От городов-утопий к цивилизации утопических предприятий

 

Следующее поколение утопистов на сей раз опиралось на научно-технический базис вместо голых этических лозунгов и совершенно нежизнеспособных политических моделей.

Сен-Симон (1760 – 1825) называл достойными управления обществом представителей «промышленного» класса, производящих большую часть человеческих благ. Важную роль он отводил труду, целью вместо борьбы людей друг с другом провозглашалась борьба людей в союзе друг с другом против природы. В то же время, его теория продолжала страдать недостатками, вызванными все еще слабой научной обоснованностью. Объединяющей весь народ объявлялась некая новая религия со следующей основной заповедью: «всякое общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении нравственного и физического состояния самого бедного класса; оно должно организоваться таким способом, который всего более содействовал бы достижению этой цели». При этом в теории Сен-Симона даже не были продуманы условия, побуждающие людей исполнять новую заповедь. В целом модель являлась идеалистической и неосуществимой.

Фурье (1772 – 1837) также обращал внимание на важную роль труда. Он делал выводы о неблагополучии современного ему общества по причине отсутствия трудовой деятельности больших слоев населения – женщины (в те времена большинство женщин не работали либо занимались лишь мелкой домашней работой), военные, бюрократы. Вторым бедствием Фурье называл децентрализованное, несогласованное, мелкое производство товаров. Он также обращал внимание на разрушительное действие многих менее заметных разобщающих факторов, в том числе неблагополучие в семейных отношениях и распущенность. Источником сведений о законах бытия, о верном направлении развития человечества в теории Фурье по-прежнему был Бог. Недостатком данного учения было непонимание необходимости ликвидации института частной собственности, хотя поощрялась честная кооперация в производстве и распределении благ.

Роберт Оуэн (1771 – 1858) выступал против всех религий и разрозненности в производстве. Он создал коммуны в Европе и США, правила в которых соответствовали интересам трудящихся, а не владельца-эксплуататора. Естественно, что противоречия, порожденные капиталистической составляющей общины, каждый раз вступали в конфликт с принципами экономической справедливости и первичности интересов трудящихся.

Коммуны перечисленных выше новых утопистов не устраняли полностью частную собственность, формировались в условиях неразвитой еще крупной промышленности, были малочисленными и локальными. К тому же трудящиеся, составлявшие население коммун в большинстве своем сами плохо понимали суть новых утопических теорий, без руководства со стороны интеллигенции, разработавшей данные теории, вся структура коммуны была нежизнеспособной. По этим и другим неотвратимым причинам все новые коммуны обанкротились и исчезли.

Возможно, в учениях Сен-Симона, Фурье и Оуэна кроются зачатки развившегося в ХХ веке учения о технократии и технокоммунизме, которые заслуживают отдельного внимания, хотя они и унаследовали от своих «предков» утопизм.