Основание русского космизма Николаем Федоровым и Львом Толстым

Космизм (греч. – организованный мир) – мировоззрение, в основу которого положено представление о космосе как о живом организме (Боге), и о человеке как о «гражданине мира». Часто также подразумевается, что не только человек живет в огромном организме космоса, но и внутри человека – микрокосм.

Это учение было основано Николаем Федоровым (1829-1903). В эпоху Нового Времени научные знания в России постепенно становились доступны всем, и достигли слоев населения, близких к земле, крестьянству и искренней православной вере. В основу учения легло понимание несостоятельности средневекового толкования христианства, необходимости органично связать христианство с последними революционными открытиями в астрономии и других областях науки. Самыми главными в «проекте» Федорова стали идеи о бессмертии человека и о воскрешении Богом всех умерших руками самого человека.

< Для этого все люди на Земле должны каким-то образом примириться, объединиться и трудиться сообща. Обещанное в Библии воскрешение и бессмертие праведных людей должно осуществиться при помощи науки. Воскрешение – это наш долг перед предками. После «воскрешения» людей на Земле станет слишком много, поэтому они должны осваивать космос. Армии, оставшиеся не у дел, Федоров предлагал использовать в работах по преобразованию окружающей среды, направленных на предотвращение стихийных бедствий. >

Сам Федоров был педагогом, участником научных дискуссий, знатоком русской истории, культуры и искусства. Благодаря известности этого человека в кругах русской интеллигенции, его идеи получили мощное развитие, и продолжают развиваться до сих пор. В то же время ясно, что проект воскрешения – всего лишь грубая фантастика.

Прогресс техники и глобализация всегда способствуют развитию космизма, дают ему материальную базу для осуществления идей на практике. Преодолевать жадность, стремление обогащаться за счет чужого труда, войны и безнравственность, мешающие осуществлению следующего шага человечества, первые космисты предполагали православием и наукой. Но религиозный метод познания к тому времени уже изжил себя, и плоды могла давать только наука, основанная на диалектическом материализме, поэтому ценность исследований религозных космистов в сравнении с последовательными материалистами пренебрежительно мала.

Теория православного анархизма Льва Толстого была развита именно в духе русского космизма. Толстой надеялся, что идеи космизма станут целью примирившихся, живущих по заповедям Христа людей в предвосхищаемом им обществе. По его мнению, < для построения этого общества годятся только мирные методы: просвещение и убеждение. > Эта методологическая линия сохранилась почти неизменной по сей день.

Современные космисты для достижения своих целей создают прекрасные художественные произведения (картины, романы, музыку), пишут научные работы, совершают разнообразные открытия, изобретают и внедряют новую технику и технологии, занимаются просветительством и делают попытки стать частью государственной власти или значительно влиять на нее.