Постфилософия

Осью нео-евразийской «философии» является разбор работ Мартина Хайдеггера, в которых основным вопросом является содержание и взаимоотношение бытия и сущего. Свои теории Хайдеггер называл «философией иного начала». < Бытие у Хайдеггера(Dasein, вот-бытие) – это все, что есть, нечто, а не ничто; это бытие в его подвижном, объективном представлении, каким оно и есть (в немецком варианте это глагол, действие); все, что есть – это вот-бытие, остальное порождается им в его составе. Сущее у Хайдеггера (das Seiende,сущее) соответствует статичным, метафизическим представлениям человека о бытии, о процессах и материи (в немецком варианте это существительное, предмет); человек в своем сознании воспринимает бытие метафизически, как сущее.

Сущее порождается, выбрасывается «вот-бытием». Как только человек пытается осознать, представить, констатировать фрагмент бытия, в его сознании оно превращается в сущее, в неподвижный образ, предмет, каких в природе не существует. Диалектический метод марксизма, например, требует понимания всего в движении, а психика человека развилась так, что оперирует статичными образами. Материя (в широком, философском, диалектико-материалитическом смысле), немыслимая без движения, можно сказать, сама являющаяся движением – есть все «нечто», противоположное категории «ничто», это все бытие. Но когда я изложил это определение, а читатель прочел, в нашем сознании бытие уже отразилось как сущее. Категории бытия, движения, существования и т.п. неуловимы и могут быть восприняты нами только как объекты сущего, являясь бытием, как и все вообще. Причина такой ситуации – не наш недостаток и не чей-то злой умысел, она в самом устройстве бытия, более-менее корректно описываемом только феноменологически. >

Идеолог нео-евразийства Александр Дугин говорит, что < создатель диалектического метода Гегель – человек «утра», «рассвета», «проснувшийся среди ночи», до «полуночи». Античная философия трактуется как «вечер», а современный период – как «ночь», когда «полночь еще не наступила», поэтому Гегель «не своевременный» философ. Наступление «полуночи» осуществляется в виде постмодерна, а преодолеть, пережить «полночь» может Сверхчеловек (по Ницше), если он появится. Сверхчеловек будет отрицать человека, как нечто жалкое. >

< По Хайдеггеру Великим Началом является выталкивание (истечение) сущего из бытия. В нашем сознании сущее тяготеет к материальному, к «логосу», а бытие – к духовному, к «мифосу». Природа (естественная окружающая среда) представлена в нашем понимании сущим, а человек, отчуждающий себя от природы, противопоставляющий ей себя, – единственный, чья природа в наших представлениях – бытие. Затем человек отчуждает от себя и бытие (наступает модерн, преобладание «логоса», рационального). Хайдеггер говорил о К. Марксе, что с него начинается «пустая» философия, человек поглощен производством (в обычном и особом смысле), помешан на нем. Причина тому – отчуждение себя и от сущего, и от бытия, «повисанием перед лицом пустоты» - наступление постмодерна. Теперь вместо сущего и бытия доминирует виртуальное. Хайдеггер предупреждал власти III Рейха, что следует понять суть сущего и бытия, и то, что «сущее – не бытие». Это дало бы понимание, что сущим, «логосом» коммунизм в СССР не победить, не помогут армии и тысячи машин. Но предупреждение Хайдеггера не было осознано властями. Современная цивилизация еще больше поглощена отчуждением от всего, оставляя себе виртуальное, загрязняя природу, разрушая душу и тело. >

Читателям, хорошо ориентирующимся в философии или просто желающим наиболее глубоко вникнуть в «хайдеггеровские» истоки нео-евразийской теории, настоятельно рекомендую обратиться к литературе: [25]. Обратите внимание на описание исторического процесса по модели пре-модерн – модерн – пост-модерн через метаморфозы категории «четверица» (Geviert , крест, образованный парами «земля» - «небо» и «человек» - «бог» с «вещью» на перекрестии). В русском языке «вещь» на слух и по смыслу созвучна с вестью, вещанием, вече. Процесс метаморфоз – «опустынивание», совершаемое человеческим «ничто», называемым «постав» (Gestell, сустав, остов).

< Опустынивание «поставом» было начато древнегреческими философами, средневековыми схоластами и креационистами, опредмечиванием мира Декартом – все более глубокими попытками объяснить духовное через рациональное.

«Gestell – это ничто, заложенное в глубину бытия человека начинает свою работу. Gestell – это фундаментальная стратегия по разрушению das Geviert. Gestell – это превращение поэзии в производства. Земля отныне подлежит эксплуатации. Небо – погода – звезды требуют управления, человек теперь явление чисто техническое, он убивает Бога как картезианский концепт, и изгоняет богов как источников освящения.

Но не человек ошибается, избирая технику. Он становится заложником процесса Gestell, который коренится в бытии – но в бытии человека. Человек разрушает Geviert».

С наступлением модерна «вещь» замещается товаром, бог умирает и оказывается «под запретом», человек становится производителем и тяготеет к производству копий. Пост-модерн возвращает бога как формальность, иронию, человека превращает в раба иллюзий – первую стадию пост-человека, вместо неба – виртуальные образы жалких, извращенных стремлений, вместо вещи – симулякр. >

Симулякр – воплощение чистой иллюзии, стереотип, за которым не стоит то сущее, за которое он себя выдает. Это обман, «копия без оригинала». Например, человек видит в рекламе новую, модную модель товара, покупает ее, а через год (или даже раньше) выбрасывает, т.к. симулякр стал немодным, появился более совершенный или просто другой аналог. Другой пример – кто-то ожидает от разрекламированной политической партии решения своих коренных проблем на государственном уровне, голосует за нее на выборах. А партия оказывается тоже симулякром – приманкой одних и тех же буржуазных сил, стремящихся продлить свою гегемонию и не помышляющих что-то улучшать для своих избирателей. Допустим, есть и честная политическая партия, состоящая из активных представителей народа, поставивших на первое место общие интересы, актуальные и для самих представителей. Но эту партию народ не выберет во власть – по заказу олигархии создан негативный симулякр. Вся наша жизнь в эпоху постмодерна превратилась в скопище симулякров, продвигаемых или очерняемых рекламой и модой.

< В самый «темный» период пост-модерна, следуя модели Хайдеггера, наступит «полночь»: время радикального субъекта вместо вчерашнего человека, время последнего бога и последней империи. >

Для более глубокого понимания всего сказанного о Хайдеггере следует самостоятельно ознакомиться с экзистенциальной структурой «вот-бытия». Это эмоциональная окраска, аутентичный и неаутентичный модусы, «болтовня», «любопытство, жажда нового», «падение», «страх», «ужас смерти», Das Man. По мнению Дугина, русское вот-бытие представляет собой русский народ, а русский Das Man – все навязываемое нам либерально-буржуазными властями, становящееся массовым мнением.