Город Солнца» Томмазо Кампанеллы

 

Линию меритократии продолжил Томмазо Кампанелла (1568-1639) в фантастическом произведении «Город Солнца». В его вымышленном городе правили Метафизик, избираемый из самых мудрых граждан, а также подчиненные ему министры Могущества, Мудрости, Любви и жрецы. Министр Могущества – дипломат и главнокомандующий, министр Мудрости – руководитель науки и образования, министр Любви – управляющий сферами воспитания, бракосочетаний, производства благ.

Рабочий день сокращался до 4 часов за счет совершенствования техники (указано на применение новых источников энергии, что и произошло в действительности в XVIII – ХХ в.в.). Жрецы определяли, каким мужчинам и женщинам стоило создавать семью для рождения сильного и здорового потомства. Бесплодные женщины становились «общими женами». Таким образом, Кампанелла первым из европейских социалистов-утопистов полномасштабно и открыто изложил принципы евгеники.

В состав научного коммунизма подобные принципы не были включены по причине своей безнравственности и нарушения принципа бесклассового общества. Коммунизм стремится к свободе человека через обеспеченные экономическим базисом и новым мировоззрением благополучие и свободу всего общества. Принципы меритократического «идеального государства», жесткой принудительной евгеники и т.п. напрямую противоречат этой свободе.

Помимо утопических идей, Кампанелла сделал существенный вклад в прогресс научной методологии. До него Френсис Бэкон первоосновой познания называл индукцию: если явление регулярно повторяется в ходе множества наблюдений, следовательно, это обнаруженный закон природы. Бэкон стал основоположником эмпиризма. Кампанелла развил гносеологию в более верном направлении: ощущение есть отражение объективной реальности, оно всегда неполное, поэтому ощущение не представляет само по себе истины Это был еще грубый, но все же значительный шаг вперед. Например, во сне мы можем наблюдать несуществующие миры и события; гамма-излучение человек не ощущает органами чувств, тем не менее, оно существует и оказывает на организм пагубное влияние; в пустыне могут привидеться миражи. Чувства показывают нам внешнюю сторону явлений, но не стоящую за ними функцию. Рациональные тезисы Кампанелла совмещал с религиозной «теорией» божественного откровения.