Евгеника в утопических моделях

 

Евгеника – учение о принудительном улучшении генофонда человечества (получении физиологически более совершенных, здоровых поколений людей).

С первобытных времен и до середины ХХ века методом евгеники была селекция человека подобно домашним животным. Судя по древнейшим легендам о Великом Потопе, распространенным как в Евразии, так и в Америке, больные и неполноценные люди уничтожались либо были игнорируемы обществом (негативная евгеника). Платон также говорил об уничтожении неполноценных детей и преступников. Он также рекомендовал допускать внебрачные сексуальные отношения между «высококачественными» мужчинами и женщинами для получения хорошего потомства для идеального государства (позитивная евгеника). На практике негативная и позитивная евгеника широко применялась только в период Второй Мировой войны на территории III Рейха.

Во второй половине ХХ века с открытием ДНК и изобретением клонирования стала возможной новая, непосредственно корректирующая гены евгеника. В начале ХХI в. первый успешный опыт по синтезу ДНК с заданными характеристиками из «неживого» вещества открыл перед евгеникой теоретически безграничные возможности. Сегодня в клиниках США возможно по взятой из зиготы клетке определить наличие или отсутствие наиболее распространенных врожденных заболеваний, задатки внешности будущего ребенка. Очевидно, возможна и коррекция генома, однако в связи с давлением духовенства это направление не развивается, как и клонирование человека.

Ошибкой древней и средневековой евгеники было стремление при помощи селекции человека добиться высоких умственных способностей будущих поколений. В ХХ веке ученые-психологи доказали, что сознание человека, его интеллектуальные способности, формируются только обстоятельствами и воспитанием. Генетически обусловленное здоровье создает только необходимые условия развития. Физически аномального ребенка могут недостаточно качественно обучать в предположении о «генетически обусловленной плохой способности к обучению». Так при неграмотном буржуазном подходе педагогов и родителей дети-инвалиды по зрению и слуху становятся «овощами» без развитой психики, без сознания, без личности. Руководствовавшийся диалектико-материалистическим подходом советский доктор Мещеряков воспитал из слепоглухонемых подростков не только дееспособных и трудоспособных граждан, но и ученых, и преподавателей.

Никто не спорит, что хорошо быть здоровым, сильным, красивым. Если бытие человечества станет соответствовать принципам высокоразвитого бесклассового общества, то и общественное сознание будет в первую очередь заинтересованно в благополучии и развитии человека, а не в накоплении капитала за счет эксплуатации чужого труда. Только тогда возможно при необходимости улучшение физических качеств и здоровья людей – только высоконравственными способами, эффективными, не противоречащими человеческой свободе и достоинству. Насильственная, унижающая, малоэффективная и глубоко безнравственная евгеника, которая описывалась и применялась ранее ее сторонниками, просто недопустима.

 

Общие черты, присущие старым теориям утопического социализма – это отсутствие исторического, классового подхода к пониманию общественной формы движения, незнание ведущих ролей производства и экономики в развитии общества. Большинство утопистов считали, что «исправление» общества – дело монарха или просветителей или отдельных революционных героев-аристократов, т.е. «эволюция сверху»/«революция сверху». Народные массы, по их мнению – пассивные «пожинатели плодов» реформ или революции.

История пред-коммунистических учений изложена для демонстрации бесплодности ранних попыток организовать социально справедливое общество без научного базиса, в отсутствие необходимых исторических условий. Это и ответ на критику коммунизма со стороны учений-оппонентов, направленную не на научный коммунизм, а на тезисы старого утопического социализма. Такая тактика анти-марксистов является обыкновенным популизмом, направленным на борьбу с действительным коммунизмом.