Казус порнографии

Ситуация усугубляется тем, что виртуальное психологическое событие (виртуал) обладает следующими свойствами, зафиксированными Т.В. Носовой: непривыкаемостью, спонтанностью, фрагментарностью, объективированностью, измененностью статусов телесности, сознания, личности и воли человека. Такова онтологическая (инвариантная, типовая) структура субъективного восприятия (переживания) виртуала.

В силу таких свойств – разберем их последовательно, – любое аддиктивное состояние переживается каждый раз как новое – к нему не происходит привыкания или, другими словами, им не насыщаются, его хочется (если оно позитивного регистра) или не хочется (если оно негативного регистра) переживать вновь и вновь. В рамках рассматриваемой нами темы вполне уместно в качестве такого события или состояния назвать оргазм. Оргазм – это гратуальное (от лат. gratus – приятный, радостный) виртуальное психологическое событие – с положительным регистром переживания. Приведем пример события отрицательного регистра – ингратуала: мужчины с нарушениями эректильной функции и женщины с оргазмическими дисфункциями, на фоне полного «физиологического здоровья», трагедию каждый раз переживают вновь и вновь – к этим состояниям нельзя привыкнуть. В силу аналогичных причин алкоголик «не может напиться»: выход из запоя предопределяется чаще всего физиологическими ресурсами организма – их истощением.

Возникает такое состояние спонтанно – без плавного перехода из нормального (консуетального) состояния в виртуальное: человек либо уже в нем, либо еще нет. Человек не может сам себя перевести в такое состояние волевым усилием или какими-то другими действиями. Верно и обратное: зачастую и вывести себя из такого состояния возможно лишь приложив серьезные усилия. Значим еще один момент: «спонтанность» свершается со скоростью быстрее, чем 25-й кадр! В экстремальных ситуациях возможно «наблюдение», скорее даже созерцание, такого события – переключения из консуетального состояния в виртуальное, но происходит это все помимо воли «наблюдателя».

Фрагментарность – человек, попавший в виртуал (слово «попавший» как нельзя лучше здесь подходит) воспринимает себя фрагментарно: влечение, желание, возбуждение, эрекция, соитие, ритм, оргазм – его число, сила, количество, – и т.д., и т.п. Описывает себя и свое состояние в объективированных терминах: рука сама потянулась, не мог оторваться, исчезло время, не слышал телефон и т.п.

Проведем аналогию с садово-парковым аттракционом – разнообразными горками, каруселями и пр. Во-первых, поездки на горках каждый раз переживаются актуально, к ним не наступает привыкания. Более того, именно специфические гратуальные (приятные) переживания скоротечных изменений в статусах телесности, сознания, личности и воли (это перечисляются подсистемы – реальности, – виртуального человека) создают эффект необычности и привлекательности. Либо, в случае укачивания (ингратуала), напрочь отбивают охоту повторять «удовольствие». Во-вторых, подобные ощущения полета можно вызвать у человека, сидящего за столом, с помощью компьютерной программы (эксперименты Н.А. Носова «авиагоризонт» [10].

Если в случае горок все переживания вызваны изменениями физического положения тела человека в пространстве, то в эксперименте «авиагоризонт» человек переживает подобные же ощущения, следя за экраном компьютера за столом – изменения виртуала сопровождаются подобными же ощущениями. Аналогично, порнографический образ вызывает переживания, не отличимые от переживаний в телесном пространстве с партнером.

Таким образом, для человека зависимого – порнографического аддикта, – не имеет значения, существует ли объект вожделения физически, как и для «летчика, сидящего за столом» – реальный полет. Ведь и тот и другой переживают имитационный процесс как настоящий. Количество и продолжительность переживаний ограничены лишь физическим ресурсом организма: объемом эякулята у мужчин и психологическим истощением у женщин.

Теперь вполне закономерно рассмотреть вопрос о типологии тех внешних образов (порнографических), которые способны вызвать соответствующие виртуальные переживания.

Оставляем открытым и выносим за скобки рассмотрение специфической структуры внутреннего мира аддикта – пространства психологического, субъектного, антропологического, духовного – как бы мы его ни называли. На языке виртуалистики структуру особи – ее онтографику и топологию. При одной ее структуре и/или топологии зависимость возможна, при другой таковая не возникает: при смене топологии внутреннего пространства (структуры души, психики, изгнания бесов и пр.) аддикт никогда не будет болеть никакими психосоматическими заболеваниями. Эта задача – объект аретеи, специального вида практики в виртуальной психологии, – выходит за рамки нашего рассмотрения.