Слуховая модальность

Половые различия по слуховым ощущениям менее изучены, чем по зрительным. В анкете Г. Гейманса (см. Приложение) в начале XX в. был вопрос о музыкальном слухе у женщин и мужчин. Эксперты обоего пола были единодушны в том, что высокий показатель этого параметра («очень хороший») и среди женщин,


Слуховая модальность 153

и среди мужчин встречается не слишком часто (в 14-15% случаев). Точно так же эксперты сошлись во мнении, что плохой музыкальный слух чаще бывает у мужчин, чем у женщин. А вот просто хороший его показатель вызвал разночтения во мнениях. Женщины-эксперты считали, что примерно о половине мужчин иполовине женщин можно сказать, что они обладают хорошим слухом.Мужчины-эксперты такой слух чаще замечали у женщин (Гейманс, 1911).

Объяснение результатов этого наивного исследования (сегодня никому не приходит в голову изучать ощущения у испытуемых с помощью опроса экспертов), очевидно, может быть связано с гендерными стереотипами. Женщины (особенно из привилегированных слоев населения, которые могли позволить себе иметьдомашнего врача!), как правило, не работали, но в свете должны были блистать — в том числе с помощью музыкальных способностей. И в воспитании девушек большое место отводилось занятиям музыкой. Возможно, поэтому у мужчин-врачей сложилось впечатление, что они чаще юношей обладают музыкальными способностями, ив частности, — музыкальным слухом. В настоящее время, когда музыкой занимаются и мальчики и девочки, возможно, хороший музыкальный слух одинаково часто встречается у тех и других. Современным ученым еще предстоит это выяснить.

Данные о более поздних исследованиях содержатся в книге Э. Маккоби и К. Жаклин. Воспользуемся этими данными, сгруппировав их несколько по-иному (по методикам и некоторым возрастным периодам).