А. Пре-модерн

< Пре-модерну был свойственен консерватизм, духовное, мифологическое мировоззрение («мифос»). Мир воспринимался сверхъестественным, подчиненным духовному началу. > Первые боги ассоциировались с природными стихиями, и одновременно с человекоподобными героическими личностями. Они не считались полностью трансцендентными, они «были где-то рядом» – в море, реке, ручье, роще, в недрах гор и в облаках. Человек представлял себя частью божества или порождением этого божества. Роль человека была второстепенной, ничтожной перед миром божественного. В культуре это проявлялось в принесении жертв, культе смирения, поста, соблюдения аскетических правил, воспевании богов и самоунижении перед их мощью. На строительство и обслуживание религиозных сооружений затрачивались огромные средства. Все люди ежедневно уделяли значительное количество времени для соблюдения обрядов, весь их склад ума носил мистический характер.

Значительное влияние на формирование «мифоса» оказали закономерности природы и бессилие перед нею первобытного, античного и средневекового человека. Зависимость от погоды, катаклизмов, урожайности вызывала трепет перед неподвластными человеку явлениями окружающей среды. Загадочная смена дня и ночи, зимы и лета, рождения и смерти привели к представлениям о вечности и цикличности времени и истории.

В эпоху пре-модерна общепринятым было представление о полной повторяемости исторических ситуаций, т.е. «все повторялось один к одному», «без какого-либо результирующего прогресса». Всем этим воззрениям способствовало практически нулевое развитие производства на протяжении целых столетий, о чем упоминалось в «законе времени» КОБ.

Консерватизм в культуре – приверженность традиционным устоям, сопротивление подмене собственной культуры чужеродной. Консерватизм в политике – отстаивание ценности государственного и общественного порядка, активное укрепление государственной безопасности против внешней угрозы, жесткое отстаивание своих интересов на международной арене. Культурный и политический консерватизм являются составляющими единой концепции. Консервативные теории всегда брали на вооружение борцы за интересы наиболее реакционных классов.

Пре-модерн состоял из двух периодов – архаичного и религиозного.

< В архаичный период социологическая формула (топика) представляла собой дробь «мифос»/«мифос». > В бессознательном, во снах царил «мифос», и в реальности господствовал «мифос». Вера была равномерно распределена в сознании всего общества. Люди представляли богов подобными себе, растворенными буквально во всем вокруг.

В следующий, религиозный период, церковь «отделила» духовное от мирского, монополизировала посредничество между Богом и людьми. Начались попытки объяснить духовное через «логос», в сознании началось «опустынивание». < Топика этноса превратилась в топику народа: «логос»/«мифос». >