Неомарксизм

 

►Причины появления нео-марксизма

 

Еще во времена становления научного коммунизма в политически активных кругах Европы сомнению стали подвергать единственность и вообще состоятельность достижения бесклассового общества путем социалистической революции и социалистического государства. Называвшихся «истинными коммунистами» псевдонаучных выскочек громили в своих работах Маркс с Энгельсом, а затем Ленин и Сталин.

Некоторые тревоги идеологических предшественников нарождающегося нео-марксизма были небезосновательными. Лев Троцкий и другие революционные деятели предупреждали о возможных процессах бюрократизации и использования предателями структуры государственной власти трудящихся для и контрреволюции и новой эксплуатации. Об этом же говорили русские левые анархисты.

До революций 1917 года, и в 1917 году, и в первой половине ХХ века борьба коммунизма с империализмом велась в открытой бескомпромиссной форме. Первые годы после революции приходилось непрерывно «чистить партийные ряды», защищаться от внешней капиталистической агрессии, применять все новые, не безболезненные для советского народа, тактики. Тем не менее, планы социализма давали фантастические результаты в промышленности, обороноспособности, науке, а затем – и в бытовой обеспеченности граждан СССР.

Первый наглядный повод для «левых» недоучек засомневаться в верности советского коммунистического подхода дало поражение всех социалистических революций в Западной Европе. Вместо коммунистов там одержали победу самые радикальные, националистические представители буржуазии начала ХХ века – фашисты. Под влиянием капиталистических антисоветских фальсификаций и фашистской пропаганды у всех социальных слоев в Западной Европе и США сформировалось представление о радикальных действиях Сталина по защите трудящихся от внутренних и внешних врагов народа как о терроре, репрессиях, геноциде. После смерти Сталина эта клевета при пособничестве внутренних предателей, дорвавшихся до власти, поразила и сам СССР.

Когда пали фашистские режимы, ученые-коммунисты Западной Европы прекратили практическую деятельность и основали философские школы в различных ВУЗах. На базе этих философских школ рос неомарксизм, как попытка получить ответы на причины поражения коммунистов в капиталистических странах Западной Европы и «отсутствия отмирания» государственной диктатуры в социалистических странах Восточной и Центральной Европы.

В процессе этих поисков были созданы сложнейшие «философские» труды, претендовавшие на интегрирование философии с языковедением, литературой, буржуазными психологией и социологией. Однако все философские изыскания не дали положительного разрешения теоретических проблем коммунизма. Пытаться изобрести «новую философию», замешивая в «тесто» философских систем добавки из буржуазных общественных наук – занятие ненаучное и вредное. Разгадка кроется в том, что как раз с марксистко-ленинской теорией коммунизма в себе все в порядке, а с пониманием и применением ее многими «левыми» – мягко говоря, не очень. Кроме того, даже наличие всех объективных условий революции не есть железная гарантия победы социалистической революции. Сам Ленин неоднократно писал в обращениях к западноевропейским соратникам, что в их странах события будут разворачиваться хоть и в рамках общих исторических законов, но везде по-своему, что немыслим вертикальный взлет развития без подчас больших отступлений.

 

► Антонио Грамши о гегемонии

 

Из всех западных теоретиков наиболее успешно разобрался в данной проблеме итальянский коммунист Антонио Грамши (1891-1937). Не оспаривая основ исторического материализма и революционной теории Ленина, он определил специфические условия Западной Европы начала ХХ века. Грамши писал о т.н. гегемонии – особенностях диктатуры буржуазии, не позволяющих в случае с современной ему Западной Европой свершиться социалистической революции.

При буржуазной гегемонии капиталистическое государство – окрепшее, обладающее скрытыми орудиями подавления пролетариата, нашедшее классы-союзники, которым можно давать подачки в обмен на 100% поддержку системы. Население деморализовано, обмануто, запутано подготовленной для антикоммунистической информационной войны интеллигенцией. Сильны армия, полиция, дезинформирующие спецслужбы. Политически неграмотен и неорганизован пролетариат. В результате народные массы винят в своих бедах не истинные причины (частную собственность, межнациональную разобщенность, империализм), а коммунистов и подсунутые буржуазной пропагандой виртуальные фетиши (неарийские расы, мистических мировых заговорщиков, инопланетян).

Но главная суть гегемонии – не в силовом и не в информационном подавлении одного класса другим. Гегемония основана на добровольном согласии подавленного класса с властью правящего класса. Это согласие зиждется не только на обмане и «зомбировании», но в первую очередь на возможности осуществления правящим классом реальных действий, воспринимаемых подчиненным классом как такие, в которых он сам заинтересован.

Интересы правящего класса тогда воспринимаются народными массами как общепринятые ценности, как устраивающая большинство и считающаяся этическим эталоном массовая культура. Успешно осуществив гегемонию, в Европе одержали уверенную победу буржуазия и фашисты.

После сокрушительного поражения европейского фашизма сильнейшие буржуазные государства, кроме информационной обработки населения, использовали для популизма относительное улучшение условий жизни своих народов, и таким образом сняли революционную напряженность. Спасительные для буржуазии поблажки европейскому и американскому «среднему слою» (по материальной обеспеченности) давались за счет открытого силового ограбления народов азиатских и африканских колоний.

По окончании Первой Мировой и Второй Мировой войн колонии освободились от военно-административного подчинения метрополиям империй. Но метрополии объединились вокруг одного центра – США, и вернули власть над всеми колониями в новой, скрытой форме: путем кабального кредитования, внедрения либерально-буржуазной экономики и культуры, угрозы со стороны международного военного блока. Так было обеспечено относительное благополучие жителей избранных стран, и безропотная покорность большей части остального мира, согнувшегося под плетьми МВФ, ЦРУ и НАТО.

Уничтожение СССР позволило США и их союзникам различными способами растоптать все социалистические страны и другие непокорные страны-конкуренты, превращая их население в мертвецов, калек и морально разложившихся «животных» и «зомби». Жители самих стран бывшего СССР первыми подверглись необратимому экономическому и психологическому разгрому, значительная часть народа превратилась в безнравственное и темное быдло (это в значительной мере касается не только городских рабочих и крестьянства, но также военной, политической, культурной и научной «элит»).

Распространение телевидения, мобильной телефонной связи, компьютеров и разнообразнейших программных сервисов глобальной сети Интернет в 1990-е и 2000-е годы позволило развернуться буржуазной психологической обработке «на полную катушку». Почти все народы мира под информационным давлением прогрессирующей международной буржуазии стали безвольными марионетками. Гегемония буржуазии стала хорошо организованной, глобальной и в ближайшей перспективе непобедимой.

Можно подумать, что во времена Маркса монархия, духовенство и развивающиеся буржуа поддерживали свою власть только военной и полицейской силой, а «мирная» гегемония была установлена гораздо позднее. Но в действительности гегемония присутствовала в разной мере во всех экономических общественных формациях. В противном случае никакие силовые методы не могут подавить гнев народных масс.

С развитием производства правящий класс вынужден то расширять, то сворачивать социальные «приманки» для отсрочивания революционной ситуации. Относительно доступные развлечения и бытовая техника для бедняков, автомобили в кредит для «среднего» слоя и квартиры в кредит для тех, кто побогаче, – средство для убаюкивания народных масс, подобное благотворительной краюхе хлеба и ночлегу в бараке пару столетий назад.

Материальные и духовные потребности трудящихся растут вместе с ростом и развитием производства. Эксплуататоры до поры способны удовлетворять эти потребности, навязывать новые фальшивые потребности, удовлетворение которых – необходимое условие для роста капитала олигархов. А вот когда верхи больше «не могут», а низы – не хотят терпеть такое положение, тогда появляется известное условие революции. Поэтому теория гегемонии не является чем-то особо новым и самостоятельным, это просто небольшое разъяснение одной из граней исторического материализма.

 

► Антонио Грамши о фетишизме и активности

 

Отчуждение власти в СССР со временем стало двойным: непартийные трудящиеся избавлялись от ответственности, полагаясь на отцовское покровительство партийных коммунистов и народных депутатов, а большая часть партийных коммунистов говорила о партии как о чем-то отдельном от них самих. Например, член партии говорит: «наша партия становится антинародной, раз додумалась в своих корыстных интересах принять такое-то решение», и забывает о возможности самому вмешаться в критикуемый процесс. Организацию, которая действует как целое, но большинство ее участников психологически не отождествляют себя с ней, ведут себя пассивно, Грамши характеризовал как обладающую коллективным сознанием и называл фетишем. Любая, некогда выражавшая интересы класса организация со временем может стать таким фетишем, как это произошло в 1980-е годы в СССР. В противоположность такому фетишизму Грамши ставил активность, т.е. тенденцию к активному вмешательству субъектов организации в общее дело. Активность субъектов организации сохраняет актуальность, эффективность, соответствие цели этой организации.

Грамши умер от болезней через несколько дней после освобождения из фашистской темницы, не дожив до начала Второй Мировой войны.

 

► Герберт Маркузе против классического марксизма

 

Другие западноевропейские неомарксисты впали в идеологическую путаницу и пессимизм. «Вину» за победу реакции над социалистическими революциями они взвалили на Ленина, Сталина и советское государство в целом. Кто-то обвинял коммунистов-практиков ХХ века в «непонимании марксизма», а кто-то – самого Маркса в «ошибках» его теории. В общем, «кто виноват» - неомарксисты для себя «разобрались». Осталась еще вторая половина вопроса, которую также пытался решить неомарксизм – что делать с бюрократией и не ослабевающей, а растущей диктатурой (причем как им казалось – уже не диктатурой пролетариата, а привилегированной партийной и чиновничьей верхушки)?

Классический коммунизм подсказывает нам, что для поддержания истинной диктатуры пролетарского большинства и процесса отмирания диктатуры нужно окончательное уничтожение частной собственности, воспитание коммунистического мышления у всех и распределение управления обществом между всеми. Необходимы народный контроль, поддержание «чистоты» партийных рядов и наличие честных избранных трудящимися лидеров, своевременно организующих устранение отклонений от корректного курса на бесклассовое общество. Диктатура пролетариата, когда необходимо, должна силовым путем бороться с внутренним и внешним буржуазным противником.

А вот неомарксист «франкфуртской философской школы» Маркузе писал о ситуации в буржуазных странах середины ХХ века, что «классы исчезли» (?), но обещанное коммунизмом общество не возникло. Под исчезновение классов здесь подразумевается не устранение эксплуатации, а «уравнивание» всех классов в западных странах путем развращения идеологией лени и неуемного потребления при помощи развивающихся СМИ, потери у пролетариев воли к борьбе. Забавно, что в действительности если даже и судить по материальным доходам населения, то их разрыв никогда не уменьшался, а напротив, всегда продолжал расти.

В отчаянии Маркузе пишет работу «Одномерный человек», в которой, кроме указаний на «зомбирование» пролетариев в буржуазных странах, касается и рассматриваемой нами проблемы отчуждения власти от трудящихся в соцстранах с дальнейшей ее бюрократизацией и догматизацией идеологии. Однако по Маркузе трудовой народ СССР, отчуждая от себя власть, получает относительный простор для культурного, литературного творчества и прогресса в иных сферах. В целом выводы Маркузе пессимистичны: свержение капитализма и уничтожение принципа диктатуры вообще невозможно.

Для преодоления проблем разлагающегося буржуазного общества Маркузе предлагал отказаться от навязанных «ложных ценностей». Необходимо изменить потребности человека – с порождающих эксплуатацию природы на гармонирующие с нею, обратив свои желания и чувства к «высокой духовности». Такое решение проблемы звучало утопически и идеалистически, и кроме того, не содержало конкретного плана осуществления. Но другого решения Маркузе не видел, поэтому его теория так и осталась «мертвой», не принесшей практической пользы. Маркузе пережил войну и во второй половине ХХ века в западных буржуазных странах занимался бесполезным популизмом, прикрытым квази-революционными лозунгами.

 

► Пост-философия «корректирует» марксизм

 

Внедрение принципов посторонних наук в неомарксизм негативно повлияло на попытки развить коммунистическое учение. Ничего полезного добавлено не было, зато был допущен ряд ошибок, вводящих недоучившихся «левых» и политически неграмотные массы во вредное заблуждение. Маркузе издал труд «Эрос и цивилизация», в котором окончательно забрел «не в ту степь», выдумав «исторические законы», основанные на сомнительных «теориях» Зигмунда Фрейда и Эриха Фромма (из области буржуазной психологии и социологии).

Позитивизм, феноменология и экзистенциализм привели неомарксистов к неверным выводам об историческом процессе на основании лишь наблюдаемых за короткий отрезок времени частных случаев истории. Не будем здесь подробно рассматривать эти направления «постфилософии», ограничимся краткими определениями.

Феноменология (учение о феноменах, развитое Эдмундом Гуссерлем (1859-1938)) – «философский» метод выявления «чистой структуры сознания». Чистая структура – направленность сознания на предмет. Выявление осуществляется через очищение сознания от эмпирического содержания и освобождение от догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру. Иными словами, феноменология является интуитивным усмотрением идеальных сущностей (феноменов), непосредственно данных сознанию.

Экзистенциализм– «философское» понимание гуманизма, концентрирующее внимание на иррациональности человеческого бытия, внутреннем мире, преодолении человеком собственной сущности. Экзистенция, т.е. существование – аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта – сущности. Экзистенциализм отрицает разделение мира на объективный и субъективный. Человеку присуще якобы независимое от эпох «истинное бытие» (существование, экзистенция), а при смене общественных устройств ему навязывается нечто несвойственное (сущность).

В действительности же, если убрать все «неестественное», «навязанное системой», все «разрушающее, травмирующее воздействие человека на природу и на самого себя», то не останется самого человека, останется неразумное животное или мертвец.

Все эти «новшества» «пост-философии» относятся к чему угодно – буржуазным этике, эстетике, искусству, но только не к философии, и точно не к коммунизму, хотя содержат обломки заблуждений и гротескных философских систем прошлого в новой упаковке (эпигонизм). Соответственно, «пост-философия» вряд ли может чем-то пригодится в практике классовой борьбы.

 

► Марксизм в Китае

 

Когда прекратил свое существование СССР, последователи неомарксистов и народные массы решили, что «линия Ленина» ошибочна и порождает лишь временную, неустойчивую диктатуру пролетариата, обязательно завершающуюся буржуазной контрреволюцией. Но вот проблема: соседний с СССР Китай сохранил социалистический курс, модифицировал его в соответствии с обстоятельствами. В результате Китай – всесторонне развитая, экономически и идеологически прочная держава с благополучным и оптимистичным населением.

Один из факторов проигрыша буржуазной контрреволюции в Китае – издревле укоренившаяся там массовая идеология конфуцианства. Веками конфуцианство не только усмиряло китайский народ перед про-феодальным чиновничеством, но также сплачивало его, воспитывало в духе рациональности, взаимопомощи, дальновидности, уважения к решениям государственной власти, стремления к процветанию государства. Когда в 1980-е годы коммунистическая идеология временно ослабла, конфуцианский дух не дал состояться буржуазному перевороту. Трудящиеся не поддержали насильственных действий подкупленной и обманутой оппозиционной молодежи, а руководство, в которое не смогли проникнуть предатели, приняло эффективные меры по прекращению беспорядков. Страсти утихли, с новой силой развернулся всесторонний прогресс. Китайские традиции и конфуцианство кроме положительной стороны имеют и отрицательную: жестокость ко всему живому, культ роскоши, излишняя бездушная прагматичность, и эта негативная сторона без сомнений должна быть со временем полностью изжита.

Еще до Второй Мировой войны компартия Китая и националистически настроенная партия Гоминьдан освобождали от тирании местных феодалов и бесчеловечных японских оккупантов отдельные регионы Китая. Затем коммунисты вступили в вооруженный конфликт с жестокой фашистской властью гоминдановцев, и одержали полную победу.

Японские оккупационные войска в Китае были быстро разгромлены советской армией в ответ на их захватническую агрессию против СССР.

Активист китайских коммунистов Мао Цзэдун из повстанца и теоретика марксизма-ленинизма превратился в диктатора, отстаивавшего интересы китайских трудящихся и руководящего укреплением мощи воссоединившегося Китая. Теорию марксизма-ленинизма он не модифицировал, но приспособил к китайским реалиям, доказав важную роль китайских крестьян и синтезировав коммунизм с конфуцианством. Культ Конфуция во времена Мао был под запретом, но принципы конфуцианского учения в управлении государством и народном сознании сохранились и даже усилились.

После победы над всеми врагами в объединенном Китае утвердился коммунистический курс, проводилась аграрная реформа, развивалась тяжёлая промышленность, укреплялись гражданские права. Было разрешено развитие любых учений и открытая критика партии, но это сразу же привело к дестабилизации в обществе и подготовке контрреволюции ярыми врагами народа. Мао пришлось применить жесткие меры, благодаря которым власть трудящихся и государственная целостность в Китае были сохранены.

Во время защиты китайскими добровольцами братского корейского народа от агрессии и чудовищного геноцида со стороны вооруженной до зубов американской авиации (в начале 1950-х г.г.) погибло около миллиона китайцев. Просмотрите архивные видео: на пепелищах Кореи и Вьетнама среди гниющих трупов корчатся, умирая, обугленные и изуродованные тела женщин и детей. Среди погибших защитников корейского народа были и советские летчики-истребители, и родной сын Мао Цзэдуна – Мао Аньин.

В конце 1950-х в КНР была проведена производственная акция «Большой скачок вперед», во время которой крестьяне массово выплавляли сталь в маленьких сельских коммунах по всей стране, пока не была построена крупная металлургическая промышленность. Сельское хозяйство при этом начало приходить в упадок, поэтому на следующем этапе больше внимания уделялось аграрному сектору.

В СССР бездарный генеральный секретарь Хрущев вместо выполнения экономических рекомендаций покойного Сталина по дальнейшему преобразованию в развитое бесклассовое общество, проводил бездумную либерализацию, критику Сталина, сумасшедшие аграрные эксперименты и попытки военных авантюр против США и Китая (приведших только к позорному ослаблению геополитических позиций СССР).

Мао не мог не понимать опасности хрущевского безумия, и вынужден был вступить в конфликт с СССР, позднее разрешенный дипломатически.

Противники Мао тем временем предпринимают попытку либерализации и коммерциализации страны, но Мао после небольшого перерыва в управлении Китаем возвращается с новыми реформами – «Культурной революцией». Эта революция уничтожила традиционные и мелкобуржуазные пороки народных масс, сделав очередной шаг по предотвращению антинародной контрреволюции. Молодежные отряды «Красных стражей» и «Бунтарей» боролись со спекулянтами, консерваторами, коррупционерами и прочими вредными остатками старого раздробленного общества. Некоторые отряды молодежи не удержались перед искушением и сами стали мародерами. Эти банды вступили в противостояние с армией и полицией, поэтому их вместе с порочными бюрократами временно отправили на перевоспитание в деревни. В дальнейшем развитие КНР стало стабильным, но от этого не менее быстрым и впечатляющим.

После смерти Мао продолжились индустриализация и урбанизация, китайская армия стала одной из самых многочисленных и сильных в мире. В 1980-е, когда СССР неудержимо разрушался, подкошенный диссидентами, партийными предателями, морально разложившимся народом и мировым империализмом, КНР была готова к любым невзгодам, и после непродолжительной заминки стала превращаться в самую могучую после США державу.

Сегодня КНР имеет прочные геополитические позиции, обеспеченные растущей экономикой, ядерным оружием, огромной армией и оптимистичным патриотическим духом большинства китайцев. Китай осуществляет крупнейшие в мире политико-экономические, строительные, производственные и научные эксперименты без ущерба для личного благополучия граждан, экспортирует по всему миру любые виды товаров, осуществляет независимую космическую программу и не отстает от других развитых стран в сфере информационных технологий.

 

► Анжела Дэвис против буржуазно-фашистской «машины» США

 

В Западной Европе и США все эти годы коммунисты подвергались гонениям. Последовательницей-практиком «франкфуртской школы» стала Анжела Дэвис (1944 г.р.). Изучив в Европе нео-марксистскую теорию, она вернулась в США и вступила в коммунистическую партию, за что была уволена с работы из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В те времена государство потакало расистам, организованно притеснявшим и уничтожавшим афроамериканское и латиноамериканское население США.

Активист организации «Черные пантеры», сопротивлявшейся расистам, Джордж Джексон, взялся помочь Анжеле освободить ее парня и брата, которых власти США арестовали по сфабрикованному обвинению. В ходе попытки освободить невиновных людей, Джексон с сообщником были убиты. Также был застрелен судья, и государство начало охоту на Дэвис, хотя она сама в вооруженном столкновении не участвовала. Через два месяца ее нашли и арестовали. В тюрьме Дэвис организовала акцию по сбору залогов для бедных заключенных, таким способом была освобождена и сама. Суду не удалось сфальсифицировать против нее доказательства, и дело было прекращено.

До сих пор Дэвис занимается правозащитной деятельностью и работает в Калифорнийском университете в Санта-Крузе в качестве профессора философии. Ее жизненный пример показывает, насколько неуместной была критика демократичности в СССР со стороны США. В СССР репрессиям подвергались по большей части действительные вредители, враги советского народа. В СССР немыслимо было убийство человека из-за цвета кожи, а в США это было нормой и приветствовалось государством, жестоко каравшим всех несогласных.

* * *

Мы рассмотрели наиболее близких к марксизму нео-марксистов, и плоды их деятельности. При этом были опущены теории Альтюссера, Ги Дебора и т.п. «пост-философов», т.к. последние слишком уж далеко отошли от марксизма. Элементы их мудрствований еще встретятся нам в разделе «неоевразийство».

Временным поражением коммунизма его история не заканчивается, не заканчивается на этом и история близких к нему, но совершенно утопических учений. Далее я предлагаю к ознакомлению два «новейших» направления развития общества, претендующих на преодоление капитализма. Эти направления содержат откровенно антинаучные элементы, но подобно утопистам Эпохи Возрождения и Нового Времени, они могут подсказать некоторые прикладные моменты устройства общества будущего, и уж точно – дать пищу для продуктивной критики, на которой вырастает научный коммунизм.