Современный эко-технологический утопический социализм

 

Далеко не всю эко-протестную молодежь прельщает массовый переход к «благополучному и гармоничному», но полудикому образу жизни в лесах и степях. Вместе с массой негативных явлений, мировая цивилизация создала для нас всякого рода удобства, которые можно сохранить без уничтожения промышленности и городов как таковых. Благодаря накопленным человечеством научным знаниям можно органично совмещать экологические и технологические принципы в бесклассовом обществе будущего. Данное направление современного утопического социализма во второй половине ХХ века в США обрело форму конкретной теории и движения благодаря стараниям промышленного дизайнера и футуролога Жака Фреско (1916). Его проект преобразования общества получил название «Венера». В 2000-е годы на экраны по всему миру вышла серия фильмов «Дух Времени». В них Фреско с единомышленниками в популярной форме изложил все свои воззрения и предложения.

В первом полнометражном фильме критиковались религиозное манипулирование сознанием, буржуазная экономика и буржуазная глобализация. Были оглашены преступные стремления синдиката крупнейшей мировой буржуазии, использующего государственную власть США, МВФ и военный блок НАТО для осуществления варварских военных кампаний, геноцидов, кредитного закабаления, провокационных кровавых терактов.

Во втором фильме раскрыты причины бед, приносимых буржуазной денежно-кредитной системой, злодеяния экономической и военной «инквизиции» мировой буржуазии, бездумное разорение ресурсов и экологии планеты в гонке за прибылью. Показаны принципы ресурсо-ориентированной экономики (РОЭ), являющейся современным вариантом экономики бесклассового технократического общества (технокоммунизма). Производство благ и планирование экономики нужно поручить автоматическим системам. Человек будет освобожден от тяжелого принудительного труда в пользу свободной, интересной и творческой работы. Прекращение варварской добычи основных невосполнимых ресурсов, ликвидация «грязной» промышленности, новые принципы устройства городов и предприятий позволят восстановить дружественные отношения с природой.

Исчезнет принципиальная разница города и деревни: города станут экологически чистыми, озелененными, а деревни – технологически развитыми и комфортными. Город и деревня могут уступить новому типу поселения – тесно переплетенному с природными элементами, практически и эстетически оптимальному, позволяющему легко возводить оригинальные комфортные здания, с высокоавтоматизированным «чистым» производством, с развитыми сферами науки, инженерии, семейного отдыха. Благодаря эффективному, экологически чистому производству и справедливому распределению благ, управляемому вычислительной системой, устраняются причины трудовой эксплуатации, преступности, войн, считает Фреско (выходит, у него теория перевернута с ног на голову: «ветер дует, потому что деревья колышутся»).

 

Вот конкретные предлагаемые действия:

 

1. Разоблачайте банковское мошенничество, бойкотируя самые мощные банки.

2. Не смотрите новости по ТВ. Посещайте независимые новостные агентства в Интернете для получения информации.

3. Не служите в армии и других силовых структурах.

4. Перестаньте поддерживать энергетические компании. Геотермальная, солнечная, ветровая и другие возобновляемые источники энергии уже доступны потребителю.

5. Отвергайте политическую систему. В денежной системе не бывает подлинной демократии.

6. Присоединяйтесь к движению Zeitgeist (Дух Времени). Нужно создать крупнейшее массовое движение для изменения общества.

 

Третий фильм повествует об иррациональном использовании природных ресурсов, о том, что природная и социальная среда являются причинами, определяющими поведение человека, а вовсе не генетическая наследственность. Прогнозируется бесконечная цепочка мировых кризисов, порожденных капиталистической гонкой. Из этого делается вывод, что всестороннее материальное благополучие, высоконравственное воспитание народных масс и отказ от капитализма ликвидируют предпосылки бедственного положения многих людей, всех форм насилия, позволят человеку встать на новую ступень развития.

На примере биографии Фреско хорошо видно, как бытие определяло его сознание. Он был свидетелем голода и бродяжничества на улицах Нью-Йорка во время Великой Депрессии, колоссальных затрат ресурсов на ведение Второй Мировой войны, неэффективности американского образования, растущей преступности и морального разложения, порождаемых нуждой и телевизионным развращением.

Популяризация проекта «Венера» при помощи брошюр, сайтов, фильмов превратила его из экзотических фантазий небольшой группы футурологов в массовое молодежное движение, распространившееся одновременно по всему земному шару.

В 2011 году общественное движение «Дух Времени» и проект «Венера» Фреско разделились по причине высокой формальности первого. Проект «Венера» стремится создать собственное движение, реализующее на практике в небольшие сроки все теоретические достижения команды Фреско. На данный момент большая часть сторонников общества РОЭ участвовала именно в организации «Дух Времени».

Начальная идея, породившая движение «Дух времени» - информирование людей о проекте «Венера». По мнению участников движения РОЭ должна будет заменить в будущем капитализм [8]. Экономические решения будут приниматься коллективно, опираясь на рекомендации компьютерной системы и исходя из реальных возможностей земли, а не человеческих мнений [9].

 

Основные принципы РОЭ (по мнению основателей движения «Дух Времени»):

 

1. Рациональное управление природными ресурсами Земли, отмена частной собственности на природные ресурсы.

2. Отмена товарно-денежных отношений, т.к. цена многих товаров не отражает реальной физической ценности природных ресурсов, затраченных на их создание. Жажда капитала создаёт необходимость выпускать как можно больше товаров, причем с малым сроком службы для поддержания спроса. Т.к. эксплуататор старается получить сверхприбыли побольше, а трудящимся (они же потребители) заплатить поменьше, возникает изобилие товаров, количество которых периодически превышает спрос. Истощаются впустую природные ресурсы и выбрасывается чрезмерное количество вредных отходов. Мотив прибыли, присущий денежной системе, создает стимулы для увеличения прибыли вне зависимости от воздействия на человека или окружающую среду. В буржуазном государстве, когда производство автоматизируется или передается на управление другим компаниям, компания увольняет «лишних» работников, тем самым забирая у них источник средств к существованию. Путем осуществления всеобщего доступа к продуктам труда, предоставляемым устойчивыми средствами производства на основе имеющихся ресурсов, оптимизации в производстве и сохранении природных ресурсов, эти проблемы денежной экономики могут быть преодолены.

3. Автоматизация продуктивнее ручного труда, избавляет от повторяющихся и трудоемких задач, не производит классического капитала (прибавочного продукта, произведенного рабочей силой пролетариев, отнятого в пользу владельцев средств производства и реализуемого ими на рынке).

4. Некапиталистическая технологическая глобализация и научный подход к принятию решений. Сеть инфраструктуры для мониторинга планетарных ресурсов в режиме реального времени сделает наиболее эффективным использование их в решении проблем планетарного масштаба. Принятие решений в отношении методов производства, потребности в тех или иных благах, городского планирования, хранения и переработки и т.п. должно выполняться на основе анализа соответствующих тенденций и данных, с помощью использования научного метода.

5. Автономные экологически чистые поселения (устойчивые городские системы) будут выступать в качестве информационной ячейки в глобальной технологической сети. Эти поселения должны включать производства всех благ, которые люди будут использовать на ежедневной основе в пределах города; использовать центральный компьютер для распределения энергии, ресурсов и передачи данных в режиме реального времени системам города, которые также будут являться информационными ячейками технологически единого мира.

Планы перехода к обществу, в котором возможно беспрепятственное осуществление перечисленных мер сторонники движения «Дух Времени» делят на два крупных этапа:

1. Массовое просвещение, привлечение к работе в объединении «Дух времени» как можно большей массы сторонников по всему миру, выборы региональных координаторов, начало борьбы с голодом и милитаризмом.

2. Революционный этап: повсеместные бойкоты корпораций-производителей и кредитной системы, мобилизация ресурсов и строительство независимых от государства поселений нового типа в сотрудничестве с перешедшими на сторону «Духа Времени» предприятиями и политическими организациями.

Разделение сторонников РОЭ на проект «Венера» и движение «Дух Времени» может свидетельствовать об иных методах достижения цели лично у Жака Фреско. По словам Фреско, после победы идеологии РОЭ первая главная цель – преодолеть дефицит и обеспечить всем необходимым население земного шара (используя комплекс технических и организационных мер). Как одержать эту победу, стройной теории, подобной политической линии, как у Ленина, у Фреско нет. Обобщенные принципы РОЭ, характеризующие одновременно проект «Венера», движение «Дух Времени» и их ранние прототипы и элементы, пока не изложены ни в одной книге, но их можно найти в сети Интернет [10].

Для лучшего понимания проекта «Венера» обратимся к выдержкам из брошюры Жака Фреско «Проектируя будущее» [11].

 

«Ребёнок, рождающийся сегодня, наследует мир, разительно отличающийся от того, который получило поколение его родителей, не говоря уже о том, который был столетия назад».

 

«Чтобы вынести максимум пользы из этих идей, ты должен совместить открытость разума со скептицизмом».

 

«852 млн. людей по всему миру голодают. Каждый день более чем 16000 детей умирают от голода - 1 ребёнок каждые 5 секунд. В мире более 1 млрд. людей в настоящее время находятся ниже международной черты бедности».

 

«Но не важно, сколько людей сопротивляется, перемены в человеческой цивилизации неизбежны. Перемены имеют место в любом социальном строе, и их присутствие – это единственное, что не меняется. Можно сказать, что вся человеческая история - это одна постоянная перемена».

 

«Одно из условий создания нового общества таково, что новое общество должно жить согласно потенциальным возможностям планеты».

 

«Мы не рождаемся с предосуждением, нетерпимостью или злобой; они развиваются из нашего жизненного опыта. Нам не следует вступать в бессмысленные дискуссии о врождённой порочности человеческой натуры, а стоит исследовать поведение людей, изменявшееся в течение всей истории человечества. … Вы не сможете выделить факторы, отвечающие за поведение, только изучая личность. Напротив, мы должны изучать культуру, в которой воспитывался человек».

 

«Некоторые думают, что нам нужны правильные законы, и тогда якобы мы сможем покончить с нашими проблемами. Но не слишком ли много законов у нас уже есть? Мы написали многие тысячи законов, но, тем не менее, они постоянно нарушаются».

 

«Вдумайтесь: когда наступает кризис, и людям не хватает денег на покупку вещей, разве Земля становится каким-то другим местом? Разве куда-то исчезают товары с прилавков магазинов и почва, чтобы выращивать зерновые? Это просто правила игры, которым мы следуем, и которые причиняют так много страданий».

«Суть в том, что если для корпорации определяющий фактор – прибыль, решения любого рода принимаются не в пользу людей и окружающей среды, а для приобретения состояния, частной собственности и власти».

 

«Экономика, основанная на ресурсах, быстро перейдёт к функционированию на чистых источниках энергии. Это возможно, только когда больше нет финансово-кредитных рамок на пути реализации или обеспечения необходимых нужд. С исчезновением потребности в прибыли, собственности и с ликвидацией дефицита, научно-исследовательские лаборатории быстро начнут работать вместе и свободно делиться информацией. Не будет нужды в патентах или "информации для внутреннего пользования", потому что конечной целью станет не получение денег для возможности продолжить исследования, а достижение результатов, которые свободно и своевременно станут доступны всему населению планеты».

 

«Геотермальная энергия может дать в 500 раз больше энергии, чем содержится во всех мировых запасах ископаемых, одновременно снизив угрозу глобального потепления».

 

«При проектировании и развитии новых городов делается акцент на восстановление и защиту окружающей среды»

 

«Создание морских городов значительно поможет нам в решении проблемы перенаселения».

 

«Понимают ли это люди, живущие в денежной системе или нет, но ими постоянно манипулируют через СМИ. Самые глубокие убеждения людей навязываются книгами, фильмами, телевидением, религиями, образцами для подражания и близким окружением. Даже понятия добра и зла, представления о морали являются частью их культурного наследия и жизненного опыта. Этот метод управления не требует применения грубой физической силы и он настолько успешно работает, что большинство даже не чувствует и не осознаёт, что ими манипулируют».

 

«…распределение изделий и услуг будет осуществляться в распределительных центрах без применения денег или любой другой формы обмена».

 

«Укороченные рабочие дни позволят людям больше времени уделять семье и близким».

 

«Когда образование и ресурсы будут доступны всем без какого-либо ценника, человеческий потенциал станет поистине безграничен». [10]

 

Полноценным представителем коммунизма проект «Венера» и движение «Дух времени» не являются уже хотя бы по той причине, что не имеют четкой революционной теории, без которой победа над капитализмом немыслима. Еще одна черта, отличающая проект «Венера» от коммунистического учения, чрезмерное увлечение идеей изобилия благ. Якобы при изобилии и справедливом распределении исчезают мотивы для эксплуатации и любого девиантного поведения. Есть ряд капиталистических стран, где примерно до 90% граждан обеспечены всем необходимым для безбедной жизни, но капитализм в них невероятно силен, и не думает исчезать. Эксплуатация рабочей силы, частная собственность порождает недостаток благ (у эксплуатируемых классов), а не наоборот. Вспомните, именно появление избытка благ вызвало, в конце концов, разделение первобытного общества на классы, появление частной собственности. Так что изобилие может временно смягчить последствия капиталистической эксплуатации, но не привести к ее отмене. Мы не стали свидетелями полного устранения классовой системы также и политикой Ленина. Но так вышло не из-за ошибок в марксизме-ленинизме, а как раз из-за отступления от него. Марксистко-ленинские методы показали возможность значительного прогресса в коммунистическом развитии общества, и оставили колоссальное положительное наследие даже после краха СССР.

Что касается денег, их мгновенное физическое уничтожение (или же отказ от использования) само по себе бессмысленно – без полной ликвидации самой потребности в их функциях, они вновь вернутся (возможно, в новом виде). Гораздо продуктивнее сначала направить деньги на пользу трудящихся, избавить от функции капитала (временно допустив функцию универсального эквивалента для обмена товарами в социалистической республике). Затем условиями экономики можно обеспечить полное отмирание денег за ненадобностью.

Тем не менее, не смотря на заявления Фреско о том, что он не коммунист, множество коммунистических принципов присутствует в его видении общества будущего. Его утопия ближе к коммунистическому бесклассовому обществу, чем примитивизм наподобие «Звенящих кедров России» Владимира Мегре. Коммунизм подразумевает развитие производства, как у Фреско, а не его деградацию, как у Мегре. Кроме того, поучительными являются попытки радикального решения ресурсной, экологической, демографической и иных глобальных проблем.

Для классического коммунизма не чужды были идеи управления жизнью общества с использованием вычислительных систем на глобальном уровне. Подобный проект разрабатывал советский академик Виктор Глушков (1923-1982) - ОГАС. В СССР были реализованы только экспериментальные элементы данной системы, управлявшие финансовой, производственной стороной работы отдельных предприятий, либо их логистикой.

Логистика – часть экономической науки и область деятельности, изучающая организацию рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

В Чили аналог ОГАС был полномасштабно воплощен в жизнь, но практически не обладал способностью самостоятельно принимать и приводить в исполнение управленческие решения. В Википедии размещена отдельная статья и масса интересных ссылок на тему Чилийской ОГАС, названной «Киберсин». Эта система была уничтожена во время фашистского переворота 1973 г., но ее разработчик Стаффорд Бир продолжил исследования в данной области.

Подобная управляющая система и связанная с нею глобальная катастрофа описаны в фантастической техноопере Виктора Аргонова «2032: легенда о несбывшемся грядущем». Произведение доступно в сети Интернет и является одним из музыкальных шедевров современности: эмоциональная музыка Аргонова сочетается с захватывающим сюжетом и с вокалом обладательниц неповторимых голосов – Елены Яковец и Ариэль.

 

Из рассмотрения пред-коммунизма, классического научного коммунизма и пост-коммунизма следует, что пред- и пост- классика не представляют коммунизм.

Пред-коммунизм дал исходное сырье для развития отличного от него, научно и практически обоснованного, живого и подвижного учения.

Пост-коммунисты, не знающие или отвергающие большую часть марксизма-ленинизма, совершают массу ошибок, неумело «изобретают велосипед», не сопровождают слова массовой практической деятельностью.

Авторы новых квази-коммунистических учений делают и небольшие прикладные открытия, которые в перспективе могут быть полезными. Другая положительная роль пост-коммунистов – объединение молодежи (в странах, где пока фактически отсутствуют классические коммунистические партии).

Современные коммунистические партии – единственные, кто наиболее точно представляет и осуществляет на деле коммунистическое учение в наши дни. Но и в коммунистических партиях масса недостатков – современный народ скептически относится к любым партиям, сами партии вынуждены прибегать к некоторым методам, используемым буржуазными конкурентами, по-прежнему среди коммунистов мало молодежи, официозная иерархическая структура неповоротлива и в некоторых вопросах чрезмерно консервативна, сами лидеры слабы в коммунистической теории.

И все же по сравнению с квази-коммунистическими движениями, классические коммунитические партии – наилучший выбор для сторонников коммунизма. Вступив в коммунистическую партию, можно привнести в ее работу свое творчество, настоять на чистке рядов, привлечь новых единомышленников, предлагать исправление очевидных внутренних недостатков, повысить соответствие деятельности реалиям текущего момента, при необходимости сотрудничать с другими движениями. Депутаты-коммунисты имеют возможность вскрывать антинародные планы буржуазии, официально высказывать на сессиях коммунистическую позицию, протест, предложения, организовывать трудящихся на реальную борьбу вместо пустых «разговоров на кухне».

Сегодня коммунизм – наиболее научное, проверенное обширным опытом прогрессивное учение, способное кроме прочего объяснить суть других учений, занять среди них первое место.

2.3 Концепция Общественной Безопасности «Мертвая вода»