Современный эко-примитивистский утопический социализм

 

В годы поражения социалистических стран и всемирной экспансии идеологии либеральной буржуазии в кругах молодежи возник культурный вакуум. Сложилась тяжелая атмосфера культурного упадка, безысходности, всеобщей деморализованности. В СССР поколение 1980-х было загублено: молодежь буквально вымерла от наркомании, алкоголизма, убийств и самоубийств. Отдельные люди старшего поколения, получившие в СССР качественное образование, сочетавшее развитие эвристического мышления, широкий кругозор и практику, еще тогда начали новые поиски выхода из мрачной, пессимистичной общественной ситуации. Страдая от голода и холода, эти люди не сдавались, и создали несколько «новейших» направлений, как им казалось, преодоления комплексного кризиса урбанизированного и глобализируемого буржуазного мира.

В Евросоюзе трудящиеся временно "убаюканы" мелкобуржуазным благополучием и многолетней пропагандой. Мнимая стабильность европейцев подкреплена эксплуатацией слабых, т.н. "неразвитых" и "развивающихся" стран.

Другое дело – по ту сторону океана, в Америке. Американские народные массы уже полвека страдают от модернизированной гегемонии буржуазии, все это время пребывая под гнетом зомбирующей системы. Отсутствие конкуренции сдавшихся соцстран, отсутствие примера и давления со стороны СССР вызвали в США снижение социального обеспечения населения и прочие ухудшения. Для сглаживания ситуации в США плодами чужого труда пользуются не только буржуи, они делятся с 10% безработных иждивенцев. При помощи Интернет люди получили доступ к большей части всех накопленных цивилизацией знаний, ко всем значительным новостям в мире, к возможности ежедневного онлайн-общения, в т.ч. больших групп людей, на больших расстояниях. Страны Южной и Центральной Америки осознали зависимость мирового капитализма от их ресурсов, и взялись за укрепление самостоятельности, обеспеченной радикальными социалистическими изменениями.

 

И в славянских странах, и в американской части света существенная доля молодежи в 2000-е годы обратилась к «новейшим» политическим теориям, как к оружию, направленному на слом застойной, грозящей всемирным крахом и тоталитаризмом, мировой буржуазной системы.

Наступило время обращения взглядов в прошлое, независимого повторного открытия уже бытовавших ранее моделей «справедливого общества». В заново построенных, модернизированных утопических моделях кроме вопросов ликвидации подчинения тиранической власти и эксплуатации труда важное место заняла проблема улучшения отношений с природой. Примитивистские учения ставят на первый план задачу возвращения человека к обособленной общинной жизни в дикой природе.

В России последних лет мощнейшим воплощением нового примитивизма стала «Концепция Анастасии». Концепция создана одним человеком – сибирским предпринимателем Владимиром Мегре, но выражает настрой части населения, разочаровавшейся в современной цивилизации. Анастасия – по всей видимости, вымышленный персонаж, возможно имеющий реальный прототип. На ее слова, как на слова учителя, пророка, божества, Мегре ссылается в своих книгах серии «Звенящие кедры России». Помимо изложения примитивистского мировоззрения, книги играют роль рекламы разнообразной продукции, изготавливаемой на основе различных частей кедров. Нельзя отбрасывать очевидное умозаключение о коммерческой заинтересованности Мегре в создании и популяризации своей теории. Некоторые главы его книг изобилуют грубейшими естественнонаучными ошибками, историческими неточностями и т.п. Но за корыстной и полуграмотной формой скрывается критический взгляд на современную цивилизацию, а также отдельные конструктивные предложения по устранению проблем современности.

В книгах и выступлениях Мегре, кроме фантастических и рекламных элементов, разъясняется принцип (довольно поверхностно) и усиление эксплуатации в буржуазном обществе, беспочвенность и вред этнической дискриминации, первейший интерес буржуйских корпораций к накоплению капитала (часто с вредом для человека) вместо работы на развитие человека. Мегре на первое место ставит (как минимум, в своей теории) высокую нравственность, гармонию людей друг с другом и с природой.

Всем желающим предлагается основать «родовые поместья». Это значит переселение семьями из городов в леса и поля, строительство с единомышленниками частных домов из природных материалов (дерева, самана и т.д.), выращивание для личного употребления растительной пищи, высоконравственное воспитание детей вне школ и ВУЗов (подобно методу Жан Жака Руссо [7]).

В родовом поместье для создания микроклимата и обеспечения дарами природы необходимы не менее 1 га земли, естественный или искусственный водоем, выращивание огородных, садовых культур, трав и кедров (в первую очередь – родового дерева). Жители родовых поместий ведут здоровый образ жизни, совместно отмечают праздники, а при необходимости – совместно трудятся, безвозмездно помогая друг другу (например, при строительстве дома). Эти люди стараются полностью отказаться от благ цивилизации, развращающих молодежь и уничтожающих природу. Всем предоставляется выбор: не желающие отказываться от городского образа жизни пускай остаются в городах, где могут жить по-старому, а могут попытаться улучшить отношения города с природой.

Учение Мегре не осталось чисто теоретическим. За последние несколько лет в странах СНГ появились последователи-практики, создающие отдельные родовые поместья или целые поселения (с полным или частичным соответствием теории Мегре). Анастасиевцы надеются на разработку и утверждение государственных программ, благоприятствующих основанию родовых поместий. К сожалению, здесь примитивисты забывают о столкновении их благородных интересов с хищническими материальными интересами крупной буржуазии. В случае чрезмерно широкого распространения Концепции Анастасии буржуазные корпорации начнут терять рабочую силу, потребителей товаров, земли и ресурсы. Капитализм не допускает подобных притеснений, и реагирует на подобную ситуацию всеми законными и незаконными способами, уничтожая опасное движение на корню. Относительная лояльность сегодня государственной власти, выражающей интересы буржуазии, к образованию родовых поместий объясняется только скептическим мнением о перспективах опасно массового осуществления Концепции Анастасии.

Учение Мегре – вид утопического социализма, а сам автор – буржуа, развившийся из мелкого предпринимателя. Присутствует черта коммунизма – освобождение пролетариата, но через специфическую форму отказа от участия в капиталистическом производстве в пользу более примитивного способа, а не прогрессивного. Отсутствует первоочередное значение проблемы частной собственности и классовой борьбы.

Вместо научного метода в основу русского примитивизма положены религии, мистика, фантастические притчи и аллегории. Все это делает анастасиевцев идеологически ближе к зеленому анархизму, нежели к коммунизму. Полезный эффект от книг Мегре серьезно подпорчен ярко выраженными религиозно-мистическими и мелкобуржуазными лейтмотивами. В других регионах мира также существуют подобные экологические движения, но, как правило, в меньших масштабах и с менее конкретной теоретической основой. Вот несколько любопытных цитат из серии книг «Звенящие кедры России» Владимира Мегре.

 

«… Пусть сегодня, перед закатом, глашатаи разнесут указ фараона, в котором будет сказано: «С рассветом нового дня, всем рабам даруется полная свобода. За каждый камень, доставленный в город, свободный человек будет получать одну монету. Монеты можно обменять на еду, одежду, жилище, дворец в городе и сам город. Отныне вы – свободные люди». Когда жрецы осознали сказанное Кратием, один из них, самый старший по возрасту, произнёс:

- Ты – демон, Кратий. Тобой задуманное демонизмом множество земных народов покроет.

- Пусть демон я, и мной задуманное пусть люди в будущем демократией зовут.

Указ на закате был оглашён рабам, они пришли в изумление, и многие не спали ночью, обдумывая новую счастливую жизнь. Утром следующего дня жрецы и фараон вновь поднялись на площадку искусственной горы. Картина, представшая их взорам, поражала воображение. Тысячи людей, бывших рабов, наперегонки тащили те же камни, что и раньше. … Скоро выберут себе начальников, судей. Пусть выбирают: они ведь считают себя свободными, а суть – не изменилась, они, по-прежнему таскают камни».

 

«Миллиардер Джон Хайцман умирал на сорок втором этаже своего офиса. … Ещё отец наставлял молодого Хайцмана: «Пусть эти выскочки от политики мелькают на экранах телевизоров и на газетных страницах. Пусть президенты и губернаторы разговаривают с народом, давая заверения о счастливой жизни. Пусть публичные миллиардеры разъезжают на авто представительского класса в сопровождении охраны. Тебе, Джонни, всего этого делать не следует. Ты должен всегда быть в тени и, с помощью своей власти, власти денег, управлять правительствами и президентами, миллиардерами и нищими разных стран. Но они не должны догадываться, кто ими управляет. Схема – предельно проста. Это я создал валютный фонд, в нём числится много вкладчиков. На самом деле, под разными именами, там находится семьдесят процентов моих капиталов. Внешне, для тупой толпы, фонд создан для поддержки развивающихся стран. На самом деле, я создал его, как механизм сбора дани со всех стран. Вот пример. Начинается военный конфликт между двумя странами, одной из них, а чаще всего двум, требуются деньги. Пусть берут, отдавать будут с процентами.

Происходят в какой-то стране социальные потрясения, и снова требуются деньги – пусть берут, отдавать будут с процентами. Вступают в борьбу за власть «две политические силы, одна из них получит через наших агентов деньги, и снова отдавать будут с процентами. Только одна Россия платит нам ежегодно три миллиарда долларов».

 

«Как ни странно, но именно в нашем современном, казалось бы, информационном времени, ситуаций, способствующих встрече двух половинок, становится всё меньше. Живущие в больших, густонаселённых мегаполисах люди словно отделены друг от друга невидимыми перегородками. … Сейчас самыми приемлемыми местами для знакомств принято считать бары, рестораны, дискотеки, курорты. Но из таких знакомств, даже закончившихся брачным союзом, счастливой жизни в любви и согласии, как правило, не получается. В девяноста случаях, по свидетельству статистики, такие браки распадаются».

 

«Вот скажите, пожалуйста, уважаемые господа, президенты, премьеры и канцлеры, кто, на самом деле, управляет государствами? На первый взгляд, такой вопрос выглядит странным, даже школьник, отвечая на него, скажет: «Страной управляют президент, правительство, дума». Но такой ответ говорит лишь о масштабной иллюзии людских масс, и не только в нашей стране. … никакой президент, канцлер или премьер не может являться управляющим государством, они – лишь озвучивают чужую волю».

 

«Еврейские погромы кому-то очень выгодны, имеется в виду материальная выгода в том числе. … В обществе растёт недовольство олигархами, финансовыми воротилами. По данным Госкомстата, примерно, около 70% населения страны считают, что их необходимо немедленно раскулачить, судить. … Ни в коем случае не поддайтесь на провокацию и не опускайтесь до погрома синагог. Вы сыграете по разработанному не вами сценарию. Нельзя обвинять всех евреев в интриганстве и неблаговидных деяниях. Среди евреев, как среди белорусов, украинцев и русских, есть разные люди. … Когда, выступая на читательской конференции в Казани, где в зале присутствовали люди разных национальностей, в том числе и много мусульман, я прочитал главу из книги еврейского писателя и поэта Ефима Кушнера «Бескровная революция». Перед тем как читать, я сказал, что это еврейский писатель и живёт он в Израиле, но пишет о России, о её будущем. Я прочитал главу, а когда закончил, зал разразился громом аплодисментов. Мусульмане аплодировали еврейскому писателю и поэту».

 

«Но я считаю, что нет в нашей жизни сегодня более важного, чем вернуть земле первоначальное цветенье».

 

«Можно ли сегодняшним людям открыть дорогу в космос? И научить их осваивать Марс, Луну? Нельзя! Потому что, там появится оружие, там появится грязь, там будут такие же войны, как на Земле. Но, человек ведь, создан для того, чтобы осваивать другие миры. И это произойдёт только тогда, когда человек поймёт и освоит Землю».

 

«Власть меняется, но жизнь не улучшается. Почему? К власти приходят всё время плохие люди? Сомнительно. Скорее всего, сложившая система любых политиков, пришедших во власть, делает недееспособными чиновниками в решении вопросов реального улучшения жизни общества. Возьмите законодательные собрания последних созывов. Вроде бы голосуем за нормальных, имеющих семьи людей, а получаем, в ходе их деятельности, мягко говоря, странные законопроекты. Почему? Может быть, придя во власть, они попадают в другой, оторванный от народа мир? Квартира в депутатском доме, машина с мигалкой, кабинет, куда не вхож народ, льготы всевозможные и суета сует. Дедушка Анастасии предложил интересный проект закона для депутатов. Все они должны получить землю и жить непременно в построенных на этой земле поселениях, по соседству с народом».