашнего дня массовому сознанию трудно верить в день завтрашний. Различия здесь лишь в степени и выраженности этой мифологизации, а также в возможности критического переосмысления. Великий русский философ Владимир Соловьев предсказывал многие беды России в виде знаменитой «лестницы» Соловьева (1884): «Национальное самодовольство – национальное самообожание – национальное самоуничтожение». Никто не сказал лучше этого автора о настоящем патриотизме: «Внутреннее противоречие между требованиями истинного патриотизма, желающего, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так лучше всех…».