Структурная социология

 

< Топика (греч. topos - место) – это концептуальное пространство, в котором происходит исследование (техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство). Топика структурно-социологического исследования имеет структуру, образованную несколькими осями координат (одни из которых относятся к «логосу», другие – к «мифосу»). Отсюда название «структурная» социология.

Общество изучается по «мгновенным снимкам», при этом используется особая топика, полученная в результате синтеза психологической науки Карла Юнга и классической социологии Смэлзера. Эту топику называют «топикой глубин». Модель человеческого бытия можно перенести с временной оси в пространство интересующих нас параметров и рассматривать безотносительно ко времени. >

* * *

< Структура психики человека представляется сферой, поверхность которой – Эго («Я»), включающее в себя восприятие, мышление, волю (Супер-Эго, «Сверх-Я»), интуицию. Под этой оболочкой скрывается память, источники аффектов, т.е. более непредсказуемые элементы Эго. Глубже лежит бессознательное – не сознающее своего «Я», спонтанное, содержащее Либидо (сексуальное влечение) и Танатос (влечение к смерти). Ядро психики составляет коллективное бессознательное, наполненное общими для всех людей в мире стереотипами – архетипами.

Коллективный негатив в коллективном бессознательном представлен архетипом Тени. Процесс жизни человека – это процесс индивидуации, увеличения поднятия информации из коллективного бессознательного в Эго, ее осознания, преодоления Тени. Человек, завершивший свою индивидуацию, становится блаженным, убежденным оптимистом. Согласно этой теории, чаще всего в обществе процесс индивидуации прерывается на полпути, и люди чувствуют свою бесполезность, неудовлетворенность любыми благами и прочий психологический дискомфорт.

Каждый индивидуум в структурной социологии измеряется не принадлежностью к социальному классу, не «правизной», «левизной» или нигилизмом взглядов, а своим уровнем по пяти социологическим шкалам: деньгам, престижу, власти, образованию и индивидуации > (рисунок 12).

 

 

Рисунок 12 – шкалы стратификации, дополненные шкалой индивидуации

 

< Шкала дохода отражает величину денежного дохода человека за период времени по отношению к доходам других людей.

Шкала образования показывает, сколько лет человек потратил на образование.

Шкала власти означает число людей, находящихся в подчинении у человека.

Шкала престижа может быть тождественна шкале профессионального престижа (в либерально-капиталистическом государстве наиболее престижны профессии ученых, чиновников, банкиров, наименее престижны горничные, сантехники, дворники).

Шкала индивидуации показывает степень поднятия в сознание «мифоса» из коллективного бессознательного.

В архаических обществах индивидуация производилась принудительно (по традиции) радикальным методом – путем обрядов инициализаци. Подростки подвергаются запугиванию, истязаниям, испытаниям.

Через систему стратификационных шкал анализируются социальные цели и положение дел в различных обществах.

Если не развита шкала индивидуации, то высокий уровень по остальным четырем шкалам не приносит радости и удовлетворенности человеку. >

* * *

Картина нео-евразийской структурной социологии будет не полной без категории «имажинер».

< Имажинер – стихия воображения, промежуточное между материальным и духовным, между объективной реальностью и субъективным восприятием. Это и воображение, и воображаемое, и воображающее – вся сфера воображения. > Дугин проводит аналогию имажинера с платоновской промежуточной средой (миром проекций) между мирами эйдосов и бесформенной материи.

< Категория времени (оно же смерть, т.к. время ведет к смерти) противостоит категории имажинер. Процесс жизни представляет собою время со смертью в конце, а все остальное наполнение – имажинер, проект противостояния человека смерти. Итак, все разделяется всего на две категории – имажинер и смерть, которой тождественно время. Поэтому нео-евразийцы структурную социологию называют также «социологией воображения». Независимо от того, какова модель времени, собственно время всегда движется в одном направлении. Противостоящий ему имажинер может быть направлен вверх по оси времени (линейное прорессивистское время модерна) или навстречу времени, вниз (обратная модель времени у теософов). >

* * *

< «Мифос» наполняет особым содержанием структурную социологию, в отличие от классической, изучающей только тонкую прослойку структуры, соответствующую «логосу».

Социологический «мифос» наполнен огромной массой мифов и архетипов, относящихся к особым типам и группам. Именно «мифос» составляет основную толщу сознания, поэтому незнание этой составляющей делает для нас непредсказуемыми и странными многие яркие и значительные события в обществе.

Текущий «логос» общества может исчезнуть совсем, но на почве стабильного и богатого «мифоса» прорастет новый, совершенно иной «логос». >